Крепь для охраны подготовительных выработок

 

1. КРЕПЬ ДЛЯ ОХРАНЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НАРАБОТОК, выполненная в виде тумб из железобетонных блоков и податливых элементов, о т л и ч а ю щ .а я с я тем, что, с целью повышения податливости крепи, тумба дополнительно снабжена двумя блока- . ми, верхним и нижним, между которыми выполнена полость, заполненная упругим твердеющим материалом, при этом один блок входит в другой. 2. Крепь по п. 1, от ли ч а ющ а я с я тем, что полость в одном блоке выполнена в виде полусферы, а . полость в другом - .в виде параллеле-. пипеда, переходящего в сферический , сегмент.а (О с о 4; Фиг.1

С(МОЗ С08ЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) 1(51) Е 21 D 11 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4.) ; 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ а (21) 3519564/22-03 (22) 30.07.82 (46) 30.12.83. Бюи. Р 48

-(72) В.Д.Мороз, Е.И.Кольчик и И.С.Костюк (71) Донецкий ордена Трудового

Красного Знамени политехнический

-институт (53) 622.281..5(088.8) (56) 1. Барон Л.H. и др. Горное дело. Терминологический словарь. М., Недра, 1981, с.185.

2. Бажин Н.П. и др. Охрана подготовительных выработок без целиков, М., Недра, 1975, с. 76-77, рис. 36. (54) (57) 1, КРЕПЬ ДЛЯ ОХРАНЫ ПОДГО-.

ТОВИТЕЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК, выполненная в виде тумб иэ железобетонных блоков и податливых элементов, о т л и.ч ающа я с ятем, что, сцелью повышения податливости крепи, тумба дополнительно снабжена двумя блока- . ми, верхним и нижним, между которыми выполнена полость, заполненная упругим твердеющим материалом, при этом один блок входит в другой.

2. Крепь по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что полость в одном блоке выполнена в виде полусферы, а полость в другом — .в ниде параллеле.. пипеда, переходящего в сферический сегмент . Я

1064004

Изобретение относится к горной промышленности и может быть исполь,зовано при охране подготовительных выработок.

Известна костровая крепь для охраны подготовительных, выработок, выполненная н виде костров,, расположенных на некотором расстоянии друг от друга . Костры представляют собой конструкцию крепи в форме квадратной или прямоугольной клетки из деревянных,шпал или круглого леса, работающих в местах взаимного пересечения на смятие (1) .

Недостатком данной крепи является. малая несущая способность и большая податливость костров, что приводит к значительному опусканию пород кровли и, следовательно, выходу подготовительной выработки из строя, Известна крепь для охраны подготовительных выработок, выполненная в виде тумб из железобетонных блокон и податливых элементов. Для создания податливости крепи между кровлей и железобетонными блоками по всей поверхности укладываются деревянные шпалы или круглый лес диаметром

100-250 мм. Деревянными прокладками задается определенная амплитуда опускания непосредственной кровли с таким расчетом, чтобы произошло только расслоение пород непосредствен ной кровли или ее отделение от основной. Тогда опорное давление воспринимает массив или целик угла, а опоры. поддерживают консоль пород Я !.

Недостатком известной крепи является низкая устойчивость подготовительных выработок из-за малой податлиности крепи, обусловленная тем, что при укладке деревянные шпалы (особенно круглый лес) передают нагрузку не по всей площади железобетонного блока и создают неравномерный распор, поэтому при повышении нагрузки на железобетонные тумбы происходит разрушение блоков в местах концентрации напряжений. В ре-, зультате разрушения железобетонных блоков происходит снижение несущей способности тумб, что приводит к деформации и полому крепи выработки.

Цель изобретения — повышение податливости крепи.

Поставленная цель достигается тем, что в крепи для охраны подготовительных выработок, выполненной в виде тумб иэ железобетонных блоков и податливых элементов, тумба дополнительно снабжена двумя блоками, верхним и нижним, между. которыми выполнена полость, заполненная упругим твердеющим материалом, при этом один блок входит в другой.

Полость в одном блоке выполнена н виде полусферы, а в другом — в виде параллелепипеда, переходящего в сферический сегмент.

На фиг. 1 представлена железобетонная тумба, разрез; на фиг. 2 и .3 верхний железобетонный блок, вид сверху и сбоку1 на фиг. 4 и 5 —,нижний железобетонный блок, вид сверху и сбоку.

Крепь для охраны подготовительных выработок выполнена н виде тумбы 1 из железобетонных блоков 2. Тумба имеет два блока 3, состоящие иэ верхнего железобетонного блока 4 и нижнего железобетонного блока 5. Верхний блок 4 имеет сферическую полость

6. Нижний блок 5 имеет полость 7, выполненную в виде параллелепипеда, переходящего в сферический сегмент.

При переходе параллелепипеда в сферический сегмент образованы угловые участки, необходимые для жесткой опоры железобетонного блока 4 на же-. лезобетонный блок 5. Верхний 4 и нижний 5 железобетонные блоки установлены так, что их полости 6 и 7 направлены друг к другу. Полостями

6 и 7 образована полость 8, которая заполнена увеличивающимся в объеме твердеющим упругим материаЛом 9.

Полость 8 с упругим материалом 9 служит для равномерной передачи нагрузки от кровли 10 на железобетонные блоки 2 и почву 11. Причем полость 7 выполнена в начале в виде параллелепипеда, что дает ноэможность входить верхнему блоку 4 в нижний железобе тонный блок 5, обеспечивая при этом податливость всей. тумбы 1, Устройство работает следующим образом.

Сбоку выраббтки в выработанном пространстве выкладываются в эависи45 Мости от мощности пласта железобетонные блоки 2. Сверху на них устанавливают нижний железобетонный . блок 5. В полость 7 помещают упругий материал 9 и сверху устанавливают верхний железобетонный блок 4. В результате увеличения объема твердеющего упругого материала 9 происходит распор железобетонной тумбы 1 между кронлей 10 и почвой 11. В дальнейшем по мере опускания пород кровли

10 происходит уплотнение материала

9, при этом верхний блок 4 вдавлинается в нижний блок 5. Это дает возможность расслоиться породам непосредственной кровли и отделиться от

60 основной, тогда опорное давление начинает воспринимать массив или целик угля. Исчерпав свою податливость, верхний блок 4 своим основаннем опирается на угловые участки 12 полости

g5 7, железобетонная тумба 1 начинает

1064004

Составитель Л.Березкина

Редактор М.янович Техред й.Ач Корректор A,ÏîâÌ

Заказ 10490/36

Тираж 603 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г,ужгород, ул.Проектная, 4 работать в жестком режиме и при этом . поддерживать только зависшую консоль пород непосредственной кровли.

Предлагаемая крепь повышает устойчивость подготовительных выработок и создает необходимую податливость железобетонной тумбы.

Крепь для охраны подготовительных выработок Крепь для охраны подготовительных выработок Крепь для охраны подготовительных выработок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, а именно, к креплению горных выработок, в том числе вертикальных стволов шахт сборным железобетоном, пройденных в вечно мерзлых горных породах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при сооружении стволов и тоннелей различного назначения в агрессивных средах

Изобретение относится к горному делу и может использоваться при креплении выработок

Изобретение относится к метростроению, а непосредственно к сооружению двухъярусных односводочных пересадочных станционных узлов метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к области тоннелестроения и может быть использовано при сооружении метрополитенов, автодорожных и железобетонных тоннелей в обводненной среде при гидростатическом давлении более 0,15 МПа и при притоках воды в забой свыше 20 м3/ч

Изобретение относится к креплению подземных сооружений

Изобретение относится к подземному строительству и может использоваться при прокладке трубопроводов подземным способом, при проведении криволинейных выработок малого диаметра

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, в частности к тюбинговой крепи, и может быть применено для крепления туннелей

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении тоннельных обделок транспортных тоннелей и тоннелей метро
Наверх