Способ определения силы трения покоя и скорости сдвига

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ TPEHRfl ПОКОЯ И СКОРОСТИ СДВИГА, заключаюйр йся в том, что испытуемую пару образцов приводят в контакт,нагружают нормальной и тангенциальной нагрузками,регистрируют скорость относительного перемещения образцов, а за силу трения покоя принимгшт величину тангенциальной нагрузки в момент цачала сдвига, отлич аю-. ,щ и и с я тем, что, с целью првышения точности, точку приложения нормальной нагрузки перемещают вдоль направления тангенциальной нагрузки . :л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (В

3(50 G 01 N. 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ (21) 3263842/25-28 (22) 24.03.81 (46) 23 ° 08.83. Бюл. 9 31 (72) Л.М.Лейках и Г.А.Хачиян (71) Московское специальное конструкторское бюро автоматических линий и специальных станков (83) 620 ..178. 162(088. 8). (56) 1. Крагельский И.E. Трение и износ. М., "Машиностроение", 1968, с. 252-258 (прототип), (54)(57) СПОСОБ ОНРЕДЕЛЖНИЯ СИЛЫ

TPEHKR ПОКОЯ И СКОРОСТИ СДВИГА заключающийся втом,,что испытуемую пару образцов приводят в контакт,нагружают нормальной и тангенциальной нагрузками, регистрируют скорость относительиого перемещения образцов, а за силу трения покоя принимают вели« чину тангенциальной нагрузки в момент начала сдвига, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повыаения .точности, точку приложения нормальной нагрузки перемещают вдоль направления тангенциальной нагрузки..1037145

Составитель Н. Кудрявцев

Редактор С. Патрушева Техред М.Костик Корректор А. Ференц

Заказ 6000/45 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения трибологических свойств подшилниковых материалов., и может быть использовано для определения силы трения покоя.

Известен способ определения силы трения покоя и скорости сдвига, заключающийся в том, что испытуемую пару образцов приводят в контакт, нагружают нормальной и тангенциаль-. 10 ной нагрузками, регистрируют скорость относительного перемещения образцов, а за силу трения покоя принимают величину тангенциальной нагрузки .в мо" мент начала сдвига (1). 15

Недостатком и з вест ного способа является низкая точность определения указанных параметров трения при его применении в случае, когда нормальное нагружение пары таково, что обус-20 ловливает перераспределение давлений в контакте между образцами, например при перемещении точки приложения нормальной нагрузки вдоль направления действия тангенциальной нагрузки,>5

Целью изобретения является повышение точности определения .силы трения покоя и скорости сдвига образцов.

Эта цель достигается тем, что согласно способу определения силы трения покоя и скорости сдвига, заключающемуся в том, что испытуемую пару образцов приводят в контакт, нагружают нормальной и тангенциальной нагрузками, регистрируют скорость относительйого перемещения образцов, а за силу трения покоя принимают величину тангенциальной нагрузки в момейт начала сдвига, точку приложения нормальной нагрузки перемещают вдоль направления тангенциальной нагрузки. 40

На чертеже схематически изображено устройство, реализующее описывае.ьый способ.

Устройство содержит основание 1, держатели 2 и 3 образцов 4 и 5, груз б для создания нормальной нагрузкий механизм 7 перемещения груза 6, блок

8 с нитью 9 и +руэом 10 для создания тангенциальной наГруэки Т, а также измеритель 11 скорости перемещения держателя 3 образца 5.

Способ осуществляется следующим образом.

Исследуемую пару образцов 4 и 5 нагружают нормальной Й и тангенциальной Т нагрузками с помощью грузов 6 и 10, величину которых выбирают из соотношения Т тй, где f - коэффициент трения между образцами 4 и

5. В отсутствие перемещения механиз- ма 7 с грузом 6 не происходит тангейциального (в направлении Т) сдвига держателя 3 с образцом 5 относительно образца 4, При перемещении механизма 7 с грузом б происходит перераспределение нормальных давлений в зоне контакта между образцами 4 и 5, в результате чего держатель 3 с образцом 5 будет перемещаться относительно образца 4. Скорость сдвига регистрируют измерителем 11. Задавая, например, величину грузов б при постоянной тангенциальной нагрузке и перемещая механизм 7 с грузом 6, например, возвратно-поступательно с различной скоростью, регистрируют скорость сдвига образца 5 и получают зависимости этих скоростей от нагруз.— ки при постоянной силе трения покоя.

Применение описанного способа, позволяет не только повысить точность определения силы трения покоя и скорость сдвига при воздействии перераспределения постоянной нормальной нагрузки в контакте, но и расширить . диапазон применимости известного способа, т.е. получить новые данные о процессах трения в таких случаях, когда имеет место некоторый перекос осей при передаче крутящего момента трением .с помощью валков и пр.

Способ определения силы трения покоя и скорости сдвига Способ определения силы трения покоя и скорости сдвига 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх