Устройство для управления электродвигателем постоянного тока

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее транзисторный мост, к одной диагонали которого подключен ;электродвигатель постоянного тока,а в Другую диагональ через резистор включен источник питания, два дополнительных транзистора, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьаиения быстродействия, в него введены два диода, две схемы И, пороговый элемент, две схемы задержки переднего фронта импульсов и триггер, причем аноды диодов подсоединены к якорю электродвигателя, а катоды - к коллекторам дополнительных транзисторов , эмиттеры которых соединены -с плюсом источника питания, а базы - с соответствующими выходами схем задержки переднего с1ронта импульса, базами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источника питания, и первичными входами элементов И, вторые входы которых соединены с выходом порогового элемента , вход которого соединен с эмиттерами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источ- §. ника питания, выходы элементов И (О соединены с базами транзисторов тран-. зисторного моста, связанных с .минусом источника питания, а входы схем задержки переднего фронта импульсов соединены с выходами триггера , входы которого являются управляющими входами устройства. сд А ч СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

M53) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ .Т

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3448338/24-07 (22) 08.06.82 (46) 30.10.83. Бюл. 9. 40 (72) A.,A. Шайков и Г.Д. Сидельников (71) Институт технической кибернетики AH Белорусской CCP (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Панкратьев Л.Д. и др. Импульс ные и релейные следящие приводы постоянного тока. с полупроводниковыми усилителями.И.,"Энергия", 1969, . с. 40.

2, Авторское свидетельство СССР

Ю 782111, кл. Н 02 Р 5/06, 1980. (54)(57) УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее транзисторный мост, к одной диагонали которого подключен. электродвигатель постоянного тока,а в другую диагональ через резистор включен источник питания, два дополнительных транзистора, о т л и ч а ю. щ е е с я тем, что, с .целью повьаве. ния быстродействия, в него введены два диода, две схемы И, пороговый

„„ЯЦ„„1051679 А элемент, две схемы задержки переднего фронта импульсов и триггер, причем аноды диодов подсоединены к якорю электродвигателя, а катоды — к коллекторам дополнительных транзисторов, эмиттеры которых соединены с плюсом источника питания, а базы — c соответствующими выходами схем задержки переднего фронта импульса, базами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источника питания, и первичными входами элементов И, вторые входы которых соединены с выходом порогового элемента, вход которого соединен с эмиттерами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источ- @. ника питания, выходы элементов И соединены с базами транзисторов тран-. зисторного моста, связанных с минусом источника питания, а входы . („„ схем задержки переднего фронта импульсов соединены с выходами триггера, входы которого являются управляющими входами устройства, (.Р

1051679

Изобретение относится к электротехнике и мождт быть использовано, например, для управления электродвигателями постоянного тока в .станках с программным управлением, графопостроителях, промышленных манипуляторах-роботах.

Известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее два.ограничительных дросселя и транзисторный мост, в 10 диагональ которого включен электродвигатель (1 ).

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее транзисторный мост, к одной диагонали которого подключен электродвигатель постоянного тока, а в другую диагональ через резистор включен источник питания, два дополнительных транзистора ° Кроме того, в устройстве имеется два ограничительных дросселя и два широтно-импульсных модулятора (ШИМ) (2 ).

Недостатком устройств является увеличение времени переключения в момент реверса электродвигателя постоянного тока из-за наличия дополнительной индуктивности в цепи якоря электродвигателя, что уменьшает общее быстродействие.

При достижении тока якоря электродвигателя величины срабатывания токовой защиты, последняя срабатывает, отключает соответствующие транзисторы транзисторного моста, и с 35 этого момента ток в якоре электродвигателя поддерживается за счет запасенной энергии в обмотке дросселя и якорной обмотке электродвигателя, Величина. тока в обмотке электродви- 40 гателя постепенно спадает до тех пор, пока не придет следующий им- пульс ШИМ. Таким образом, токовой защитой контролируется только максимальная величина тока якоря электро- 45 двигателя, а минимальная — определяется соотношением параметров дросселей, обмотки якоря, источника питания, частотой следования импульсов

ШИМ.

Так как срабатывание токовой защиты будет происходить в разные моменты, времени, то и величины спадов тока в якоре электродвигателя будут изменяться, что будет приводить к дрожанию ротора электродвигателя с частотой следования импульсов ШИМ и амплитудой, пропорциональной величине спадов тока якоря. Это ухудшает динамические характеристики устройства, а при. больших спадах тока якоря 60 электродвигателя приведет и к неустойчивой его работе.

Цель изобретения — повышение быстродействия устройства. 65

Указанная цель достигается тем, что в устройство для .управления электродвигателем постоянного тока, содержащее транзисторный мост, к одной диагонали которого подключен электродвигатель постоянного тока, а в другую диагональ через резистор включен источник питания, два дополнительных транзистора, введены два диода, две схемы И, пороговый элемент, две схемы задержки переднего фронта импульсов и триггер, причем аноды диодов подсоединены к якорю электродвигателя, а катоды — к коллекторам дополнительных транзисторов эмиттеры которых соединены с плюсом источника питания, а базы с соответствующими выходами схем задержки переднего фронта импульса, базами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источника питания, и первичными входами элементов И, вторые входы которых соединены с выходом порогового элемента, вход которого соединен с эмиттерами транзисторов транзисторного моста, связанных с плюсом источника питания, выходы элементов

И соединены с базами транзисторов транзисторного моста, связанных с минусом источника питания, а входы схем задержки переднего фронта импульсов соединены с выходами триггера, входы которого служат управляющими входами устройства.

На фиг.l приведена принципиальная схема устройства; на фиг.2 — временные диаграммы токов и напряжений.

Устройство (фиг.l) содержит тран- зисторный мост, образованный .транзисторами 1 — 4, в одну диагональ которого включен электродвигатель 5 постоянного тока, а в другую диагональ через резистор 6 включен источник питания, дополнительные транзисторы 7 и 8, диоды 9 и 10, элементы

И 11 и 12, пороговый элемент 13, схемы 14 и 15 задержки переднего фронта импульсов и триггер 16. Аноды диодов

9 и 10 подключены к .якорю электродвигателя 5, а катоды — к коллекторам дополнительных транзисторов 7 и

8, .эмиттеры которых соединены с плюсом источника питания, а базы соединены с соответствующими выходами схем 14 и 1 5 задержки, базами транзисторов 1: и 2 и первыми входами элементов И 11 и 12, вторые входы. которых соединены с выходом порогоaoro элемента 13 вход которого соединен с эмиттерами транзисторов 1 и 2, выходы элементов И 11 и 12 сое-, динены с базами транзисторов 3 и 4, а входы схем 14 и 15 задержки соединены с выходами триггера 16, входы которого являются управляющими . входами устройства.

1051 679

Устройство работает следующим образом.

При.поступлении сигнала И Вк„или

Ия (фиг.2) на вход триггера 16 он устанавливается в одно из двух ус-.. тойчивых состояний. Допустим, на . 5 вход пришел сигнал И б„,, и триггер

16 установился в единицу. При этом на выходе схем 14 задержки через промежуток времени, определяемый величиной его задержки и необходимый . 10 для предотвращения возникновения сквозных токов через транзисторы 1 и 3 появляется импульс Ия„„ (фиг.2 момент времени t„). Этот импульс откроет транзисторы 1 и 4, и 8, и . в якоре электродвигателя 5 потечет ток 3 по цепи: плюс источник питания — резистор 6 — транзистор 1 якорь электродвигателя 5 — транзистор 4 — минус источника питания.

При достижении током якоря электро двигателя 5 значения, определяемого установленным уровнем срабатывания г порогового элемента 13, сигнал на выходе этого элемента принимает нулевое значение и транзистор 4 закрывается через элемент И 12. Возник@ ющая при этом ЭДС самоиндукции обмотки якоря электродвигателя с момента времени tZ создает ток, который замыкается по цепи: диод 10— транзистор 8 — резистор 6 — транзис-. тор 1 — якорь электродвигателя 5.

Как только ток. в цепи якоря снизится до уровня включения порогового элемента 13 открывается транзистор 4 и 35 с момента времени 1 процесс повторяется.

Для реверсирования тока в якоре электродвигателя 5 необходимо подать управляющий сигнал И«При этом триггер 16 устанавливается в ноль, закрываются транзисторы 1, 8 и 4, и электродвигатель 5 полностью отключается от источника питания (момент времени t ). Через время, определяемое величиной задержки .схемы 15 задержки и необходимое для предотвращения сквозных токов через транзисторы 2 и 4, на его выходе появляется импульс И „,„„ (момент времени Ф ), который открйвает транзисторы 2, 3 и 7 и подключает электродвигатель 5 к источнику питания. С момента вре-. мени в якоре электродвигателя нарастает ток по цепи: плюс источника питания — резистор 6 — транзистор 2 — якорь электродвигателя

5 — транзистор 3 — минус источника питания. При достижении током якоря уровня срабатывания порогового элемента 13 сигналом с его выхода закрываются элемент И ll и транзистор 3, и с момента времени t6 ток в цепи якоря электродвигателя 5 поддерживается за счет этого ЭДС самоиндукции по цепи: диод 9 — транзистор 7 — резистор 2 — электродвигатель

5. Как только значение тока становится. ниже уровня срабатывания порогового элемента 13, открывается транзистор 3 и с момента времени t процесс повторяется.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет получить непрерывный и контролируемый по величине пульсации ток в цепи якоря электродвигателя, имеющий заданное значение и его резкий спад при реверсе, что увеличивает быстродействие устройства.

1051679 Bee $ фи82

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8684/55

Филиал ППП Патент ., r Ужгорор, ул. Проектная, 4

Составитель Ю. Воробьев

Редактор Ю. Середа Техред Т.Фанта корректор С. Патрушева.

Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх