Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства

 

1. ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых расположены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отверстии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомяну- . тыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством резьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем послед .НИИ выполнен шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой , отличающийся тем, что, с целью улучшения точности работы путем повышения чувсвительности усилителя рулевого управления , кинематическая связь рулевого вала с втулкой выполнена в виде кулачково-дисковой муфты, наружные выступы которой располагаются в-пазах, выполненных во втулке, а внутренние пазы муфты выполнены для .взаимодействия со шлицами рулевого вала, причем ширина по крайней мере двух пазов муфты равна, i а двух других пазов - больше ширины шлицев рулевого вала. СЛ 2. Гидрораспределитель по п. 1, отличающийс я тем, что С он снабжен стопорным кольцом, установленным в осевом канале, выполненном в упомянутой втулке, и проставкой , расположенной между стопорным кольцом и муфтой, причем последняя установлена в осевом канале втулки. Са 1 CAD СЛ

„„SU„„1057357 А

CO)03 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3 50 В 62 D 5 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3501481/2-7-11 (22) 18.10.82 (46) 30.11.83. Бюл, Ф 44 (72) В.К.Добринец,- А.Ф.Лугин, Л.Л.Гинцбург и B.A.Koýåë (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113.014.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2483028/11, кл. В 62 D 5/06, 1977. (54) (57) 1. ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО

УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых расположены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отверстии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей воэможность взаимодействия с упомянутыми плунжерами, и входной.вал, кинематически связанный посредством резьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем последний выполнен шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения точности работы путем повышения чувсвительности усилителя рулевого управления, кинематическая связь рулевого вала с втулкой выполнена в виде кулачково-дисковой муфты, наружные выступы которой располагаются в.пазах, выполненных во втулке, а внутренние пазы муфты выполнены для.взаимодействия со шлицами рулевого вала, причем ширина по край- . ней мере двух пазов муфты равна, а двух других пазов — больше ширины шлицев рулевого вала.

2. Гидрораспределитель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен стопорным кольцом, уста- ( новленным в осевом канале, выполненном в упомянутой втулке, и про- Я ставкой, расположенной между стопорным кольцом и муфтой, причем последняя установлена в осевом канале втулки.

1057357

Внутренние кольца 28 и 29 подшипников опираются на торцы плунжеров 5.

Наружное кольцо 30 верхнего подшипника упирается в буртик втулки 9, а наружное кольцо 31 нижнего подшипника — в гайку 32, навернутую на резьбу втулки 9. В крышке 33 установлено комплексное уплотнение 34.

Сверлениями 35 и 36 в корпусе 1 полости 37 и 38 гидрораспределителя соединены со сливом.

При нейтральном положении золотника б рабочая жидкость от гидронасоса поступает к средней расточке 3, через расточки 2 и 4 — на слив и через сверления в поясах корпуса— к полости силового гицроцилиндра.

При повороте вала 10 благодаря винИзобретение относится к транспортному ма :иностроению., в частности к системам рулевого управления транспортных средств.

Известен гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых расположены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отвер- 10 стии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомянутыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством 15 реэьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем последний выполнен шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой Ц . 20

Недостатком данного гидрораспределителя является возможность радиального смещения шлицев втулки относительно шлицев рулевого вала.

Так как радиальное смещение имеет 25 место в процессе изготовления гидрораспределителя, это приводит к повышенным силам трения в резьбовом и шлицевом соединениях и, следовательно, снижению чувсвительности 30 распределителя.

Цель изобретения — улучшение точности работы путем повышения чувствительности усилителя рулевого управления. укаэанная цель достигается тем, З5 что в гидрораспределителе гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащем корпус с выполненными в нем реактивными камерами, в которых рас-40 положены плунжеры, золотник, размещенный в продольном отверстии корпуса в упорных подшипниках, установленных во втулке, имеющей возможность взаимодействия с упомяну- 45 тыми плунжерами, и входной вал, кинематически связанный посредством реэьбовой передачи с упомянутой втулкой и соединенный через торсион с рулевым валом, причем последний выполнен шлицевым, кинематически связанным с упомянутой втулкой, кинематическая связь рулевого вала с втулкой выполнена в виде кулачково-дисковой муфты, наружные выступы которой располагаются в пазах, выполненных во втулке, а внутренние пазы муфты выполнены для взаимодействия со шлицами рулевого вала, причем ширина по крайней мере двух пазов муфты равна, а двух . 60 других пазов — больше ширины шлицев рулевого вала.

Кроме того, гидрораспределитель снабжен стопорным кольцом, установленным в осевом канале, выполненном 65 в упомянутой втулке, расположенной между стопорным кольцом и муфтой, причем последняя установлена в осевом канале втулки.

На фиг. 1 изображен гидрораспределитель, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Гидрораспределитель содержит корпус 1 золотника с тремя кольцевыми расточками 2 — 4. Средняя расточка 3 соединена с каналом для подвода рабочей жидкости от гидронасоса, а крайние расточки 2 и 4 с каналами для отвода жидкости в гидробак. В реактивных камерах корпуса 1 свободно с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры 5. В центральном отверстии корпуса 1 установлен золотник б, закрепленный на упорных подшипниках 7 и 8 на втулке 9, расположенной концентрично золотнику б. Втулка 9 резьбой соединена с входным валом 10, закрепленным в крышке 11 на радиально-упорных подшипниках 12.

Втулка 9 со стороны вала рулевого механизма имеет осевой канал 13, в который устанавливается муфта 14, наружными выступами 15 входящая в пазы 16.

Внутри муфты выполнены два паза

17, по ширине равные шлицам рулевого вала 18, и два паза 19, образующие боковой зазор 20 в соединении со шлицами рулевого вала. Муфта 14 с одной стороны взаимодействует с торцами 21 пазов 16 втулки 9, с другой - c проставкой 22, закрепленной стопорным кольцом 23. Между муфтой

14, втулкой 9 и рулевым валом 18 выполнены радиальные зазоры 24 и 25.

Входной вал 10 имеет шлицы и соединен с рулевым валом 18. Шлицевое соединение выполнено с зазором 2б, Зазор выбирается из условия получения.полного хода золотника. Входной вал 10 и рулевой вал 18 соединены торсионом 27.

1057357 товому соединению втулка 9 стремится повернуться, грани пазов 16 воздействуют на выступы 15 муфты 14, а грани пазов 17 муфты 14 — на шлицы рулевого вала 18. Так как рулевой вал 18 в данном случае остается неподвижным, втулка 9 с муфтой 14 перемещается в осевом направлении, перемещая в осевом направлении и закрепленный на втулке золотник 6. В начальный момент смещения золотника 6, когда давление в системе незначительно, усилие на ободе рулевого колеса в основном создается торсионом 27, котороый непосредственно воздействует на входной вал 10. Винтовое соединение при этом перемещает только золотник и практически не нагружается. При дальнейшем смещении золотника, ве.— личина которого ограничена зазо" ром 26 в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к одной из кольцевых расточек 2 или

4, а также к одной из полостей силового гидроцилиндра. Рабочая жидкость от гидронасоса подается в соответствукщую полость силового цилиндра, при этом противоположная полость цилиндра соединяется со сливом. Увеличение давления в системе и, следовательно, в реактивных камерах, обеспечивает увеличение усилия на ободе рулевого колеса пропорционально увеличению момента сопротивления повороту. При снятии усилия с обода рулевого колеса торсион 27 и плунжеры 5 возвращают золотник в нейтральное положение. При неработающем гидронасосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор 26 в шлицевом соединении входного вала 10 с рулевым валом 18 и усилие от рулевого колеса непоi0 средственно передается по механическим связям, как в обычном рулевом управлении без усилителя. Радиальное смещение шлицев втулки 9 относительно шлицев вала 18 рулево 5 го механизма компенсируется муфтой 14. Муфта 14 может смещаться вдоль выступов 15 в пазах 16 втулки 9 в одну и другую стороны на. величину радиального зазора 24, а также вдоль внутренних пазов 17 по шлицам вала 18 рулевого механизма на величину бокового зазора

20 и радиального зазора 25.

Все силы, прилагаемые к муфте 14, лежат в одной плоскости, что исключает ее перекос, уменьшает силы трения и повышает чувствительность распределителя. Это в значительной степени повышает точность управления автотранспортным средством, Ожидаемый годбвой экономический эффект от использования в конструкции автомобилей ИАЗ-6422 распределителя составит 154944 руб.

1057357

17

pun. D иг. 2

Составитель В.Калмыков

Редактор Л.Филь Техред Л, Бабинец Корректор Г. Решетник

Zf

16

Заказ 9492/22 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 16

Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Гидрораспределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх