Соединение ступицы с валом

 

СОЕДИНЕНИЕ СТУПИЦЫ С ВАЛОМ при ПОМОШ.И цилиндрических разрезных шпо-нок , размещенных в совмещенных пазах ступ цы и вала, одна часть которых снабжена упором , предотвращающим ее осевое и угловое смещение, а другая часть установлена с возможностью перемещения вдоль оси паза, о т личающееся тем, что, с целью повыщения надежное™ и долговечности путем автоматического устранения зазоров в соединении, на концах подвижных и неподвижных частей щпонок выполнены совмещенные сквозные продоль Ш1е пазы, причем стороны пазов подвижных частей шпонок, перпендикулярные к продольной оси, имеют коническую поверхность, и каждая шпонка снабжена установленным в упомянутых пазах ее частей с возможностью поворота и перемещения вдоль оси пазов нажимным элементом, выполненным в виде подпружиненного к неподвижной части шпонки пальца с конусной головкой и опорным кулачком , при этом конусная головка расположена в пазу подвижной части шпонки, а .опор1п 1Й . кулачок расположен в пазу неподвижной части. г. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1 59304

3150 F 16 О 1/08

ОПИСАНИЕ N305PETEH)R

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3491332/25 — 21 (22) 07.09.82 (46) 07.12.83. Бюл. Н 45 (72) В. И. Пигарев (71) Производственное объединение "Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции" (53) 621.886.8:621.824 (088.8) (56) 1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя, M., "Машиностроение", 1978, с. 531, рис. 18.

2. Патент СССР ll 419054, кл. F 16 0 1/08, 1971 (прототип). (54) (57) СОЕДИНЕНИЕ СТУПИЦЫ С ВАЛОМ при помощи цилиндрических разрезных шпо.нок, размещенных в совмещенных пазах ступицы и вала, одна часть которых снабжена упосмещение, а друтая часть установлена с возможностью перемещения вдоль оси паза, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем автоматического устранения зазоров в соединении, на концах подвижных и неподвижных частей шпонок выполнены совмещенные сквозные продольные пазы, причем стороны пазов подвижных частей шпонок, перпендикулярные к продольной осн, имеют коническую поверхность, и каждая шпонка снабжена установленным в упомянутых пазах ее частей с возможностью поворота и перемещения вдоль осн пазов нажимным элементом, выполненным в виде подпружиненного к неподвижной части шпонки пальца с конусной головкой и опорным кулачком, при этом конусная головка расположена в пазу подвижной части шпонки, а.опорный. кулачок расположен в пазу неподвижной части.

1059304

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных устройствах при передаче крутящего момента..

Известно соединение ступицы с валом с по-, 5 мощью цилиндрических шпонок, установленных по окружности в совмещенных цилиндрических пазах ступицы и вала (1).

Основным недостатком этого соединения является его маклая долговечность. 10

Известно также соединение ступицы с валом при помощи цилиндрических разреэных шпонок, размещенных в совмещенных пазах ступицы и вала, одна часть которых снабжена упором, предотвращающим ее осевое и угловое сме- 15 щение, а другая часть установлена с возможностью перемещения вдоль оси паза. Соединение снабжено устройством для затягивания шпонок, выполненным в виде диска с винтами, установленного на торце вала j2j.

Основным недостатком данного соединения является его малая надежность и долговечность, обусловленные тем, что в результате вибрации и и носа сопрягающихся поверхностей в соединении Появляются зазоры, которые устраняются 25 вручную при помощи нажимных винтов.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем автоматического устранения зазоров в соединении, 30 . I. . Поставленная цель достигается тем, что в соединении ступицы с валом при помощи цилиндрических разрезных шпонок, размещенных в .совмещенных пазах ступицы и вала, одна часть которых снабжена упором, предоть вращающим ее осевое и угловое смещение, а другая часть установлена с возможностью перемещения вдоль оси паза, на концах подвижных и неподвижных частей шпонок выполнены совмещенные сквозные продольные пазы, причем стороны пазов подвижных частей шпонок, перпендикулярные к продольной оси, имеют коническую поверхность, и каждая шпонка снабже на установленным в упомянутых пазах ее частей с возможностью йоворота и перемещения,вдоль оси пазов нажимным элементом,вы45 полненным в виде подпружиненного к неподвижной части шпонки пальца с конусной головкой и опорным кулачком, при этом конус. ная головка расположена в пазу подвижной части шпонки, а опорный кулачок расположен в пазу неповижной части.

На фиг. 1 представлено соединение ступицы с валом; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фигг3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 и 5— соответственно подвижная и неподвижная части шпонок; на фиг. 6 — нажимной элемент; на фиг. 7 — соединение ступицы с валом при

° демонтаже,. подвижной части шпонки.

Соединение ступицы 1 с валом 2 осуществлено при.помощи частей 3 и 4 цилиндрических шпонок, расположенных в совмещенных наэах

5 и 6 ступицы и вала. Часть 3 шпонки снабжена упором 7, предотвращающим ее угловое и осевое смещение, а часть 4 установлена с возможностью перемещения вдоль оси шпоночиого паза. Неподвижная часть шпонки 3 имеет на конце сквозной продольный паэ 8, меньшие стороны которого перпендикулярны к ее продольной оси. Подвижная часть 4 тоже имеет ив конце сквозной продольный паз 9, меньшие стороны которого имеют конические поверхности 10 и 11. В упомянутых совмещенных пазах установлен с возможностью перемещения и поворота нажимной элемент, выполненный в виде пальца с конусной головкой 12, опорйым кулачком 13 и резьбовым хвостовиком 14. На резьбовом хвостовике пальца между шайбой 15 и гайкой 16 установлена тарельчатая пружина 17.

Упор 7 неподвижной части 3 шпонки размещен в пазу 18, выполненном на торце вала

2, и закреплен в нем винтом 19.

Нажимной элемент. находится под действием силы эаневоненной тарельчатой пружины 17 и при появлении зазора в соединении при омощи конусной головки 12 перемещает подвижную часть 4 шпонки вдоль оси шцоночного паза, т, е. зазор в соединении устраняется автоматически.

Опорный кулачок 13 нажимного элемента . служит опорой при затягивании или при де--. монтаже подвижной части 4 шпонки и предотвращает ее проворот.

При демонтаже шпонки нажимной элемент вынимают из совмещенных пазов 8 и 9, поворачивают его на 180 и снова устанавливают в пазы. На реэьбовой хвостовик 14 устанавливают распорную втулку 20 и навертывают гайку 16. Дальнейшее навертывание гайки осуществляют гаечным ключом и, таким образом, смещают подвижную часть 4 шпонки. В соединении нарушается плотность прилегания частей шпонки с поверхностями паза и после выкручивания винта 19 обе части шпанки свободно вынимаются из шпоночного паза.

Настоящее соединение ступицы с валом за. счет автоматичсского устранения зазоров в соединении обеспечивает равномерное распределение окружного усилия. на взаимодействующие поверхности шпонок и пазов, увеличивает надежность и долговечность соединения и обеспечивает быстрый монтаж if демонтаж шпонок.

1059304

1059304

Составитель И. Кузина

Редактор А. Шандор Техред Л.Пилипенко Корректор 10. Макаренко

Заказ 9800/40 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-ÇS, Рвушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом Соединение ступицы с валом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям машин, в частности к быстродействующему соединению деталей машин и механизмов с целью передачи движения (крутящего момента, усилия) от ведущего элемента ведомому без использования жестких стационарных соединений типа шпоночных, шлицевых, клеммных или прессовых соединений и посадок

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов

Изобретение относится к насосной технике, в частности к гашению пульсаций, возникающих при работе плунжерных или поршневых насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передачи крутящего момента

Изобретение относится к предохранительным муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шпоночным соединениям

Изобретение относится к подъемному устройству

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками, и может быть использовано для закрепления шкивов, звездочек, маховиков, зубчатых колес, рычагов и т
Наверх