Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления

 

1. Способ управления тиристорным электроприводом, постоянного тока, при котором измеряют напряжение и ток якорной цепи электродвигателя , по измеренным значениям определяют его ЭДС, задают скорость электродвигателя, по ее заданному значению с помощью полученных значений напряжения, тока и ЭДС электродвигателя определяют момент подключения и по достижении его подключают к электродвигателю сетевое напряжение очередного интервала дискретности тиристорного преобразователя , отличающийся тем, что, с целью повышения точности управления , измеряют мгновенные значения указанных напряжения и тока якорной цепи электродвигателя, определяют их разность в относительных единицах, дополнительно измеряют величину производной тока по времени и контролируют момент вхождения ее в заданную нулевую зону производной тока, с этого момента в течение первого интервала времени длительностью, определяемой заданной допустимой точностью измерения тока, запоминают полученное значение разности напряжения и тока, jg кроме того, после измерения мгновен (Л ного значения тока дополнительно контролируют вхождение тока якорной цепи в заданную нулевую зону токаи при нахождении тока в его нулевой зоне запоминают значение напряжения якорной цепи непрерывно, запрещая запоминание во втором интервале времени длительностью, определяемой наибольшим возможным временем проО ) хождения изменяющегося тока якорной цепи через его нулевую зону, начинаND 1C ющемся одновре.1еяно с вхождением тока в нулевую зону, и запрещая запоминание в третьем интервале времени длительностью, определяемой наибольшим возможным временем нахождения тока , якорной цепи в нулевой зоне тока после начала его. коммутации, начинаю-е щемся одновременно с началом очередной коммутации тока, запомненные значения разности напряжения и тока или значение напряжения якорной цепи используют в дальнейшем вплоть до выполнения следукнцей операции запоминания момента подачи на электродвигатель сетевого напряжения в-очередном интервале дискретности тиристорного преобразователя.

„„SU„„1061227

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН у511 Н 02 Р 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ . ° Иъ ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ) . . ":., 6

К ABTOPGHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ .Щ ьЩ щ „ (21 ) 3378650/24-07 (22 ) 07. 01. 82 (46 ) 15. 12. 83. Бюл. Р 46 (72 ) Н. Н.. Александров, А. В. Бирюков и В.М.Хуторецкии (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский ин-. ститут по автоматизированному электроприводу в промышленности, сельском хозяистве и на транспорте "ВНИИЭлектропривод" (53) 621.316.718.5 (088.8) (56 ) 1. Зимин Е. Н., Кацевич В. О., Козырев С. К. Электроприводы постоянного тока с вентильными преобразователями. М., Энергоиздат, 1981, с. 122.

2. Иипилло В. П. Автоматизированный вентильный электропривод. М., "Энергия", 1969, с. 324-325.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 368894, кл. Н 02 Р 5/00, 1973.

4. Лебедев E.Ä., Неймарк В.Е., Пистрак М.Я., Слежановский О..В. Управление вентильными электропривода" ми постоянного тока. М., "Энергия",.

1970, с. 70-75.

5. Фишбейн В.Г. Расчет систем под" чиненного регулирования вентильного электропривода постоянного тока. М., !Энергия", 1972, с ° 67-75.

1(54 1 СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТИРИСТОРНЫМ

ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ управления тиристорным электроприводом, постоянного тока, при котором измеряют напряжение и ток якорной цепи электродви" гателя, по измеренным значениям определяют его ЭДС, задают скорость электродвигателя, по ее заданному значению с помощью полученных значений напряжения, ока и ЭДС электродвигателя определяют момент подключения и по достижении его подключают к электродвигателю сетевое напряжение очередного интервала дискретности тиристорного преобразователя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности управления, измеряют мгновенные значения указанных напряжения и тока якорной цепи электродвигателя, определяют их разность в относительных единицах, дополнительно измеряют величину производной тока по времени и контролируют момент вхождения ее в заданную нулевую зону производной тока, с этого момента в течение первого интерва-. ла времени длительностью, определяемой заданной допустимой точностью измерения тока, запоминают полученное значение разности напряжения и тока, щ кроме того, после измерения мгновенного значения тока дополнительно контролируют вхождение тока якорной цепи в заданную нулевую зону токаи при нахождении тока в его нулевой зоне запоминают значение напряжения якорной цепи непрерывно, запрещая

