Двухсторонний стопорный механизм

 

ДВУСТОРОННИЙ СТОПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий ведущий и ведомый валы, неподвижный корпус с подвижно установленными в нем двумя подпружиненными собачками и храповое зубчатое колесо, установленное на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения нагруженных валков , он снабжен опорой с резьбовым глухим отверстием и упорным подщипником, храповое-колесо выполнено с втулкой, у которой резьба выполнена на внешней поверхности, а зубья храпового колеса выполнены трапецеидальной формы с большим основа нием на периферии зуба, ширина. зуба выполнена равной по меньшей мере , ширине собачки, опора установлена в неподвижном корпусе в упорном подшипнике с возможностью вращения, а втулка храпового колеса установлена в резьбовом глуФ , хом отверстии опоры. 4 4 00 ел 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Д(51) г 16 0 71/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фис/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3336325/25-27 (22) 08,09г81 (46) 30.09.83. Бюл. № 36 (72) Г. И. Измалков (53) 62-592 (088.8) (56) 1. Кожевников С. Н. и др. Элементы механизмов. М., Оборонгиз, 1956, с. 752, фиг. 2413.

2. Авторское свидетельство СССР № 708088, кл. F.16 D 71/04, 1977.

3. Турпаев А. И. Самотормозящие механизмы. М„««Машиностроение», с. 83, йис. 93 (прототип). (54) (57) ДВУСТОРОННИЙ СТОПОРНЫЙ

МЕХАНИЗМ, содержащий ведущий и ведомый валы, неподвижный корпус с подвижно установленными в нем двумя под„,Я0„„1044858 А пружиненными собачками и храповое зубчатое колесо, ° установленное на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, от,гичагощийгя тем, что, с целью повышения надежности стопорения нагруженных валков, он снабжен опорой с резьбовым глухим отверстием и упорным подшипником, храповое .колесо выполнено с втулкой, у которой резьба выполнена на внешней поверхности, а зубья храпового колеса выполнены трапецеидальной формы с большим основа нием на периферии зуба, причем ширина. зуба выполнена равной по меньшей мере, ширине собачки, опора установлена в неподвижном корпусе в упорном подшипнике . с возможностью вращения, а втулка храпового колеса установлена в резьбовом глухом отверстии опоры. 044858

4

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в подъемнотранспортных машинах н механизмах для стопорения нагруженных валов в обе стоРОНЫ.

Известен механизм для переменного стопорения деталей механизмов, содержащий два диска и элементы стопорения, попеременно стопоряшие этн диски 1! «.

Однако этот механизм не может быть применен для стопорения нагруженных валов в абе стороны.

Известен также механизм для стопореиия нагруженных валов в обе стороны, содержащий собачку, храповое колесо с двумя зубчатыми венцами, направление клина стопорящих зубьев которых выполнено в разные сторОны, причем собачки привод 2т ся.в действие от индивидуальных приводов па команде от приборов управления (2).

Недостатком устройства является сложность конструкции.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является грузовой тормоз двустороннего действия, содержащий храповое колесо с собачками и муфту включения, соединенную резьбовым соединением с валом и расположенную между храповымн колесами. В зависимости от направления вращения муфта включения прижимается к то::-1у или другому хряпавому колесу 13).

Однако этот тормоз может надежно аст:..: вл*:-:.в=:òü,« ви2кеиие сравнительно не .". :«и«",".- по массе Грузов так ка f и е О ко -:;;=:.-«у2«.«ни-: стопорение асуществл яа т фри к«BQi;tIf»!й !»". и ОРможениЯ.

««ЕЛ -. Н3ООП-"ТЕН2«я — ПОВЫШЕНИЕ «I3»fe»I«««Ости с «о««по ":ения наГ,.«у2кенных валков

«3 «» «» .-иная цел2 достнгае 2 ся гем что

ДВ >"- О«2 «««НЯ - " О -О. "ЫИ " Е -ЯНИЗМ: СОДЕРък=-.; . и ве- «у, 1ни и ведомые валы неподвижный карп!-; c Г«одвнжно установленными в не гз *" ОО ачк:= .i« ";. и х и ап Г«вое зуб«««аэ Qg, коле«2Г2„

jt 3HQBA:.=.IIH :-Q QH3 ведомом валу Q возможиостьк2 осевого яеремешения снаб>кен опо«О . с Г«еэ бовь!м Гл".. "«Iч Отве!2стием и упОри.-.;; ПОДШНПНИКОМ Х,МП«ОВОЕ КОЛЕСО ВЫПОЛн.=:..- .o с втупк--.:: », которой резьба выполнена внешней пс«верхнос2-и 3 зубья храпОВО го июле::" выполи- ны fp3fjeöf. HË3ëbjfQÉ фор»«Ы С ««»ОЧЬ«ЦН,:, ОСИОВЯИИЕМ 33 П .„..«нфЕРИИ

32f » 3. i . « - Е «««Ш и Д и и Я Зуо « - ВЬ««1 03«« l P ««Е i «а ВНай I»r М«- ", «ШЕН М зрЕ «П«»р i««» Об«.»,*«И О:-«О 3 ЧСТ3 <-;ЕЛЕНа В ОПОРНОМ . ОДШИПНИКг С возмо«2;; -стью воа.цения, а втулка храпово«Qi, ". Са «!с", ановл„-на «2езьоовам Глухом 33 вег«ст«ан QrQPI»I. .««««фиГ. нЗООО32кен двухсто12Оннин "tQпо,.":.ь«й ме:.;3 изм„Г:родольнь:-Й разрез:, на

2,322««: СQГОННI": « " "ОIIQPНblй 2«ЕХЯННЗM Сос— ...-т из ъ.«2о:,.О« .3«л-. 1, зафиксированно;:: подшиг иик - ;., яв;«яюшемся упорно-сто«». .„.н,..:«ч : .««3««:.«,"«2«,».; 2 уц2кет быть в пол

25 зо

»э

4i»

50 С

2 ней в виде кольцевого выстуйа 3 и разьемной кольцевой канавки 4, причем кольцевой выступ 8 установлен по скользящей посадке в кольцевой канавке 4. На.ведомом валу установлеHQ а возможностью возвратнопоступательного движения вдоль шлицев 5 храповое колесо 6. Храповое колесо 6 выполнено в виде втулки 7 и зубчатого венца 8, выступающего под втулксй 7. Втулка

7 связана винтовым соединением с опорой

9, установленной на подшипнике 10, являющемся упорно-опорным и фиксирующим опору 9 от перемещения вдоль оси. Опора 9, в которой выполнено осевое, глухое резьбавое отверстие и втулка 7, на внешней цилиндрнческой поверхности которой выпал неиа резьба, образуют винтовое соединение. . Резьба винтового соединения может быть выполнена многозаходной с большим шагам, что обеспечивает малые продольные усилия и малое трение при работе упорноопорны" подшипников. Опора 9 имеет кольцевой выступ, используемый как шкив, например, связанный с ведущим валом. Подшипник 10 может быть выполнен в виде

«.Кольцевой разъемной канавки l l и кольце ваго выступа 12, причем последний установлен по скользящей посадке в кольцевой разьемнай канавке 1!. На оси 13 неподвижного корпуса 14 установлены две собачки !

5 и 16 ра"-,ëè÷íûõ направлений стопорения, т. е. установленные соответствующим образом в зависимости от направления вращения вала. Собачки 15 и 16 подпружииеиы с двух сторон пружинами 17 и 18. Одна из собачек находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 8, обеспечивая

2кесгкое н надежное стопорение храпавого колеса 6 и вала i Причем, когда одна из собачек находится в зацеплении с храловим колесом 6, другая полностью выве дека из зацепления с ним и расположена вблизи зубчатого венца 8. На торцах зубчатого венца 8 установлены амортизирующие приспособления (не показаны), обеспечивающие предохранение от закли чивания при. переходе храгового колеса

6 из одного кра и не го положе ни я в другое;

Зубья на зубчатом венце 7 выполнены тра пецендальной формы с большим Основанием по периферии зуба, а ширина зубьев должна быть выполнена не меньше ширины собачки н не больше размера, равного ширине собачки плк»С зазор между собачками. Последнее должно обеспечивать работу механизма в од ном направлении без заедания.

Двусторонний стопорный механизм ра. ботает следующим образом. !

ip„: тяший момент от ведомого кала через шккв опоры 9 и храповсе колесо 6 передается На ведомый вал l. При этом храповое кол:.со занимает Одно из крайних своих положений, а подпружиненные собачки

15 и 16 — - одна, обкатываясь по трапеце= идальным выступам зубчатого венца 8, вза10-14858

3 имодействует с нимй, llpgl aA находится в свободном состоянии над втулкой 7, не касаясь зубьев храпового колеса 6. Когда крутящий момент, подаваемый на опору 9 посредством, например, ременной передачи, окажется меньше крутящего момента и сил, действующих на ведомый вал 1 (например, при перегрузке подъемно-транспортной машины), одна из собачек 15 или 16 стопорит ведомый вал 1 через храповое колесо 6. Условия стопорения обеспечены, так как собачка под действием пружины надежно западет во впадину между зубьями и зафиксирует от вращения в обратную сторону храповое колесо. Находясь в одном из крайних положений, храповое колесо будет жестко фиксироваться в этом положении или окончанием шлицов на ведомом валу 1, или торцом опоры 9.

Работа с крутящим моментом, направление которого противоположно описанному, будет протекать, в той же последоваTLll bHOCTH.

Однако перед работой храповое колесо

6 перемещается пол действием изменившегося момента в противоположное крайнее положение и взаимодействует со второй (по отношению к описанно" выше) собачкой. Во время перемещения храпового колеса 6 из одного крайнего положения в другое обеспечивается надежная фиксация вала 1, так как ширина зубчатого венца определенным образом связана с шириной собачек, и храповое колесо будет надежно страховаться обоими собачками в разных направлениях до момента. когда оно займет крайнее положение. Таким образом самопроизвольное вращение вала 1 в любом направлении ис. ключено.

15 Использование изобретения позволит обеспечить повышение надежности стопорения нагруженных валов с любым направлением их врац1ения нри упрощении конструкции подобных самотормоэящих уэ лов.

Редактор Н. Грншаиоаа

Заказ 7501/32

Составитель В. Розанов

Техред И. Верее Корректор K). Макаренко

Тирам 925 Подписное

ВНИИПИ Государственно о комитета СССР по делам нзобретений н открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушскан наб., д. 4/Ь

Филиал ППП <Патент>, 1 . Ужгород, ул. Проектнаи, 4

Двухсторонний стопорный механизм Двухсторонний стопорный механизм Двухсторонний стопорный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам стопорения нагруженных валов

Изобретение относится к испытательной технике ,в частности, к фрикционным стопорным механизмам для стендов-имитаторов дорожных неровностей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, где необходима остановка со стопорением вращающегося вала при перегрузках или при отключении привода, например при аварийных ситуациях, независимо от направления крутящего и тормозного моментов машин
Наверх