Привод струга или конвейера

 

ПРИВОД СТРУГА ИЛИ КОНВЕЙЕРА , содержащий редуктор и электродвигатель , на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, передающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств, он снабжен имеющими валики обоймами, установленными с возможностью вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи щарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками , размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике , и рычагом, взаимодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимодействия с упругими элементами, расположенными на.ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электi родвигателя, кинематически связаны с рычагом , воздействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двузвенника.

союз советских

ШЭ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1055555 A

3(59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (.

f (0

- 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ- -""

Н ABTOPGHOMV -СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3394602/22-03 (22) 12.02.82 (46) 23.11.83. Вюл. № 43 (72) В. Ф. Чудин и В. Ф. Чудина (71) Шахтинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский -угольный институт им. А. М. Терпигорева (53) 622.232.75 (088.8) (56) 1. Игнатьев А. Д. и др. Струговая выемка угля. М., «Недра», 978, с. 44 — 45.

2. Игнатьев А. Д. и др. Струговая выемка угля. М., «Недра», 1978, с. 45=46 (прототип) . (54) (57) ПРИВОД СТРУГА ИЛИ КОНВЕЙЕРА, содержащий редуктор и электродвигатель, на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, передающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств, он снабжен имеющими валики обоймами, . установленными с возможностью вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи шарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками, размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике, и рычагом, взаимодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимодействия с упругими элементами, расположенными на. ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электродвигателя, кинематически связаны с рычагом, воздействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двузвенника.

1055555

1

Изобретение относится к приводам горных машин, преимущественно струговых установок и конвейеров, и может быть использовано для приводов других машин, где необходимо мгновенное рассоединение вращающихся валов редуктора и электродвигателя при заданном регулируемом крутящем моменте.

Известен привод струговой установки, включающий электродвигатель, редуктор с муфтой, имеющий срезной штифт и стопорный механизм (1).

Недостатками конструкции известного привода являются непригодность муфты со срезным штифтом для регулирования крутящего момента; отсутствие регулировки натяжения и сложность конструкции выходно- 15 го вала редуктора; большие габариты по ширине из-за выступающей конструкции полого вала муфты и высокая трудоемкость обслуживания.

Известен также привод струга или конвейера, включающий электродвигатель, редуктор с муфтой, имеющей срезной палец, и вспомогательный пневмодвигатель, встроенный в редуктор с применением стопорных устройств на приводных звездах (2).

Недостатком конструкции известного при- 25 вода являются все вышеназванные недостатки, вызванные наличием муфты со срезным пальцем, а также сложность конструкции привода, заключающаяся в том, что для обеспечения регулируемого натяжения цепей в редуктор привода встроен дополнительный пневмодвигатель с коробкой передач, для предотвращения поломок которого применены электрические блокирующие устройства, обеспечивающие отключение основного двигателя и его зубчатых передач при работе пневмодвигателя. Кроме того, для энергоснабжения пневмодвигателя необходимо спе2 действия с упругими элементами, расположенными на ступице входного вала редуктора, а на другом конце валиков поводки, входящие в зацепление с зубчатым колесом вала электродвигателя, кинематически связаны с рычагом, взаимодействующим на эксцентриковый регулятор шарнирного двухзвенника.

Регулирование крутящего момента привода струга или конвейера производится эксцентриковым регулятором, который изменяет расстояние свободного хода от рычага до поводка и соответственно угол поворота поводка и крутящий момент, при достижении которого рычаг входит в контакт с регулятором и переводит шарнирный двухзвенник через «мертвую точку», а пружины поворачивают вокруг оси обойму с валиком и поводком, складывают двухзвенник и выводят поводок из зацепления с зубчатым колесом вала двигателя, рассоединяя вращающиеся массы.

Для поворота обойм и мгновенного вывода поводка из зацепления с зубчатым колесом двигателя при переводе шарнирного двухзвенника через «мертвую точку» ось вращения обоймы расположена между шарнирным двухзвенником и упругими элементами.

Исключение из редуктора муфты со срезными штифтами позволяет выполнить редуктор с уменьшенными габаритами по ширине в плане и этим улучшить условия поддержания над приводом кровли.

На фиг. 1 изображен привод струга или конвейера, общий вид; на фиг. 2 — кон.струкция механизма, соединяющего и рассоединяющего вал электродвигателя с валом редуктора, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А —.А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4. циально для него иметь на участке воздушный компрессор.

Целью изобретения является повышение надежности и эксплуатационных качеств привода.

Цель достигается за счет того, что привод струга или конвейера, содержащий редуктор и электродвигатель, на валу которого жестко установлено зубчатое колесо, пе- 45 редающее крутящий момент элементам, расположенным на ступице входного вала редуктора, снабжен имеющими валики обоймами, установленными с возможностью .вращения на осях ступицы входного вала редуктора и соединенными между собой при помощи шарнирных двухзвенников, двуплечими рычагами и поводками, размещенными на противоположных концах валиков обоймы, эксцентриковым регулятором, установленным на двухзвеннике, и рычагом, взаИмодействующим с эксцентриковым регулятором, при этом на одном конце валиков двуплечие рычаги установлены с возможностью взаимоПривод состоит из электродвигателя i и редуктора 2, валы которых соединены механизмом, обеспечивающем мгновенное их рассоединение при заданном крутящем моменте и включающем зубчатое колесо 3 с венцом внутреннего зацепления на валу 4 двигателя, четыре стакана 5, установленные на ступице б вала 7 редуктора, две обоймы

8, подвешенные на осях 9 на внешней стороне ступицы 6 вала 7 редуктора с проходящими через них валиками 10, имеющими на одном конце поводок 11, взаимодействующий с венцом зубчатого колеса 3, а на другом — двуплечий рычаг 12, опирающийся через втулки 13 на пружины 14, расположенные в стаканах 5 и создающие на двуплечем рычаге момент, передаваемый через валик 10 и поводок 11 зубчатому колесу 3.

Стаканы 5 с пружинами 14 и втулками 13 попарно соединены между собой стержнем

15 с буртиками 16, удерживающими их на ступице 6 вала, и гайками 17 для поджатия пружин через втулки.

Обоймы 8 соединены между собой и удерживаются в жестком состоянии двумя шарнирными двухзвенниками 18. Звенья двухзвенника соединены между собой осью 19 и с обоймами — осями 20. Поводок 11 через отросток 21 и шарнир 22 кинематически соединен с рычагом 23, расположенным на оси 20 обоймы 8 и входящим в контакт с эксцентриковым регулятором 24, установленным йа шарнирном двухзвеннике 18 и поворачивающимся вокруг оси, закрепленной гайкой 25. Обоймы 8 размещены в пазах 26 ступицы вала редуктора. Для свободного поворота их паз 26 выполнен углубленным. Пазы 26 под обоймы выполнены с окнами 27 для осей 20, соединяющих шарнирный двухзвенник 18 с обоймами 8, так как шарнирные двухзвенники 18 расположены за пределами ступицы 6 вала 7 редуктора.

Двухзвенник 18 с помощью оси 19 и втулок 28 соединен с кольцом 29, охватывающим ступицу 6 вала редуктора и перемеща ощимся по ней при помощи рычага 30, расположенного на оси 31, выходящей наружу из корпуса 32 редуктора и имеющей рукоятку 33 для взвода механизма.

На валу 7 редуктора установлено храповое колесо 34, взаимодействующее с собачкой 35 стопорного механизма 36, закрепленного яа корпусе 32 редуктора. На выходном валу редуктора устанавливается приводная звезда 37 тяговой цепи струга 38 или приводные звезды тяговых цепей конвейера.

В рабочем режиме регулятор крутящего момента 24 устанавливают в положение, соответствующее силовым данным электродвигателя. Шарнирный двухзвенник 18 переводят рукояткой 33 через «мертвую точку» до упора 39 на ступице вала редуктора и тем самым вводят поводок 11 в зацепление с зубчатым колесом 3 электродвигателя.

Электродвигатель, вращая зубчатое колесо 3; через поводок 11, валик !О, двуплечий рычаг 12 и пружины 14 приводит во вращение вал 7 редуктора.

При стопорении струга или конвейера и превышении заданного крутящего момента поводок 1 поворачивается на заданный угол и вместе с ним поворачивается рычаг

23, который своим плечом 40 нажимает на корпус регулятора 24, переводит шарнирный двухзвенник через «мертвую точку», а пружины 14 складывают двухзвенник, поворачивая обойму 8 вокруг ее оси 9, и мгновенно выводят поводок из зацепления с зубча-! о тым колесом двигателя. Ввод привода в действие производится рукояткой 33, которая рычагами 30 перемещает кольцо 29 и переводит шарнирные двухзвенники 18 через

«мертвую точку» до упора 39 на ступице вала редуктора, вводят поводок в зацепление с зубчатым колесом, а пружины 14, нажимая на шарнирный двухзвенник, через обойму 8 удерживают его в этом положении.

При операциях по соединению концов тяговой цепи струга или конвейера и ее натяжению до заданного значения, регулятор

24 крутящего момента устанавливают в положение заданной силы натяжения цепи (изменяют расстояние Н) . Включают электродвигатель, и при достижении .заданного крутящего момента зубчатое колесо двигателя и поводок механизма редуктора рассоединяются описанным образом, а стопорный механизм 36 (фиг. 1) своей собачкой 35 стопорит вал редуктора посредством храпового колеса 34 и препятствует вращению вала в обратную сторону от действия натянутой

30 тяговой цепи. Застопоренные концы тяговой цепи соединяют, снимают стопорные колодки (не обозначены) с натянутой цепи, а стопорный механизм 36 редуктора ставят в положение свободного хода для последующей работы. Регулятор крутящего момента переводят в положение работы струга или конвейера при заданной рабочей нагрузке.

Предлагаемое конструктивное решение обеспечивает защиту тяговых цепей струга и конвейера при заданном (регулируемом) крутящем моменте и регулируемое натяжение цепей струга и конвейера.

3055555

1055555

10ээ555

1055555

1055555

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 9200/11

Составитель Н. Ястребинская

Техред И. Верес Корректор М. Дем чик

Тираж 816 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера Привод струга или конвейера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, преимущественно к подземной разработке угольных месторождений угледобывающими комплексами и агрегатами, и служит для повышения точности контроля и управления движением комплекса или агрегата по гипсометрии и в плоскости пласта

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при отработке пластов угля средней мощности и мощных, с устойчивой и неустойчивой кровлей, в очистных забоях, оборудованных механизированными крепями с выдвижными скалывающими козырьками

Изобретение относится к угледобывающим комбайнам и может быть использовано в угольной промышленности

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкция горных машин

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при выемке полезных ископаемых подземным способом посредством очистных узкозахватных комбайнов
Изобретение относится к способам разработки месторождений полезных ископаемых и может быть использовано при создании добычных и проходческих комбайнов для открытых и подземных разработок

Изобретение относится к горной промышленности, преимущественно к очистной выемке пластовых угольных месторождений с применением очистных комбайнов и скребковых конвейеров в составе механизированных комплексов

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин
Наверх