:запоминание во втором интервале времени длительностью, определяемой наибольшим возможным временем про- ф хождения изменяющегося тока якорной цепи через его нулевую зону, начинающемся одновременно с вхождение л .то- фф ка в нулевую зону, и запрещая запоминание в третьем интервале времени МФ длительностью, определяемой наибольшим возможным временем нахождения тока якорной цепи в нулевой зоне тока после начала его коммутации, начинающемся одновременно с началом очередной коммутации тока, запомненные зна- «Ф чения разности напряжения и тока или значение напряжения якорной цепи используют в дальнейшем вплоть до выполнения следующей операции запоминания момента подачи на электродв1лгатель сетевого напряжения в-очередном интервале дискретности тиристорного преобразователя °

1061227

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости и тока двигателя тиристорного электропривода постоянного тока.

Известны способы управления электроприводами, согласно которым задают скорость электродвигателя, определяют величину его ЭДС и используют ее в качестве сигнала обратной связи для регулирования скорости и реализующие их устройства, содержащие задатчик скорости, измеритель .ЭДС и регулятор скорости электродвигателя Г1 1 — (4 ).

Недостатком этих способов и устройств является то, что они приближенно учитывают физические процессы в силовой цепи или оперируют со средними, а не с мгновенными значениями координат электропривода при определении ЭДС и тем самым снижают.статическую и динамическую точность управления.

Цель изобретения - повышение точности управления тиристорным электро-. приводом.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления

3p THpHcTopHhlM электроприводом постоян-. ного тока, при котором измеряют напряжение и ток якорной цепи электродвигателя, по измеренным значениям определяют ЭДС электродвигателя, за дают скорость электродвигателя, по ее заданному значению с помощью полученных значений напряжения, тока и

2. Устройство для управления тиристорным электроприводом постоянного тока, содержащее последовательно соединенные задатчик скорости, регулятор скорости, регулятор тока и систему импульсно-фазового управления тиристорным преобразователем, выход которого подключен к якорю электродвигателя, датчики напряжения и тока якорной цепи, выходами соединенные с сумматором, причем выход датчика тока соединен также с вторым входом регулятора тока, о т л ич а ю щ е е с.я тем, что, с целью . повышения точности .управления, оно дополнительно снабжено дифференциатором, нуль-индикаторами тока и производной тока, элементами И и ИЛИ первым, вторым и третьим формирователями длительности импульса, ключом и запоминающим блоком, выход которого соединен с вторым входом регулятора

Наиболее близким к изобретению является способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока, согласно, которому измеряют напряжение и ток якорной цепи электродвигателя, пб измеренным значениям определяют ЭДС электродвигателя, задают его скорость, по ее заданному значе-. нию с помощью полученных значений

;напряжения, тока и ЭДС электродвигателя определяют момент подключения и . по достижении его подключают к электродвигателю сетевое напряжение скорости и третьим входом регулятора тока, а вход — с выходом сумматора через ключ, управляющий вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с выходом элемента И, а второй - с выходом третьего формирователя длительности импульса, соединенного входом через нуль-индикатор производной тока с выходом дифференциатора, по входу подключенного к выходу датчика тока и входу нуль -индикатора тока, соединенного по выходу с первым входом элемента И и входом первого формирователя длительности импульса, инверсный выход которого цодключен ко второму входу элемента И, третий вход которого соединен с инверсным выходом второго формирователя длительности импульса, связанного по входу с выходом системы импульсно-фа-. зового управления.

2 ь очередного интервала дискретности тиристорного преобразователя (5 .

Наиболее близким к изобретению является устройство для управления ти5 ристорным электроприводом постоянного тока, содержащее последовательно соединенные задатчик скорости, регулятор скорости, регулятор тока и сиетему импульсно-фазового управления с

1 тиристорным преобразователем, выход

:которого подключен к якорю электро-,, двигателя, датчики напряжения и тока якорной цепи электродвигателя, выхо . дами соединенные с сумматором, вы15 ход датчика тока соединен также с вторым входом регулятора тока 55 ).

Недостатком известных технических решений является то, что определение

ЭДС производят с постоянной времени, равной электромагнитной постоянной

2О времени якорной цепи, тем самым снижая статическую и динамическую точность управления электроприводом.

1061227.

ЭДС электродвигателя. определяют момент. подключения и по достижении его родключают к электродвигателю сетевое напряжение очередного интервала дискретности .тиристорного преобразователя, дополнительно измеряют мгновенные значения указанных напряжения и тока якорной цепи электродвигателя, определяют их разность в относительных единицах, дополнительно измеряют величину производной тока по времени и контролируют

10 момент вхождения ее в заданную нулевую зону производной тока, с этого

:момента в течение первого интервала времени длительностью, определяемой

15 заданной допустимой точностью измерения тока, запоминают полученное значениее раз ности н апряже нйя и тока, кроме того, после измерения мгновенного значения тока дополнительно кон-20 тролируют вхождение .тока якорной це пи в заданную нулевую зону тока, и при нахождении тока в его нулевой зоне запоминают значение напряжения якорной цепи непрерывно, запрещая

25 запоминание во втором интервале вре мени длительностью, определяемой наибольшим возможным временем прохожде:ния изменяющегося тока якорной цепи

30 через его нулевую зону, начинающемся одновременно с вхождением тока в нулевую зону, и запрещая запоминание в третьем интервале времени длитель,ностью, определяемой наибольшим возможным временем нахождения тока якор-35 ной цепи в нулевой зоне тока после начала его коммутации, начинающемся одновременно с началом очередной коммутации тока, запомненные значения разности напряжения и тока или зна- 40 чения напряжения. якорной цепи используют в дальнейшем вплоть до -выполнения следующей операции запоминания для .определения момента подачи на электродвигатель сетевого напряжения в очередном интервале дискретности преобразователя.

В устройство для управления тиристорным электроприводом постоянного тока, содержащее последовательно соединенные задатчик скорости, регулятор50 скорости, регулятор тока и систему импульсно-фазового управления тиристорным преобразователем, выход которого подключен к якорю электродвигателя, датчики напряжения и тока якор-55 ной цепи электродвигателя, выходами соединенные с сумматором, причем .выход датчика тока соединен также с вторым входом регулятора тока, дополнительно снабжено дифференциатором, 60 нуль-индикаторами тока и производной тока, элементами И и ИЛИ первым, вторым и третьим формирователями длительности импульса, ключом и запоми нающим блоком, выход которого соеди- 65 нен с вторым входом регулятора скорос1и и третьим входоМ регулятора тока, а вход — с выходом сумматора через ключ, управляющий вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с выходом элемента И, а второй — c выходом третьего формирователя длительности импульса, соединенного входом через нуль-индикатор производной тока с выходом дифференциатора, по входу подключенного к выходу датчика тока и входу нуль-индикатора тока, соединенного по выходу с первым входом элемента И и входом первого формирователя длительности импульса, инверсный выход которбго подключен к второму входу элемента И, третий вход которого соединен с инверсным выходом второго формирователя длительности импульса, связанного по входу с выходом системы импульсно-фазового управления.

На фнг. 1 представлена функциональная схема устройства, реализующего способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока; на фиг.2 — временная диаграмма его работы в двух режимах: а — при малых токах, б — .при больших токах.

Устройство для управления тиристорным электроприводом постоянного тока содержит последовательно соединенные задатчик скорости 1, регулятор 2 скорости, регулятор 3 тока и систему 4 импульсно-фазового управления, тирнсторным преобразователем

5, выход которого соединен с якорем электродвигателя 6, датчики напряжения 7 и тока 8 якорной цепи электродвигателя 6, выходами соединенные с сумматором 9, выход датчика 8 тока соединен с вторым входом регулятора тока 3. Кроме того, устройство содержит дифференциатор 10, нуль-индикаторы тока 11 и производной тока

12, элементы И 13 и ИЛИ 14, формирователи 15-17 длительности импульса, ключ 18 и запоминающий блок 19, выход которого соединен с вторым входом регулятора скорости 2 и третьим входом регулятора тока 3, а вход — с выходом сумматора 9 через ключ 18, управляющий вход которого соединен с выходом .элемента ИЛИ 14, первый вход которого соединен с. выходом элемента И 13, а второй - с выХодом формирователя 17 длительности импульса, соединенного входом через нуль-индикатор 12 производной тока с выходом дифференциатора 10, по входу подключенного к выходу датчика 8 тока и входу нуль-индикатора 11 тока, соединенного по выходу с первым входом элемента И 13 и входом формирователя

15 длительности импульса, инверсный выход которого подключен ко второму

1061227 входу элемента И 13, третий вход ко- торого соединен с инверсным выходом формирователя 16 длительности импуль- ,сов, соединенного по входу с выходом системы 4 импульсно-фазового улравле5 ния.

Способ осуществляется следующим образом.

Измеряют мгновенные значения напряжения и тока якорной цепи электродвигателя, затем определяют в относительных единицах их разность, одновременно измеряют величину производ-„ ной тока по времени и контролируют момент. вхождения ее в заданную нулевую зону производной тока, вели" 15 чина которой определяется заданной допустимой точностью измерения тока.

В момент вхождения производной тока в нулевую зону следующее уравнение:

8> и=тэ,и +1+ е1,(1)

0 = з i n (ul 4 + oC ), (2)

\ ! где напряжение якоря электро- 25 двигателя, e — действительное значение сигнала обратной связи по

ЭДС электродвигателя;

Т вЂ” постоянная времени якорэ ной цепи; и> — круговая частота сети, †.время;

>(— угол включения вентиля, 1 определяющее поведение тока якорной цепи на интервале проводимости очередного вентиля тиристорного преобразователя, становится эквивалентным более простому уравнению

e=0- (з). в соответствии с которым с этого Момента времени в течение первого интервала времени длительностью, например, о о 1 эл. rpa ., а же on- 45 .ределяемой заданной допустимой точностью измерения тока, запоминают полученное значение разности напряжения и тока, равное в зто время

ЭДС электродвигателя.

Кроме того, непрерывно контролируют вхождение тока якорной цепи в заданную нулевую зону тока, величина которой определяется заданной допустимой точностью измерения ЭДС, и при нахождении тока в его нулевой зоне запоминают значение напряжения якорной цепи в те интервалы времени, когда уравнение (3 преобразуется к в=О (4) 60 ! т.е. непрерывно, эа исключением второго интервала времени длительностью, например, около 25 эл. град., определяемой наибольшим возможным временем прохождения изменяк>щегося тока 65 якорной цепи через его йулевую зону, начинающегося одновременно с вхождением тока в нулевую зону,.и за исключением третьего интервала времени длительностью, например, около

30 эл. град., определяемой наибольшим возможным временем нахождения тока якорной цепи в нулевой зоне тока после начала его коммутации, на чинающегося одновременно с началом очередной коммутации тока, так как в течение второго и третьего интервалов времени производная тока может не равняться нулю и уравнения (3 ) и (4 ) не будут справедливыми.

Затем задают скорость электродвигателя и запомненные ранее значение разности напряжения и тока или значения напряжения якорной. цепи используют в дальнейшем вплоть до выполнения следующей операции запоминания в качестве значения ЭДС для определения момента подключения и по достижении его подключают к электродвигателю сетевое напряжение очередного интервала дискретности тиристорного преобразователя. Далее процесс управления электроприводом повторяется.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы задания скорости электродвигателя о с выхода задатчика скорости 1 и обратной связи по ЭДС е» с выхода.запоминающего блока 19 подаются на входы регулятора скорости

2, с выхода которого на первый вход регулятора тока 3 подается сигнал задания тока i>, а на второй вход— сигнал обратной связи по току якоря двигателя

На выходе регулятора тока 3 полу.чается сигнал задания угла подключения о Э к электродвигателю сетевого напря><ения (3С очередного интервала дискретности тиристорного преобразователя. Этот сигнал с помощью системы импульсно-фазового управления 4 преобразуется в импульсный сигнал c(, осуществляющий указанное подключение сетевого напряжения через тиристорный преобразователь 5 к якорю электродвигателя 6.

Значение напряжения 0 и тока якорной цепи электродвигателя измеряются соответствующими датчиками 7 и

8 и в относительных единицах алгебраически вычитаются сумматором 9, а их разность через информационный вход ключа 18 подается в запоминающий блок

19 и запоминается в нем по сигналам

K на управляющем входе ключа 18. Сигналы К на выходе элемента ИЛИ 14 образуются по двум входным каналам. В первом случае сигнал К образуется тогда, когда и ток, и производная .тока равна нулю.

1061227

При равенстве нулю значения ток-. на выходе датчика тока 8 нуль-индикатор 11 тока выдает постоянный единичный сигнал на входы элемента И 13 и первого формирователя 15 длительности импульса. Все три формирователя формируют на выходе единичные импульсы соответствующей длительности

Р1, Г2, Рз при появлении на их входах единичных сигналов после нулевых. Поэтому, как показано на фиг.2 а, в исходном состоянии формирователи 15 и

16 длительности импульсов находятся в нулевом состоянии, на их инверсных входах держатся единичные сигналы, на выходе нуль-индикатора 11 тока 15 сигнал также единичный, на выходе .элемента И 13 образуется единичный сигнал, который через первый вход элемента ИЛИ 14, формирует сигнал К и производит запись значения ЭДС в 2П запоминающий блок 19.

Запомненное значение ЭДС используется в регуляторах скорости 2 и то,ка 3 для вычисления очередного зна,чения заданного угла включения тирис-25 тора. При включении очередного тиристора по сигналус системы 4 импульсно-фазового управления на время около 30 эл. град., запускается формирователь длительности 16 импуль-30 сов, запрещая тем самым выдачу еди ничного сигнала с выхода элемента И 13 так как в это время, даже если ток не выходит из нулевой зоны тока, производная тока может выходить за пре делы нулевой эоны производной тока.

Длительность импульса формирователя 16 длительности импульсов выбирается в зависимости от заданнои допустимой точности Е измерения ЭДС и па-4О раметров электропривода и определяется при этом наибольшим возможным временем нахождения тока якорной цепи в нулевой зоне тока после начала

его коммутации, которое для наиболее 45 распространенных промышленных систем не превосходит 30 эл.град. при допустимой точности измерения в относительных единицах около 0,01.

В том случае, когда ток хотя бы на короткое время, выходит за пределы нулевой зоны тока, а потом снова возвращается в нее, запускается на время около 15 эл. град. формирователь 15 длительности импульсов, запрещая тем самым выдачу единичного сигнала с выхода элемента И 13 во время спада тока в нулевой зоне тока, так как в это время производная тока также может выходить за пределы ну-. левой зоны производной тока (фиг.2б . бО

Длительность импульса формирователя 15 длительности импульсов тоже выбирается в зависимости от величины нулевой зоны тока и параметров электропривода ииопределяется при этом наибольшим возможным временем прохождения изменяющегося тока якорной цепи через его нулевую зону, которое для наиболее распространенных промышленных систем не превосходит

15 эл. град. при допустимой величине нулевой зоны тока около 0,01.

Во втором случае сигнал К образуется тогда, когда только производная тока находится в пределах нулевой зоны производной тока, а ток не равен нулю. При этом от дифференциатора 10, определяющего производную тока по сигналу датчика тока 8, требуется высокая точность работы не во всем диапазоне возможных значений производной, тока, а .лишь в сравнительно узкой нулевой зоне производной тока, Нуль-индикатор 12 производной тока фиксирует момент вхождения производной тока в заданную нулевую зону производной тока и запускает фор мирователь 17 длительности импульсов, на выходе которого образуется единичный сигнал длительностью около

1 эл. град., поступающий на второй вход элемента ИЛИ 14 и через ключ 18, записывающий в запоминающий блок 19 значение ЭДС е в соответствии с уравнением (3) .

Длительность импульса формирователя 17 длительности импульсов, как следует из фиг.2 б, выбирается в за" висимости от параметров электропривовода, заданной допустимой точности измерения тока и связанной с ней заданной величины нулевой зоны производной тока Е, и определяется при этом наибольшим возможным временем, за которое ток может измениться на величину допустимой точности измерения тока с производной тока, равной величине нулевои зоны производной тока. Это время для наиболее распространенных промышленных систем не превосходит величины 1 эл.град. при допустимой точности измерения тока около 0,01.

Запомненное значение ЭДС и в этом случае, как указывалось выше, используется для определения момента и подключения сетевого напряжения к якорю электродвигателя.

Таким образом, предлагаемое устройство, осуществляя определение ЭДС по мгновенным значениям тока и напряжения, обеспечивает повышение точности регулирования скорости электропривода.

1061227

F5

Н фиг 2

Составитель М.Кряхтунова

Редактор .К.Волощук Техред Ж.Кастелевич, Корректор О.Билак

Заказ 10552 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Масква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления Способ управления тиристорным электроприводом постоянного тока и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх