Предохранительная муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСП4ЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 46552 A

16 D 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3458167/25-27 (22) 23,04.82 (46) 07.10.83. Бюл. И 37 (72) Б.Е.Урес (71) Николаевское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота (53) 621,825.6(088.8) . (56) 1. Авторское свидетельство СССР и 842287, кл. F 16 0 41/87, 1981.

2 ° Авторское свидетельство СССР

H 489358, кл. F 16 D 7/00, 1973 (прототип). (54)(57) 1, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, содержащая наружную полумуфту, расположенную в ней внутреннюю полумуфту с радиальным отверстием, в котором установлена подпружиненная собачка, контактирующая с наружной полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения срабатывания муфты при запуске, она снабжена обоймой с зубчатым венцом на внутренней поверхности, дополнительной собачкой, установленной во внутренней полумуфте, контактирующей с зубчатым венцом обоймы и стопором, установленным во внутренней полумуфте между собачками и фиксирующим положение основной собачки при запуске.

2. Муфта по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что наружная полумуфта выполнена с зубчатым венцом на внутренней поверхности»

1046552

Предохранительная муфта содержит 50 ведущую наружную 1, ведомую внутрен-, нюю 2 полумуфты и собачку 3, входящую цапфами в пазы 4 полумуфты 2 и касающуюся концом зубчатого венца 5 полумуфты 1. 55

Полумуфты 1 и 2 расположены в обойме 6, на внутренней поверхности которой имеется зубчатый венец 7.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи вращения.

Известна предохранительная муфта, содержащая наружную и внутреннюю полумуфты с зубчатыми венцами на обращенных друг к другу поверхностях и расположенную между ними пружину (1 ).

Недостатком муфты является односторонняя передача вращения.

Наиболее близкой к изобретению является предохранительная муфта, содержащая наружную полумуф гу, расположенную -в ней внутреннюю полумуфту с диаметральным отверстием и 15 установленную в нем подпружиненную собачку, контактирующую с. наружной полумуфтой 2 J.

Недостатком известной муфты явля-. ется низкая надежность из-за сраба- 20 тывания муфты при запуске.

Целью изобретения является повышение надежности путем исключения срабатывания муфты при запуске.

Поставленная цель достигается 25 тем, что предохранительная муфта, содержащая наружную полумуфту, расположенную в ней внутреннюю полумуфту с радиальным отверстием, в котором установлена подпружиненная 30 собачка, контактирующая с наружной полумуфтой, снабжена обоймой с зубчатым венцом на внутренней поверхности, дополнительной собачкой, установленной во внутренней полумуфте,контактирующей с зубчатым венцом обоймы и стопором, установленным во внутренней полумуфте между собачками и фиксирующим положение основной собачки при запуске. 40

При этом наружная полумуфта выпол. иена с зубчатым венцом на внутренней поверхности.

На фиг. I изображена предохранительная муфта, продольный разрез; 45 на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.;3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1.

Дополнительная собачка 8, входящая цапфами в пазы 4 полумуфты 2 своим концом касается зубчатого венца 7.

Между полумуфтами: 1 и 2 и обоймой

6 расположены подшипники 9 и 10. Пру-жина 11 давит на собачку 3 через толка-. тель 12. Пружина 13 давит на дополни- тельную собачку 8 через толкатель

14 и на стопор 15 через сухарь 16.

Стопор 15 расположен в прорези 17 полумуфты 2 на оси 18. На стопор 15 давит пружина 19 через сухарь 20. 8 толкателе 12 имеется паэ 21.

Полумуфта 2 соединена с валом 22 штифтом 23, установленным в хвостовике полумуфты 2 и входящим в паз 24 на валу 22. Паз 24 имеет некоторую протяженность в сечении, перпендикулярном оси вала.

В торце ведомого вала 22 установлен тормоз 25, прижимаемый пружиной

26 к радиальной насечке 27 на торце хвостовика полумуфты 2.

Муфта работает следующим образом.

В начале вращения полумуфты 1 конец собачки 3 попадает в углубление венца 5 (так как концы собачек 3 и

8, касающиеся толкателей 12 и 14, эллиптичны, то собачки 3 и 8 постоянно прижаты своими концами к венцам 5 и 7 соответственно ), после чего начинает вращаться полумуфта

2. Ведомый вал 22, соединенный с приводным механизмом, неподвижен (например, иэ-за сил трения покоя в приводимом механизме), и штифт 23 перемещается от одного края паза 24 . к другому. Дополнительная собачка

8 своим концом упирается в стенку венца 7 и перемещается вдоль паза

4, сжимая пружину 13 и поворачивая стопор 15, конец которого входит в паэ 21 толкателя 12. В результате этого упругое взаимодействие полумуфт 1 и 2 превращается в жесткое, Такое состояние сохраняется до тех пор, пока дополнительная собачка 8 не пройдет "мертвую тсчку" и не выйдет из зацепления с венцом

7. После этого пружина 13 разжимается, стопор 15 под действием усилия пружины 19 поворачивается вокруг оси 18 и выходит иэ паза 21, освобождая толкатель 12. 8 результате этого взаимодействие полумуфт 1 и 2 становится упругим через пружину 11.

Угол, на который может провернуться ведомый вал 22 относительно

Положительный эффект изобретения достигается за счет повышения надежности судовых систем и за счет применения в централизованно управляе30 мых трубопроводах относительно недорогих запорных органов, рассчитан-.ных на ручное управление.

10465 хвостовика полумуфты 2, должен быть примерно равен углу поворота полумуфты 2 относительно обоймы 6 от момента зацепления собачки 8 с венцом

7 до момента прохождения ею "мертвой точки". Это необходимо для того, чтобы привести в движение механизм, у которого велик момент страгивания (например, для привода клапана или механизма с массивными движущимися 10 элементами).

Если теперь передаваемый муфтой крутящий момент превысит предельное значение, на которое расчитана пружина 11, то собачка 3, пере- 15 мещаясь вдоль паза 4 и сжимая пружину

11, пройдет "мертвую точку". При этом. собачка 3 выйдет иэ зацепления с венцом 5, но останется прижатой к нему с незначительным усилием, гарантирующим постоянный контакт.

Таким образом, муфта сменила свою направленность, если до ее срабатывания она могла передавать крутящий момент только по часовой стрелке, то после срабатывания - только против часовой стрелки, Для перевода приводимого механизма в другое крайнее положение необходимо реверсировать привод.

Для привода механизма, момент страгивания которого практически не

52

4 превышает номинальный, не требуются обойма 6, собачка 8, подшипник 10, пружина 13, толкатель 14, сухарь 16, стопор 15, ось 18, пружина 19, су харь 20, штифт 23, тормоз 25 и

-пружина 26, а вал 22 :сливается с полумуфтой 2.

Таким образом, предлагаемая муфта предохраняет приводимый механизм, имеющий два крайних положения, от перегрузки. После отключения ведущая и ведомая полумуфты контактируют толью ко через конец собачки, который скользит по шлицевому пояску ведущей полумуфты, при этом усилие прижима минимально необходимо для обеспечения постоянного контакта. Это практичес" ки не снижает долговечности муфты.

8 общем случае свойства муфты меняются во времени, обеспечивая жест" кую связь валов в пусковой период и упругую - в остальное время.

1046552

1046552

1046552

ВНИИПИ Заказ 7700/37

Тираж 925 Подписное

Филиал ПОП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электроинструментам, содержащим предохранительную муфту

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи ограниченного крутящего момента

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства
Наверх