Тренажер буровика

 

ТРЕНАЖЕР БУРОВИКА, содержащий пульт оператора и последовательно включенные блок задания эта-лонов , блок сравнения и блок отображения учебной информации, второй вход которого соединен с выходом блока задания эталонов, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены последовательно включенные блок элементов ИЛИ, сумматор, блок моделирования привода, делитель напряжения и имитатор колебательных движений, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения и с третьим входом блока отображения учебной информации, и функциональный преобразователь , выход которого подключен к второму и третьему входам блока моделирования привода, к второму входу имитатора колебательных движений и к первому входу сумматора,пер (О вый, второй, третий, четвертый и пятый выходы пульта оператора соединены соответственно с четвертым, пятым и шестым входами блока моделирования привода и с вторым и третьим входами блока элементов ИЛИ.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ н

РЕСПУБЛИК

ПЮ 01) 3(д) 0 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ сва>щы

- A iYPH: фу

Ф. т

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3381779/18-24 (22) 13.01.82 (46) 23.12.83. Бюл. М 47 (72) A.Ï. Наугольных., Р.Х. Хабибуллин, В.Н. Каменев, А.В. Костров, В.В. Гаврилов и Е.А. Наугольных (71) Производственное ордена Трудового Красного Знамени объединение "Пермнефть", Пермский нефтяной техникум.и Пермский политехнический институт (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Пешалов Н.А. Бурение нефтяных и газовых скважин. M., "Недра", 1980, с. 119.

2. Иночкин П.Т., Прокшиц В.Л.

Справочник бурового мастера, М., "Недра", 1968, с. 59-61 (прототип). (54) (57) ТРЕНАЖЕР БУРОВИКА, содержащий пульт оператора и последовательно включенные блок задания эталонов, блок сравнения и блок отображения учебной информации, второй вход которого соединен с выходом блока задания эталонов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены последовательно включенные блок элементов ИЛИ, сумматор, блок моделирования привода, делитель напряжения и имитатор колебательных движений, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения и с третьим входом блока отображения учебной информации, и функциональный преобразователь, выход которого подключен к второму и третьему входам блока моделирования привода, к второму входу имитатора колебательных движе- @

И ний и к первому входу сумматора,первый, второй, третий, четвертый и пятый выходы пульта оператора coåдннены соответственно с четвертым, пятым и шестым входами блока моделирования привода и с вторым и третьим входами блока элементов ИЛИ.

1062760

Изобретение относится к тренажерам для обучения пользованием рабочим инструментом и может быть использовано для обучения навыкам управления буровой установки при проведении спуско-подъемных операций.

Известно устройство, содержащее пульт управления лебедкой, ограничитель хода буровой колонны и блоки управления буровой установки f1(.

Однако включение такой буровой установки в учебный процесс для приобретения навыков проведения спускоподъемных операций отрицательно влияет на обучающегося. У обучающихся возникает чувство неуверенности, 15 боязни из-за возможности возникновения аварийной ситуации — выхода из строя буровой установки. Кроме того, обучение на реальном техническом объекте — буровой установке приводит 20 к нерациональному использованию высокопроизводительного и дорогостоя щего оборудования, так как буровая установка полностью исключается из произвоДственного цикла. 25

Наиболее близким к изобретению является тренажер, предйазначенный для отработки навыков проведения спуско-подъемных операций, содержащее пульт оператора и последовательно включенные блок задания эталонов, блок сравнения и блок отображения учебной информации, второй вход которого соединен с выходом блока задания эталонов j3J .

Однако формирование с помощью .известного устройства навыков проведения спуско-подъемных операций происходит в условиях обучения на реальном техническом объекте — буровой установке, что вызывает .у обучающих- 40 ся чувство неуверенности, боязни из-за опасности возникновения аварийной ситуации, поломки. Возникающее при этом напряженное состояние обучающегося снижает активность его 45 работы, что противоречит основному принципу дидактики — принципу сознательности и активности.

Кроме того, не имеющие непосредственного отношения к отработке 50 сцуско-подъемных операций органы управления и узлы буровой установки отвлекают внимание обучающегося,снижают наглядность обучения, что приводит к нарушению принципа дидактики — принципа наглядности. Таким образом, недостатком. указанного устройства являются, его ограниченные дидактические возможности.

Целью изобретения является расши.рение дидактических возможностей тренажера.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер буровика, содержащий пульт оператора и последовательб5 но включенные блок задания эталонов, блок сравнения и блок отображения учебной информации, второй вход которого соединен с выходом блока задания эталонов, введены последовательно включенные блок элементов ИЛИ, сумматор, блок моделирования привода, делитель напряжения и имитатор колебательных движений, выход которого соединен с вторым входом блбка сравнения и с третьим входом блока отображения учебной информации, и функциональный преобразователь,выход которого подключен к второму и третьему входам блока моделирования привода, к второму входу имитатора колебательных движений и к первому входу сумматора, первый, второй,тре-, тий, четвертый и пятый выходы пульта оператора соединены соответСтвей-! но с четвертым, пятым и шестым входами блока моделирования привода и с вторым и третьим входами блока ,элементов ИЛИ.

На чертеже представлена структур-. ная схема тренажера.

Тренажер содержит пульт 1 оператора и последовательно включенные блок 2 задания эталонов, блок 3 сравнения и блок 4 отображения учебной информации, второй вход которого соединен с выходом блока 2 задания эталонов, последовательно включенные блок 5 элементов ИЛИ, сумматор

6, блок 7 моделирования привода, делитель 8 напряжения и имитатор 9 колебательных движений, выход которого соединен со вторым входом блока

3 сравнения и третьим входом блока

4 отображения учебной информации, и функциональный преобразователь 10, выход которого подключен ко второму и третьему входам блока 7 моделирования привода, ко второму входу имитатора 9 колебательных, движений и к первому входу сумматора 6, первый, второй, третий, четвертый и пятый выходы пульта 1 оператора соединены соответственно с четвертым, пятым и шестым входами блока 7 моделирования привода и со вторым и третьим входами блока элементов ИЛИ.

Кран 11 барабана, перекидная ручка 12, маховик 13 контролера,рукоятка 14 ручного тормоза, пневматическая ручка 15 входят в состав пульта 1 оператора.

Сигнал, поступающий на вход датчи. ка 16 с крана 11 барабана, преобразуется в сигнал, пропорциональный перемещению этого крана.

Сигнал, поступающий на вход датчика 17 с перекидной ручки 12,преобразуется в сигнал, пропорциональный перемещению этой перекидной ручки.

Сигнал, поступающий на вход датчика 18 с рукоятки 14 ручного тор1062760 моза, преобразуется в сигнал,пропорциональный перемещению этой руко ятки ручного тормоза.

Сигнал, поступающий на вход датчика 19 с пневматической ручки

15, преобразуется в сигнал, пропорциональный перемещению этой пневматической ручки.

В качестве датчика 16 крана барабана, датчика 17 перекидной ручки,.датчика 18 рукоятки ручного тор моэа и датчика 19 пневматической ручки могут быть использованы потенциометрические преобразователи, кинетически соединенные с соответствующим органом ручного управления

Узел 20 моделирования пневмосйстемы тормоза по сигналу, поступающему на его вход с датчика 19 пневматической ручки, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальной пневмосистеме тормоза.

Поэтому сигнал на выходе узла 20 моделирования пневмосистемы тормоза будет соответствовать величине давления воздуха на выходе пнев осистемы тормоза.

Узел 20 моделирования пневмосистемы тормоза может быть реализован, с помощью нелинейного функциональ- ного преобразователя.

Датчик 16 крана барабана, датчик

17 перекидной ручки, датчик 18 рукоятки ручного тормоза, датчик 19 пневматической ручки и узел 20 Моделирования пневмосистемы тормоза также входят в состав пульта 1 оператора.

Функциональный преобразователь

10 предназначен для преобразования сигнала, соответствующего заданной дЛине буровой колонны, в сигнал, соответствующий весу буровой колонны.

Функциональный преобразователь

10 может быть реализован с помощью потенциометрического преобразователя.

Блок 7 моделирования привода состоит из узла 21 моделирования электродвигателя, узла 22 моделирования редуктора, узла 23 моделирования муфты и узла 24 моделирования барабана.

