Сквозная берегозащитная шпора

 

СКВОЗНАЯ БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА, содержащая бычки на сваях, закрепленных на дне русла, со сквозными каналами между бычками, отличающаяся тем, что, с целью повышения защитной способности шпоры, каждый бычок выполнен в виде открытого лотка, жестко закрепленного на сваях и установлен на них с образованием свободного пространства между нижней поверхностью лотка и дном русла с обеспечением сквозности между сваями и бычками.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1070257 ц ц Е 02 В 3/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Г ".- ; л, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ М А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

С0

b3

Ю (21) 3526968/29-15 (22) 24.12.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) Н. Е. Тевдорашвили (71) Грузинский ордена Ленина и ордена

Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В. И. Ленина (53) 627.42 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 705055, кл. Е 02 В 3/06, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР № 398721, кл. Е 02 В 3/04, 1973 (прототип). (54) (57) СКВОЗНАЯ БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ

ШПОРА, содержащая бычки на сваях, закрепленных на дне русла, со сквозными каналами между бычками, отличающаяся тем, что, с целью повышения защитной способности шпоры, каждый бычок выполнен в виде открытого лотка, жестко закрепленного на сваях и установлен на них с образованием свободного пространства между нижней поверхностью лотка и дном русла с обеспечением сквозности между сваями и бычками.

1070257

25 зо

Изобретение относится к речным гидротехническим сооружениям, а именно к берегозащитным шпорам, и может быть использовано для зашиты и восстановления размытых берегов, выправления русел, а также обеспечения устойчивости земляного полотна дорог, пролегающих вдоль участков рек со значительными скоростямии течения.

Известны берегоза щит ные шпоры, состоящие из отдельных бычков, образуюших между собой сквозные каналы (1).

Недостатками известных шпор являются стеснение придонной части потока установленными на дно русла бычками и отклонение влекомых по дну реки каналов в сторону от защищаемого берега, интенсивное занесение сквозной ее части влекомыми наносами, большие деформации и нарушения целостности бычков при значительных скоростях течения и размывах русла.

Наиболее близкой к предлагаемой является сквозная берегозащитная шпора, содержащая бычки на сваях, закрепленных на дне русла со сквозными каналами между бычками (2) .

Однако известная шпора недостаточно эффективна и надежна в работе, так как установленные на дно русла короба прямоугольной формы оказывают значительное сопротивление потоку, что способствует уменьшению пропускной способности шпоры, увеличению глубины местного размыва вокруг бычков, стеснению передвижения донных наносов и их отклонению от размываемого берега в сторону русла. Вместе с тем при увеличении крупности влекомых рекой наносов ударное их воздействие приводит к образованию трещин и расскалыванию нижних секций коробов, деформации и разрушению шпоры, что особенно сказывается на участках рек со значительными скоростями течения и с крупнообломочными материалами. Кроме того, в известной шпоре секции коробов, при прохождении руслоформирующих и паводковых вод, быстро погружаются в размыв, а восстановление проектной высоты бычков требует большого объема строительных материалов и монтажных работ, связанных с разборкой плит перекрытия и насадок омоноличивающих систему свай, с изготовлением, транспортировкой и монтажом дополнительных секций коробов, восстановлением подъездных дорог к сооружению.

Цель изобретения — повышение защитной способности шпоры.

Поставленная цель достигается тем, что в сквозной берегозащитной шпоре каждый бычок выполнен в виде открытого лотка, жестко закрепленного на сваях и установлен на них с образованием свободного пространства между нижней поверхностью лотка и дном русла с обеспечением сквозности между сваями и бычками.

На фиг. 1 изображена предлагаемая берегозашитная шпора, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — то же, вид с торца.

Сквозная берегозащитная шпора состоит из системы бычков, каждый из которых выполнен в форме открытого лотка 1, жестко закрепленного на сваях 2, образуя между дном русла 3 и подошвой лотка 4 свободное пространство 5, сопряженное с придонной частью каналов 6 между бычками, посредством оставленных между рядами свай отверстий 7.

При прохождении руслоформируюгцих и паводковых вод придонная часть потока беспрепятственно проходит через свободное пространство 5 и каналы 6 и донные струи, насыщенные наносами, попадают в зону замедленного течения, теряют скорость, вследствие чего влекомые потоком наносы оседают на дно русла вдоль зашищаемого берега. Поверхностная часть потока проходит через живое сечение 8 лотков и каналов 6, приобретает косое направление и создает мощный гидравлический барьер-преграду потоку, огибающего голову шпоры. На определенном расстоянии от размываемого берега эти потоки сталкиваются между собой, взаимно гасят энергию, образуя новый поток, который вновь возврашается к защишаемому берегу на значительном расстоянии от места установки шпоры. Лотки 1 могут быть выполнены из отдельных секций 9, жестко сопряженных между собой. В поперечном сечении лотки могут иметь или параболическую, или прямоугольную, или трапецеидальную форму в зависимости от величины расхода, местных условий способов производства работ.

Бычки, выполненные в форме открытого лотка, и размещенное между дном русла и подошвой лотка свободное пространство увеличивают пропускную способность шпоры и снижают гидродинамическое давление потока на ней, что обеспечивает беспрепятственное проникновение сквозь сооружения влекомых рекой донных наносов, уменьшение глубины местного размыва, прочность и целостность бычков. Вместе с тем в речном потоке, проходящем через такую систему бычков, значительно увеличивается интенсивность и устойчивость искусственной поперечной циркуляции потока, а также мощность гидравлического барьера, что обеспечивает отклонение поверхностных струй в сторону русла, а донных в сторону защищаемого берега, интенсивное заиление пространства за шпорой, .увеличение зоны

1070257

Составитель P. Нагорная

Редактор Ю. Середа Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 11325/31 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 защиты берега и уменьшения расходов строительных материалов и стоимости защиты

1 п. м. берега.

Наличие жестких связей между подошвами лотков и системой свай повышает прочность и устойчивость бычков, -снижает строительные затраты по сооружению и содержанию шпоры в процессе ее эксплуатации за счет уменьшения- свободного от грунта длины свай и высоты бычков, уменьшения расходов строительных материалов по сооружению бычков и устранения необходимости восстановления проектной ее высоты при размыве дна вокруг бычков. Вместе с тем в течение всего периода эксплуатации шпоры обеспечивается эффект от искусственной поперечной циркуляции потока.

Сквозная берегозащитная шпора Сквозная берегозащитная шпора Сквозная берегозащитная шпора 

 

Похожие патенты:

Блок // 2105839

Изобретение относится к промышленному и гражданскому строительству и может быть использовано при строительстве дорог, аэродромов, фундаментов под различные сооружения, а также при строительстве любых сооружений на слабых грунтах

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в берегозащитных сооружениях

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для защиты берегов водоемов от волновых воздействий

Изобретение относится к строительству, в том числе гидротехническому, в частности к быстрому возведению заградительных сооружений

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и касается облицовок водоудерживающих сооружений

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и касается армирующих блоков (АБ) для прибрежного или берегового сооружения и способов укладки указанных блоков с гидравлической устойчивостью поверхности откоса и экономичной стоимостью строительства

Блок // 2059033
Наверх