Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания

 

1. ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньщей мере два уплотнительных // S // пружинных кольца одинаковой ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения потерь масла, в кольцевой полости в зоне центральных отверстий диска и щитка выполнены по меньшей мере три перемычки, причем диаметр внутренней поверхности перемычек со стороны ротора выполнен равным внутреннему диаметру центральных отверстий диска и щитка. 2. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что перемычки снабжены кромками, заостренными в направлении, противоположном вращению ротора, причем угол заострения кромок выполнен равным 30-60°, а ш (Л отношение щирины кольцевой полости между диском и щитком к ширине уплотнительных колец выполнено равным 1,2-5. ел ю 05 (Х to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зов F 02 В 37/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3324614/25-06 (22) 24.06.81 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) И. П. Богодяж

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (71) Челябинский филиал Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовател ьского тра ктор ного института «НАТИ» (53) 621:436.52:621.515-762.62 (088.8) (56) 1. Патент США № 4196910, кл. 277 — 59, опублик. 1980.. (54) (57) 1. ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ

НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ, содержащий средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньшей мере два уплотнительных

„„SU„„1052692 A пружинных кольца одинаковой ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения потерь масла, в кольцевой полости в зоне центральных отверстий диска и щитка выполнены по меньшей мере три перемычки, причем диаметр внутренней поверхности перемычек со стороны ротора выполнен равным внутреннему диаметру центральных отверстий диска и щитка.

2. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что перемычки снабжены кромками, заостренными в направлении, противоположном вращению ротора, причем угол заострения кромок выполнен равным 30 — 60, а отношение ширины кольцевой полости между диском и щитком к ширине уплотнительных колец выполнено равным 1,2 — 5.

1052692

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и, в частности, к устройствам, уменьшающим потери масла и повышающим надежность двигателей внутреннего сгорания с турбонаддчвом.

Известны турбокомпрессоры для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньшей мере два уплотнительных кольца равной ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, шитком и ротором, подсоединена к масляному картеру (1).

Однако в таких турбокомпрессорах увеличены потери масла из-за того, что оно скапливается в кольцевой щели и проникает в полость компрессора и в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Это приводит к снижению надежности работы двигателя и турбокомпрессора и к увеличению потерь масла.

Цель изобретения — повышение надежности работы турбокомпрессора и двигателя в целом и снижение потерь масла.

Поставленная цель достигается тем, что в турбокомпрессоре для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньшей мере два уплотнительных пружинных кольца одинаковой ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру, в кольцевой полости в зоне центральных отверстий диска и щитка выполнены по меньшей мере три перемычки, причем диаметр внутренней поверхности перемычек со стороны ротора выполнен равным внутреннему диаметру ценгральных отверстий диска и щитка.

Перемычки снабжены кромками, заостренными в направлении, противоположном вращению ротора, причем угол заострения кромок выполнен равным 30 — 60, а отношение ширины кольцевой полости между диском и шитком к ширине уплотнительных колец выполнено равным 1,2 — 5.

На фиг. 1 изображен предлагаемый турбокомпрессор, продольный разрез; на фиг. 2средняя часть диска со щитком в сборе; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2.

Турбокомпрессор содержит средний корпус 1, диск 2, щиток 3, компрессор 4, ротор 5 и масляный картер 6. Диск 2 и шиток 3 прикреплены к корпусу 1 со стороны компрессора 4 и снабжены центральными отверстиями 7 и 8 соответственно. В отверстиях 7 и 8 установлены по меньшей мере два уплотнительных пружинных кольца 9 и 10 и ротор 5. Кольцевая полость 11, огS 0

35 раниченная диском 2, щитком 3 и ротором

5, подсоединена через отверстие 12 к картеру 6 турбокомпрессора и через трубопроводы к картеру двигателя (не показаны).

Турбокомпрессор снабжен также по меньшей мере тремя перемычками 13, расположенными B кольцевой полости 11 в зоне центральных отверстий 7 и 8 диска 2 и щитка 3 отверстий 7 и 8. Диаметр внутренней поверхности 14 перемычек 13 со стороны ротора 5 выполнен равным внутреннему диаметру центральных отверстий 7 и 8. Конструктивно перемычки могут быть выполнены в виде выступов на торцовых поверхностях диска 2 или щитка 3 или в виде единой отливки с диском 2 и шитком 3.

Перемычки 13 снабжены острыми кромками 15, направленными против вращения ротора 5. Угол 16 заострения кромок выполнен равным 30 — 60 . Отношение ширины 17 проходного сечения кольцевой полости 11 между диском 2 и щитком 3 к ширине уплотнительного кольца 9 и 10 равно

l,2 — 5.

Между ротором 5 и центральными отверстиями 7 и 8 может быть выполнено переходное кольцо 18, в кольцевых выточках которого установлены кольца 9 и 10. Ротор 5 установлен в подшипнике 19, а между диском 2 и компрессором 4 выполнен зазор 20.

Турбокомпрессор работает следующим образом.

При работе двигателя с турбокомпрессором масло под давлением подается к подшипнику 19, продавливается через зазор между ним и ротором 5 и выходит к уплотнительным кольцам 9 и 10 и в кольцевую полость 11, откуда частично сливается в картер 6 и далее в картер двигателя.

Часть масла, прошедшая через уплотнительное кольцо 10 в пространство между ним и кольцом 9, отбрасывается последним назад, а образовавшийся масляный слой снимается при врашении ротора 5 кромками

15 перемычек 13, отбрасывается в полость

11 и по стенкам диска 2 и щитка 3 через отверстие 12 сливается в картер 6. При углах заострения кромок 15 в пределах 30—

60 утечки масла в зазор 20 и в полость компрессора 4 могут быть снижены в 2,5 — 3 раза по сравнению с применением перемычек переменного сечения.

Экспериментально установлено, что при ширине уплотнительного кольца 1,8 мм утечка масла в полость компрессора 4 при изменении ширины 17 проходного сечения кольцевой полости 11 с 1 до 2 мм уменьшается с 32 до 10 г/ч, т.е. в 3,2 раза. Увеличение ширины 17 полости l l с 2 до 4 мм дает уменьшение утечки на 20"/о, т.е. зффект снижения утечки масла становится менее ощутимым по мере увеличения ширины полости более 2 мм, хотя и не исчезает совсем.

1052692

Составитель В. Козлов

Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Тираж 550 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Ю. Ковач

Заказ 8819/26

Отсюда следует, чу больше ширина 17 полости 11, тем меньше утечка. Однако максимальная ширина 17 полости 11 должна быть ограничена по соображениям компоновочного характера. В рамках традиционной компоновки она в данном случае не должна быть более 9 мм, т.е. превышать ширину уплотнительного кольца 9 и 10 более чем в 5 раз. Для турбокомпрессоров иной размерности эти ограничения тоже будут справедливы. Физическая сторона такого соотношения размеров заключается в том, что с увеличением ширины полости скорость засасываемого в зазор 20 газа падает и становится недостаточной для прососа масла через уплотнительное кольцо 9 в скольконибудь значительном количестве.

Таким образом, применение в турбокомпрессоре указанных перемычек с оптимальными углами заострения и рациональной шириной кольцевой полости позволяет уменьшить потери масла, улучшить смазку и повысить надежность трубокомпрессора и двига тел я в цел о м.

Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топливным системам двигателей с принудительным воспламенением и предназначено для подачи топливовоздушной смеси в цилиндры четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к энергомашиностроению и машиностроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) преимущественно с наддувом и воспламенением заряда от постороннего источника

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува изделия
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве дизельных двигателей

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с компаундной турбиной и может быть использовано в системах питания турбокомпаундных дизелей

Изобретение относится к агрегатам наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тепловым машинам и предназначено для транспортных четырехтактных комбинированных двигателей внутреннего сгорания с силовой турбиной
Наверх