Узел 21 моделирования электродвигателя по сигналу, поступающему на его первый вход по второму входу блока 7 моделирования привода с функционального преобразователя 10, пропорциональному весу буровой колонны и сигналу, поступающему на его второй вход но четвертому входу блока 7.моделирования привода и первому выходу пульта 1 оператора с маховика

13 контроллера, пропорциональному положению маховика контроллера, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальном электродвигателе..Поэтому сигнал на выходе узла 21 моделирования электродвигателя будет соответствовать скорости вращения выходного вала электродвигателя. узел 22 моделирования редуктора по сигналу, поступающему íà его первый вход по пятому входу блока 7 моделирования привода и второму выходу пульта 1 оператора с выхода датчика 17 перекидной ручки, пропорциональному перемещению перекидной ручки и сигналу, поступающему на его второй вход с выхода узла 21 моделирования электродвигателя, пропор-. циональному скорости вращения электродвигателя, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальном редукторе. Поэтому сигнал на выходе узла 22 моделирования редуктора будет соответствовать скорости

20 вращения выходного вала редуктора.

В качестве узла 22 моделирования редуктора может быть принят суммирующий усилитель.

Узел 23 моделирования муфты по

25,поступающему на его первый вход по третьему входу блока 7 моделироваl ния привода с функционального преобразователя 10 сигналу, пропорциональному весу буровой колонны, по

Зо поступающему на его второй вход по шестому входу блока 7 моделирования привода и третьему выходу пульта 1 оператора с датчика 16 крана бара-.. бана сигналу, пропорциональному перемещению крана барабана, и по поступающему на его третий вход с узла 22 моделирования редуктора сигналу, пропорциональному скорости вращения выходного вала редуктора, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальной муфте. поэтому сигнал на выходе узла 23 моделирования муфты будет соответст. вовать скорости вращения выходного вала муфты.

B качестве узла 23 моделирования ,муфты может быть принят суммарный усилитель. узел 24 моцелирования барабана по поступающему на его первый вход по первому входу блока 7 моделирования электропривода с сумматора 6 сигналу, пропорциональному. величине тормозного усилия и сигналу, поступающему на его второй вход с узла

23 моделирования муфты, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальном барабане. Поэтому напряжение на выходе узла 24 моделирования барабана будет соответствовать углу поворота барабана.

В качестве узла 24 моделирования барабана может быть принят интегрирующий усилитель.

1062760

Делитель 8 напряжения предназначен для воспроизведения коэффициента полиспаста.

Имитатор 9 колебательных движе-. ний по поступающему на его второй вход с функционального преобразователя 10 сигналу, соответствующему весу буровой колонны и по поступающему на его первый вход с блока 7 моделирования привода через делитель

8 напряжения сигналу, соответствующему углу поворота барабана, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальной талевой системе.

Поэтому сигнал на выходе имитатора

9 колебательных движений будет соответствовать высоте подъема талевого блока.

Блок 5 элементов ИЛИ предназначен для пропуска. сигналов, идущих с рукоятки 18 ручного тормоза и узла 20 моделирования пневмосис емы тормоза на сумматор 6.

Последний по поступающему с выхода функционального преобразователя

10 сигналу, соответствующему весу буровой колонны и поступающим через блок 5 элементов ИЛИ с выхода узла 20 моделирования пневмосистемы тормоза сигналу, соответствующему величине давления воздуха на выходе пневмосистемы, и сигналу с выхода датчика 18 рукоятки ручного тормоза, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальном тормозе.Поэтому сигнал на выходе сумматора 6 будет соответствовать тормозному усилию.

Сумматор 6 может быть реализован с помощью суммирующего усилителя. Блок 2 задания эталонов, выход которого соединен со вторым входом блока 4 отображения учебной информации и первым входом блока 3 сравнения, формирует два сигнала, один из которых соответствует положению ротора — ограничению хода буровой колонны снизу, а другой положению противозатаскивателя ограничению хода буровой колонны сверху.

Блок 2 задания эталонов может быть реализован с помощью двух однотактных потенциометрических датчиков, один из которых задает напряжение, соответствующее положению ротора, а другой-напряжение, соответствующее положению противозатаскивателя.

Блох 3 сравнения сравнивает сигналы, поступающие на его первый вход с блока 2 задания эталонов, пропорциональные величине задания ограничений хода буровой колонны сверху и снизу, с сигналом, поступающим на его второй вход с имитатора

j9 колебательных движений, пропорцио1 нальным высоте подъема талевого блока. В момент равенства сигнала, пропорционального высоте подъема талевого блока, с сигналом, пропорциональным величине ограничения хода буровой колонны сверху, что соответствует переподъему буровой колонны, сигнал о возникшей ошибке с выхода блока 3 сравнения поступает на первый вход блока 4 отображения учебной информации, где индицируется с помощью светового табло.

Аналогично на световом табло блока 4 отображения учебной информации будет индицироваться ошибка управленйя в

15 момент равенства сигнала„ пропорционального высоте подъема талевого блока, с сигналом, пропорц;ональным величине ограничения хода буровой колонны снизу.

20 Блок 3 сравнения может быть реалиэован с помощью схемы, .отрабатывающей характеристику с тремя устойчивыми состояниями.

Блок 4 отображения учебной информации служит для информации обучающегося и инструктора по сигналам, поступающим на его входы: с блока 2 задания-эталонов — о положении ротора и противоэатаскивателя, ограничениях хода буровой колонны соответственно снизу и сверху, с блока 3 сравнения — о виде ошибки обучающего. ся, с имитатора 9 колебательн х движений — о текущем положении талевого блока.

Блок 4 отображения учебной информации может быть реализован с помощью вертикально установленного ряда равномерно рассредоточенных электрических лампочек так, что зажженные лампы будут соответствовать положению талевого блока, ротора и противозатаскивателя.. Включение этих лампочек осуществляется с по40 мощью пороговых устройств. Каждое из этих пороговых устройств включает цепь питания только одной определенной лампы, поэтому порог,срабатывания каждого порогового устройства определяется положением в вертикальном ряду включаемой им лампы.

Пороговые устройства могут быть . реализованы с помощью усилителя, в цепи обратной связи которого включены стабилитроны.

Кроме того, в состав блока 4 отображения учебной информации входит световое табло, индицирующее ошибки, допускаемые обучающимся.

Тренажер работает следующим образом.

Перед включением тренажера кран 11 барабана, перекидцую ручку 12,маховик 13 контроллера, рукоятку 14 ручного тормоза, пневматическую ручку 15, входящие в состав, пульта

1062760

1 оператора, устанавливают в исходные положения, характеризующие исходное состояние тренажера. Кроме того, инструктор с помощью движка потенциометра,входящего в функциональный преобразователь 10, задает длину буровой колонны.

При включении тренажера на датчик

16 крана барабана, на датчик 17 перекидной ручки, на датчик 18 рукоятки ручного тормоза, на датчик 19 пневматической ручки поступают сигналы соответственно с крана 11 барабана, перекидной ручки 12 рукоятки ручного тормоза, пневматической ручки 15. По четвертому входу блока

7 моделирования привода поступает сигнал с маховика 13 контроллера по первому выходу пульта 1 оператора.

При исходном состоянии тренажера равны нулю напряжения на выходах датчика 16 крана барабана, датчика

17 перекидной ручки, датчика 19 пневматической ручки, и максимально напряжение на выходе датчика 18 рукоятки ручного тормоза. В соответствии с этим максимально напряжение на выходе сумматора 6, равно нулю напряжение на выходе блока 7 моделирования привода, а на выходе функционального преобразователя 10 величина напряжения соответствует заданной длине буровой колонны.

При включении тренажера на блоке

4 отображения учебной информации из всех лампочек, установленных в вертикальном ряду, зажжены только те, которые обозначают положение рото-ра — ограничение хода буровой колонны снизу, положение противозатаскивателя — ограничение хода буровой колонны сверху и нижнее исходное положение талевого блока. Для этого блок 2 задания эталонов подает по второму входу блока 4 отображения учебной информации два напряжения, одно из которых соответствует положению ротора, а другое — положению противозатаскивателя. Эти напряжения зажигают лампочки, положение которых в вертикальном ряду соответствует положению ротора и противозатаскивателя, Одновременно с этим с имитатора 9 колебательных движе,ний по третьему входу блока 4 отоб.ражения учебной информации поступает напряжение, величина которого соответствует положению талевого блока. Так как талевый блок при ,включении тренажера находится в ис ходном нижнем состоянии, то выходное напряжение имитатора 9 колебательных движений равно нулю. Под . действием этого напряжения срабатывает соответствующее пороговое устройство блока 4 отображения учебной информации, зажигающее лампочку, положение которой в вертикальном ряду соответствует положению талевого блока в рассматриваемый момент времени.

Для отработки навыков подъема буровой колонны обучающийся включает кран 11 барабана, передвигая рукоятку крана с "Выключено" на "Тихий" до упора. При воздействии обучающегося на кран 11 барабана напряжение на выходе датчика 16 крана барабана изменяется пропорционально перемещению крана 11 барабана. Поэтому при установке крана 11 барабана в крайнее до упора положение напряжения на вы15 ходе датчика 16 крана барабана принимает свое. наибольшее значение и, поступая на второй. вход узла 23 моделирования муфты,,обеспечивает полное включение муфты.

;ф Далее обучающийся плавно вращает маховик 13 контроллера. В результате этого напряжение, пропорциональное положению маховика контроллера по первому выходу пульта 1 оператора д5 и четвертому входу блока 7 моделирования привода, поступает на второй вход узла 21 моделирования электродвигателя, воспроизводя в нем процессы, аналогичные процессам в реальном электродвигателе. Поэтому напряжение на выходе узла 21 моделирования электродвигателя будет изменяться в соответствии с изменением скорости вращения вала электродвигателя.

Для того, чтобы учесть зависимость скорости вращения вала электродвигателя от веса буровой колонны, на первый вход узла 21 моделирования электродвигателя по второму входу блока 7 моделирования привода с выхода функционального преобразователя 10 поступает напряжение, пропорциональное весу буровой колонны.

45 Напряжение с выхода узла 21 моделирования электродвигателя поступает на второй вход узла 22 моделирования редуктора, на первый вход которого по пятому входу блока 7

50 моделирования привода и второму выходу пульта 1 оператора с выхода датчика 17 перекидной ручки поступает напряжение, пропорциональное перемещению перекидной ручки.

55 узел 22 моделирования редуктора под действием этих напряжений формирует на своем выходе напряжение, пропорциональное скорости вращения выходного вала редуктора.

Я напряжение с выхода узла 22 моделирования редуктора поступает на третий вход узла 23 моделирования муфты. Так как в рассматриваемом примере кран 11 барабана переве 5 ден в кГ,буйнее до упора положение, 1062760

65 а напряжение на втором входе узла

23 моделирования муфты максимально и обеспечивает взаимное прижатие ведущих и недомых дисков муфты,то скорости вращения выходного и входного валов муфты равны. При этом в конце подъема для получения малых перемещений талевого блока обучающийся не доводит кран 11 барабана до упора, поэтому напряжение на втором входе узла 23 моделирования муфты не обеспечивает полного при-. жатия ведущих и ведомых дисков муфты, следовательно, за счет взаимной пробуксовки дисков муфты скорость вращения выходного вала меньше скорости вращения ее входного вала.

Для того, чтобы учесть зависимость скорости вращения выходного вала муфты от веса буровой колонны, на первый вход узла 23 моделирования муфты по третьему входу блока 7 моделирования привода с выхода функционального преобразователя 10 поступает напряжение, пропорциональное весу буровой колонны.

Напряжение с выхода узла 23 моделирования муфты поступает на второй вход узла 24 моделирования барабана, воспроизводящего процессы, аналогичные прОцессам в реальном барабане. Поэтому напряжение на выходе узла 24 моделирования барабана соответствует углу поворота барабана. Для оттормажинания барабана обучающийся поднимает рукоятку 14 ручного тормоза. Датчик 18 рукоятки ручного тормоза при этом формирует на своем выходе напряжение, пропорциональное перемещению рукоятки 14 ручного тормоза, которое поступает на третий вход блока 15 элементов ИЛИ. В случае оттормаживания барабана пневматической руч.кой 15 напряжение на выходе датчика 19 пневматической ручки изменяется пропорционально перемещению пневматической ручки 15, и напряжение на выходе узла 20 моделиронания пненмосистемы тормоза соответствует величине давления воздуха на входе тормоза, так как узел 20 моделирования пневмосистемы тормоза воспроизводит процессы, аналогичные процессам н реальной пненмосистеме.

Сумматор 6 по поступающему с выхода функционального преобразователя 10 напряжению, соответствующему весу буровой колонны, и поступающим через блок 5 элементов ИЛИ с выхода узла 20 моделирования пненмосистемы тормоза напряжению, соответствующему величине давления воздуха на выходе пневмосистемы, и напряжению с выхода датчика 18 рукоятки ручного тормоза, воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальном тормозе. Поэтому напряжение на выходе сумматора 6 соответствует тормозному усилию. Сле довательно, при оттормаживании бара. бана или с помощью рукоятки 14 ручного тормоза, или с помощью пневматической ручки 15 выходное напряжение сумматора 6, соответствующее величине тормозного усилия, уменьшается и, воздействуя на первый вход узла 24 моделирования барабана, увеличивает его выходное напряжение, что соответствует разгону барабана по мере оттормаживания.

Напряжение с ныхода узла 24 моделирования барабана поступает через делитель 8 напряжения на первый вход имитатора 9 колебательных движений, на второй вход которого поступает напряжение с выхода функционального преобразователя 10, пропорциональное весу буровой колонны.

Имитатор 9 колебательных движе- ний воспроизводит процессы, аналогичные процессам в реальной талевой системе. Поэтому напряжение на выходе имитатора 9 колебательных движений изменяется в соответствии с изменением высоты подъема талевого блока.

Напряжение с выхода имитатора 9 колебательных движений поступает на второй вход блока 3 сравнения, на первый вход которого поступа .z дна напряжения с блока 2 задания эталонов. Одно из напряжений, формируемых блоком 2 задания эталонов, соотнетстнует положению ротора, а другое — положению противозатаскивателя.

Если действия обучающегося при отработке навыков подъема буровой колонны ошибочны и характеризуются переподъемом буровой колонны, то н момент переподъема н блоке 3 сравнения наступает равенство напряжения, снимаемого с выхода имитатора колебательных движений, соответствующего положению талевого блока,с напряжением, снимаемым с выхода блока 2 задания эталонов, соответствующим положению протиноэатаскивателя.

В этот момент блок 3 сравнения вырабатывает на своем выходе напряжение, поступающее по второму входу блока 4 отображения учебной информации на световое табло, которое выдает обучающемуся информацию об ошибке — переподъеме буровой колонны. Таким образом, имея информацию о текущем положении талевого блока, обучающийся имеет возможность точно соизмерить свои управляющие воздействия на органы управления подъемом буровой колонны.

По мере подъема буровой колонны напряжение, поступающее с выхода

1062760

Составитель A. Карлов

Редактор П. Коссей Техред N.Tenep Корректор A. Зимокосов

Заказ 10 25/53 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал @IIII "Патент", г.ужгород, ул. Проектная,4

11 имитатора 9 колебательных движений на третий вход блока 4 отображения учебной, информации, возрастает, и в

1соответствии с этим поднимается уро .вень загорания лампочек блока 4 отображения учебной информации.

Для прекращения подъема буровой .,колонны обучающийся останавливает электродвигатель, воздействуя на маховик 13 контроллера, в результате чего прекращается рост напряжений на выходах -блока 7 моделирования привода и имитатора 9 колебательных движений.

Одновременно с этим обучающийся воздействует на рукоятку 14 ручного тормоза или пневматичес кую ручку 15 для более эффективного прекращения подъема буровой колонны.

При этом на выходе сумматора 6 формируется напряжение, пропорциональное тормозному усилию, величина которого задается обучающимся. Это напряжение с выхода сумматора 6,, поступая на первый вход узла 24 моделирования барабана, форсирует прекращение роста напряжений на выходах узла 24 моделирования бараба- на и имитатора 9 колебательных дви-, жений.

В момент полного останова талевого блока напряжение на выходе ими татора 9 колебательных движений постоянно и соответствует поднятому положению талевого блока, и на э блоке 4 отображения учебной информации будет зажжена лампочка, соответствующая этому положению. Отработка навыков спуска буровой колонны происходит аналогично при со10 ответствующем порядке управления обучающимся органами спуска буровой колонны.

Использование тренажера буровика

44- по сравнению с известным позволяет обучающемуся значительно быстрее приобрести навыки управления буровой установкой при проведении спускоподъемных операций, отработать на2О выки работы в условиях учебного класса1 высвободить дорогостоящее оборудование (буровую установку) от учеб,ных целей.

Экономический эффект от использования изобретения может быть получен за счет ускорения процесса обучения и снижения затрат на обучение рабоmx.

Тренажер буровика Тренажер буровика Тренажер буровика Тренажер буровика Тренажер буровика Тренажер буровика Тренажер буровика 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх