Система смазки и охлаждения шлицевых соединений

 

1. СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содержащая корпус, в полости которого размещены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами, выходящими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлии.еъ,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и снижения веса, полость маслосборной кольцевой канавки сообщена с полостью корпуса, содержащей воздушно-.масляную смесь, посредством сужающегося в сторону вы.хода в последнюю центрального отверстия и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра шлицев сопрягаемого вала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями выплнены продольные углубления, выходящие в маслосборную канавку. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения вала. 7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ЪЕ) F 16 N 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Ъ-., м

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,:

К А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. 1 (21) 3407627/25-08 (22) 16.03.82 (46) 30.11.83. Бюл. № 44 (72) Б. Г..Михайлов, A. Ф. Афанасьев и Е. Я. Величко (53) 621.891.894 (088.8) (56) 1. Патент Великобритании № 1215894, кл. F 1 Ci (прототип) (54) (57) 1. СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содержащая корпус, в полости которого размещены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами, выходящими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлицев,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и снижения веса, полость маслосборной кольцевой ка„„SU„„1057742 A навки сообщена с полостью корпуса,содержащей воздушно-масляную смесь, посредством сужающегося в сторону выхода в последнюю центрального отверстия и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра шлицев сопрягаемого вала.

2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями вып лнены продольные углубления, выходящие в маслосборную канавку.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения вала.

1057742

Изобретение относится к машинострое

Ififfo,3 именно к смазке и охлаждению труIIlIIxc5J гн)всрхностей машин, в частности

<плпцсвых соединений.

Известна система смазки шлицевого coe,Ii;icHHH, содержащая корпус, в полости коТорогп установлены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними ш (IILI3ми. выходящими в полость, выполнсннук) внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлицев (11.

Однако известная система смазки имеет следующие недостатки: большой вес ввиду недостаточной ее эффективности и малую надежность из-за насыщения системы продуктами износа трущихся поверхностей. !

1ель изобретения — — повышение надежности и сии>кение веса.

Указанная цель достигается тем, что в известной системе смазки шлицевых соеди пений, содержагцсй корпус, в полости которого р<)змсщены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами, в fvofl>IIIIH»IH в полость, выполненную внутри ва,i3 маслосборной кольцевой канавки, Н3пужный диаметр которой больше диаметра впадин ш.lHIicâ, полость маслосборной коль;<свой канавки сооб)цена с полостью корпуса, содер>кащей воздушно-масляную смесь, поcðcfl< ïêèi сужающегося в сторону выхода

В последнюю ценгральн<)<о отверстия,и радиальных отверстий, располо>кевиных в той части вала, где диаметр центрального отвсрстия меньше наружного диаметра шлицсв сопрягаемого вала.

На внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями выполнены углубления, выходящие в маслосборную канавку.

Для увеличения циркуляции масла в шли. цевом соединении на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения.

Это усовершенствование позволяет снизить прокачку за счет использования масла, улавливаемого из полостей коробок передач и корпусов с воздушно-масляной смесью, обеспечивая смазку шлицев, устранение продуктов износа и отвод тепла, выделяемого при работе шлицевого соединения.

На, фиг. 1 представлено предлагаемое устройство в собранном виде, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. !.

Система смазки и Охлаждения шлицеВьх соспинений содержит валы и 2, ус та<к)вленные в корпусе 3 и соединенные

<>дин с другим <плицами 4.

Вал 1 с внутренними шлицами имеет

I,кение>1 шлицсвого отверстия, и радиальHl IC О<ве><ТИЯ 6. OTBBpCTH5I 5 И 6 ВЫХОДЯТ

B f1<), Joel ь 7 корпуса с воздуlil Но-масляной смесью, в которой при ра н>гс ирису i<,с; масло в виде масляного тумана. Hflb fp, В»ла I за шлицами имеется кольцевая канавка 8, диаметр которой больше диаметра впадин шлицев и диаметра отверстия Б.

Центральное отверстие 5 вала 1 имеет порог и виде кольцевого бурта 9, расположенного между радиальными отверстиями

6 и торцом вала 1. На поверхности центрального отверстия 5 вала выполнены продоль10 Iff fe x iлублсния 10.

Углубления начинаются в зоне между. буртом 9 и радиальными отверстиями 6 в той части центрального отверстия, где его диаметр меньше наружного диаметра )плицев 4 сопрягаемого вала, и выходят в кольцсвук> канавку 8. Углубления pdccloëo>HOIIû х!ежду р311Н 3 I hifhf.

Н3 наружной повер>и<ости вала в мс.тах

Выход 1 OT B<. pCTH H 6 в IIO;JOCTB ) VOp ll <:с3 выполнены лыски 1, наклоненные под у)—

10м к оси отверстий 6 в сторону, llpOI <воположную направлению вращения 833; 1.

Между валами 1 и 2 установлсно упл<ггнеJiH< 12.

Система работает следуloillH I образом.

При вращении валов и 2 в пол<)сти

7 корпуса воздушно-.<асляной смеськ> создается перепад давления м<;к.(у входо..) в централып>е отверстие 5 и Выходом из него через радиальные (тангснl! пал ьные) отВерстия 6 тем больше, чем выше скорость

Вра)цени я.;)тоl перепад l велич<11<3< тс51 благодаря лыскам 11, а такж<- увеличением наружного диаметра Вала 1 В месте расположения радиальных отверстий.

Перепад давления вызывает циркуляцию в<)здушHo-масляной смеси Ifo центральному

5 и радиал III III (1àíãñíöèàëüíûì) г><верстням 6 вала 1, при этом часть масляных

:<асти ц под действие>4 центробежных сил остается на новеpxffocTH отн<р, ТИH Б мсж40 ду кольц< Вым буртом 9 и IIJOH:l»KIH -!. oTкуда Ilo учглублсниям 10 постуfllic". кольцевую канавку 8, накапливаетс>1 та I u дальше поступает в шлицевое сосди)ц llllc, Утечки масла предотвращаются i п,)<г<нс45 нием 12 между вал )ми 1 H 2.

Излишнее масло выбрасывается центробежными силами через отверстия 6 В полость 7 корп)са. Таким образом, происходит постоянная подач» и обновление асла, IIOcTóï3ioiöåão В шлицевое сосд< н< нис валов, без дополн)<гсльной ег<> прока <кн.

Выделяемое flpH работ< <плицев<н о оединсния <епло отводится при помо)ц)< 13cла и нспосредств IIHQH теплоотдачей в «озflvIIIHo-масляную полость.

Изобретение позволяет п<)в),«11)ь надежность работы шлицсвого соедине))ия на 23Р/р за счет сокра)пения отбраковки деталей по выработке шлицев и уменьшить Вес системы благодаря уменьп<ению объемов полостей.

1057742

А-А

Редактор Л. Филь

Заказ 9554/41

Составитель H. Филатов

Техред И. Верес Корректор A. Повх

Тираж 636 Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система смазки и охлаждения шлицевых соединений Система смазки и охлаждения шлицевых соединений Система смазки и охлаждения шлицевых соединений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании опорных подшипников турбомашин и корпусов сжатия для повышения надежности и долговечности их узлов трения
Наверх