Блок контроля параметров аккумуляторов в батарее

 

БЛОК КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ АККУМУЛЯТОРОВ В БАТАРЕЕ, содержащий изоляционную рейку, на которой закреплены силовые перемычки для последовательного соединения аккумуляторов в батарею путем навинчивания гаек на борны и контактные гнезда, к которым присоединены выходные провода термодатчиков, опускаемых в электролит, и припаянные к перемычкам и контактным гнездай провода, проходящие внутри рейки и выведенные на разъем, отличающийсятем, что, с целью ускорения процесса соединения и вывода аккумуляторов из состава батареи, силовые перемычки выполнены П-образной формы и снабжены двумя контактными пластинами, каждая „из которых сопряжена с концом одного из двух параллельных участков перемычки, и двумя отгибами, сопряженными с соединительным участком перемычки, направленными в разные стороны от нее и расположенными на разных уровнях, в контактных пластинах выполнены отверстия под борны аккумуляторов, на одной из контактных пластин со стороны аккумулятора дополнительно закреплена из.олирующая прокладка с отверстием под борн, меньшим, чем отверстие в контактной пластине, силовые перемычки установлены так, что направленные навстречу друг другу отгибы соседних перемычек расположены внахлест и между ними установлена шпилька, причем расстояние между * указанными отгибами выбрано так, что при навинчивании на шпильку гайки, снятой с борна, на который надета контактная пластина с изолирующей прокладкой,'.соседние силовые перемычки оказываются замкнутыми.i(Л Соэо. оN5 Ю О^

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(5ц Н 01 M 10/48

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3551627/24-07, (22) 29.11.82 (46) 15.03.84. Бюл. N - 10 (72) Г.С. Касаткин, В.В. ФеДотов и Ф.И. Эйгель (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.355.1(008.8) (56) 1. Касаткин Г.С. и др, Автоматизация в техническом обслуживании аккумуляторов. — "Железнодорожный . транспорт", 1980, N - 12,,с. 49-51.

2. Авторское свидетельство СССР й- 490215, кл. Н Oi M 10/48, 1973. (54) (57) БЛОК КОИТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ

АККУМУЛЯТОРОВ В БАТАРЕЕ, содержащий изоляционную рейку, на которой закреплены силовые перемычки для последовательного соединения аккумуляторов в батарею путем навинчивания гаек на борны и контактные гнезда, к которым присоединены выходные провода термодатчиков, опускаемых в электролит, и припаянные к перемычкам и контактным гнездам .провода, проходящие внутри рейки и выведенные на разъем, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса соединения и вывода аккумуляторов из состава батареи, силовые перемычки выполнены П-образной формы и снабжены двумя контактными пластинами, каждая из которых сопряжена с концом одного из двух параллельных участков перемычки, и двумя отгибами, сопряженными с соединительным участком перемычки, направленными в разные стороны от нее и расположен" ными на разных уровнях, в контактных пластинах выполнены отверстия под борны аккумуляторов, на одной из контактных пластин со стороны аккумулятора дополнительно закреплена изолирующая прокладка с отверстием под борн, меньшим, чем отверстие в контактной пластине, силовые перемычки установлены так, что направленные навстречу друг другу отгибы соседних перемычек расположены внахлест и между ними установлена шпилька, причем расстояние между указанными отгибами выбрано так, что при навинчивании на шпильку гайки, снятой с борна, на который надета контактная пластина с изолирующей прокладкой,.соседние силовые перемычки оказываются замкнутыми.

1080226 I

Изобретение относится к области производства и эксплуатации щелочных аккумуляторов и может быть исполь" эовано для соединения аккумуляторов в батарею при вводе их в эксплуатацию и ремонте с обеспечением контроля напряжения и температуры всех аккумуляторов поочередно в процессе их заряда и разряда, а также быстрого вывода из зарядной цепи аккумуля- 10 торов, контролируемые параметры которых указывают на их неисправность.

Известна изоляционная плата e расположенными на ней силовыми перемычками, с помощью которых отдельные l5 ккумуляторы соединяются в батарею И.

К силовым перемычкам припаиваются потенциальные провода для контроля напряжения на каждом аккумуляторе.

В устройстве предусмотрена возмож- 20 ность вывода неисправного аккумулятора из зарядной цепи путем свинчивания гайки с его положительного бориа и устранения таким ооразом контакта этого борна с силовой перемыч- 25 кой (разрывом силовой цепи). Восстановление электрической цепи при выводе из нее неисправного аккумулятора осуществляется наложением дополнительной силовой перемычки на отрица= тельный и положительный борны аккумуляторов соседних с неисправным.

Однако такое устройство громоздко, при его использовании затрудняется отвод тепла от батареи в процессе

35 ее заряда или разряда, а при сильном кипении электролита он воздействует на потенциальные провода и места их контакта с силовыми перемычками. Кроме того, вывод аккумулятора из бата- 40 реи связан с применением дополнительных силовых перемычек.

Наиболее близок к предлагаемому устройству стеллаж для испытания щелочных аккумуляторов,.в котором смонтированы отсеки с системой вентиляции, .в которых размещены рейки, выполненные в виде герметичных коробов, снабженных с внешней стороны токопроводящими быстродействующими

50 зажимами для установки аккумуляторов.

Внутри коробов проложены жгуты силовых-и потенциальных проводов, соединенных с токопроводящими зажимами и выведенных из коробов через полые осевые втулки на разъемы j2J .

В стеллаже для последовательного соединения аккумуляторов используются зажимы, которые не могут дать надежного контакта с борнами, что увеличивает ошибку в измерении напряжения на аккумуляторах Стеллаж громоздок и занимает большую площадь. Исполь- зование его нецелесообразно в производственных условиях заводов, ва-гонных депо и т.д., где при проведении эарядно-разрядных циклов батарей аккумуляторов уже используются специальные камеры с вытяжной вентиляцией и с выдвижными зарядными столами, на которых устанавливаются до сотни аккумуляторов. В стеллаже предусмотрен контроль только одного параметра аккумуляторов — величины напряжения на них, что не позволяет правильно оценивать проведение зарядно-разрядных циклов. Кроме того, в этом устройстве не предусмотрен вывод из зарядной цепи неисправных аккумуляторов, непригодность которых выявляется в процессе циклирования, что может, привести к окончательной их порче и дополнительным затратам электроэнергии при оставлении их в составе батареи.

Целью изобретения является ускорение процесса соединения и вывода аккумуляторов из состава батареи.

Поставленная цель достигается тем, что в блоке контроля параметров аккумуляторов в батарее, содержащем изоляционную рейку, на которой закреплены силовые перемычки, позволяющие соединить аккумуляторы в батарею путем навинчивания гаек на борны, н контактные гнезда, к которым присоединены выходные провода термодатчиков, опускаемых в электролит, и припаянные к перемычкам и контактным гнездам провода, проходящие внутри рейки и выведенные на разъем, силовые перемычки выполнены

П-образной формы и снабжены двумя контактными пластинами, каждая из которых сопряжена с концом одного из двух параллельных участков перемычки, и двумя отгибами, сопряженными с соединительным участком перемычки, направленными в разные стороны от нее и расположенными на разных уровнях, в контактных пластинах выполнены отверстия .под борны аккумуляторов, на одной из контактных пластин со стороны аккумулятора дополнительно закреплена изолирующая прокладка с отверстием под борн, 3 10802 меньшим, чем отверстия в контактной пластине, силовые перемычки установ. лены так, что направленные навстречу друг другу отгибы соседних перемычек расположены внахлест и между ними. установлена шпилька, причем расстояние между указанными отгибами выбрано так, что при навинчивании на шпильку гайки, снятой с бориа, на который одета контактная пластина с изолирующей прокладкой, соседние силовые перемычки оказываются замкнутыми с частичным вырезом.

На чертеже представлена схема ,предлагаемого устройства.

Изоляционная рейка состоит из двух половин: правой 1 и левой 2, скрепленных между собой. На рейке винтами 3 закреплены перемычки 4.

Две контактные пластины перемычек с отверстиями одеваются на положительный 5 и отрицательный 6 борны аккумуляторов 7. Электрический контакт перемычек с борнами осуществляется гайками 8. Контактная пластина, одеваемая на положительный борн 5, имеет снизу изоляционную прокладку 9, которая не позволяет касаться борну перемычки без навинчивания на этот борн гайки 8. На рейке установлены шпильки 10. Потенци-. альные провода для измерения напряжения припаиваются к перемычкам в точках 11 и через отверстия 12 в

35 рейке выводятся во внутреннюю полую часть рейки. Провода, соединяющие разъем с термодатчиками, припаиваются к контактным гнездам 13 и так40 же выводятся во внутреннюю полую часть рейки. Все потенциальные провода внутри рейки скрепляются в жгут 14 и выводятся на разъем 15 на торце рейки. Для измерения тем45 пературы электролита в наливное от-. верстие аккумулятора опускается датчик, например спаянный конец термопары, а свободные концы термопары вводятся в контактные гнезда 12.

Блок работает следующим образом.

При исправных аккумуляторах все перемычки 4 закреплены на борнах

5 и 6 гайками 8. Контроль напряжения аккумуляторов и температуры электролитов осуществляется посредством измерения сигналов на разъеме .15. При необходимости вывода из цепи любого аккумулятора 7 гайка свинчивается с положительного бориа

5 и навинчивается на шпильку 10.

Изоляционная прокладка 9 препятствует электрическому контакту пластины перемычки 4 с борном 5. Аккумулятор оказывается выведенным из батареи. Гайка 8 на шпильке 10 создает цепь тока в обход выведенного из батареи аккумулятора.

Использование блока для соединения и вывода аккумуляторов из батареи с контролем их параметров обеспечи-, вает по сравнению с известными устройствами упрощение процесса соединения аккумуляторов в батарее, вывод из электрической цепи аккумуляторов посредством свинчивания с положительного бориа крепежной гайки и навинчивания ее на шпильку, расположенную на рейке между перемычками, с целью обхода этого аккумулятора, вместо свинчивания четырех гаек и наложения специальной дополнительной перемычки с последующим закреплением ее при помощи двух гаек в существующих устройствах, контроль напряжения и температуры всех аккумуляторов батареи в процессе их заряда и разряда, теплоотдачу аккумуляторов в процессе их заряда и разряда за счет тбго, что блок контроля, располагаясь над аккумуляторами, не затрудняет теплоотвод с поверхности аккумуляторов, в массивные перемычки облегчают отвод тепла от борнов аккумуляторов, надежность контакта потенциальных проводов в течение длительного времени проведения зарядно-разрядных циклов.

1080226

Составитель И. Найднна

Техреду.Гергель Корректор И. Эрдейи

Редактор Л. Веселовская

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1368/53 Тираж 683 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, NocKBa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Блок контроля параметров аккумуляторов в батарее Блок контроля параметров аккумуляторов в батарее Блок контроля параметров аккумуляторов в батарее Блок контроля параметров аккумуляторов в батарее 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх