Способ комбинированной обработки деталей узлов трения

 

СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЖЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, включающий силицирование и последующее насьщение антифрикционным материалом , отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения эксплуатационной стойкости , после силицирования производят изотермическую закалку, в процессе которой производят насыщение антифрикционтгым материалом.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

В

РЕСПУБЛИК

„SU„„1082840

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . Н APTOPCMOMV СВВВТНЪСТВТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛЙРЫТЮ (21) 2864587/22-02 (22) 07.01.80 (46) 30.03.84.Бюл.к 12 (72) 3 ° С. Бройде, И.В. Крагельский, В.И. Удовицкий и В.Ф.Маркин (7 1) Государственный институт. машино.ведения им. акад. А.А. Благонравова и Черновицкий ордена Трудового Красного Знамени государственный университет .(53) 621.785.5(088;8) (56) 1. Патент США @2199125, кл.148-6, 1940.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке @2364748/22-02, кл. С 23 С 9/04, 1976.

3аю С 21Р 1/72: С 23 С 17/00 (54)(57) СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, включающий силицированне и последующее насыщение антифрикционным материалом, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения эксплуатационной стойкости, после силицировання производят изотермическую закалку, в процессе которой производят насыщение антифрикционпым материалом.

1 10828

Изобретение относится к химикотермической обработке изделий иэ сплавов на основе железа, предназначается для деталей, работающих в условиях трения, в частности в 5 подшипниках скольжения, и может быть использовано различными предприятиями машиностроительного профиля и ремонтными службами заводов.

Известен способ создания антифрик- 10 ционного покрытия на железе и его сплавах, по которому обрабатывающую поверхность подвергают диффузионному силицированию, затем после протравливания кислотой или хлористым цинком залуживают и на луженую поверхность наносят слой антифрикционного металла Р1 3.

Недостатками указанного способа являются технологическая сложность, вследствие промежуточных операций, связанных с лужением, а также низкая несущая способность и прочность изделий, так как и результате операций, составляющих известный способ, происходит полный отжиг всего изделия.

Известен способ обработки деталей узлов трения, по которому поверхность деталей подвергают диффузионной металлиэации кремнием,. а затем — газовой цементации. Поверхностный слой, сформированный при диффузионном насыщении с применением кремния, имеет пористое строение и поэтому последующая цементация приводит к наполнению порис«35 той поверхности чистым углеродом. Такая поверхность хорошо адсорбирует .смазку и обладает улучшенными антифрикционными свойствами в режиме граничного трения Г23.

Недостатками известного способа являются большая длительность вторичной обработки и силицированных деталей, что значительно усложняет и удорожает технологию, а также отжиг и перегрев

1 45 сердцевины деталей, приводящие к снижению их механических характеристик.

Для исправления указанных дефектов необходимо последующее термическое улучшение еще более усложняющее про9

50 цесс обработки.

Цель изобретения — упрощение технологии и повышение эксплуатационной стойкости.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу комбинированной обработки деталей узлов трения, включающему снлицирование и последующее насыщение антифрик40 2 ционным материалом, после силицирования производят изотермическую закалку, в процессе которой производят насыщение антифрикционным материалом.

Достаточно высокая теплопровод- ность расплава обеспечивает быстрое и равномерное охлаждение в интервале 650-400оС, когда аустенит наименее устойчив, приводя тем самым к бейнитным превращениям в подслойной зоне, обогащенной углеродом, вытесненным туда в процессе силицирования, и в сердцевине стали. Взаимодействуя с раскаленной пористой силицированной поверхностью, металл иэ расплава осаждается на ней как эа счет наполнения пор, так и в результате взаимодействия с силицированной поверхностью по диффуэионно-дислокацнонному механизму.

Пример 1. Производят обработку образцов иэ стали 45. После силицирования в активной смеси при

930оС на образцах получают силицированяый слой толщиной 0,4-0,45 мм с пористостью около 207. Образцы о подвергают закалке с 850 С в расплав баббита Б83, находящийся при 390 С (первая партия) и подверо гают газовой цементации в ретортной печи 3 ч (вторая партия). После

40 мин выдержки в баббите на поверхности образцов первой партии обнаруживают несплошной слой, состоящий из частиц баббита, прочносцепленных с поверхностью в местах выхода ча нее пор силицированного слоя.

Твердость, определенная на поперечном к поверхности шлифе, составит

34-36 НИС в сердцевине образца и

45-47 НИС в подслойной зоне.

Испытания образцов обеих партий осуществляют в условиях сухого трения и трения со смазкой в паре с контртелом из закаленной стали У8.

При обоих видах испытаний коэффициент трения на стадии приработки на закаленных образцах в 1,5-2 раза ниже, чем у цементированных, а весовой износ в 2,7-3 раза меньше.

Увеличение удельной нагрузки пока-зывает что задиры и схватывание k у образцов второй партии наступают при 6-7 NIIa, а у образцов первой партии — при !0-11 МПа.

П р и и е р 2. Производят обработку образцов призматической форСоставитель P. Клыкова

Редактор Н. Ковалева Техред Л.Мартяшова Корректор О. Билак

Заказ 1681/25 Тираж 540 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 10828 мы из стали У8. Все образцы подвергают диффузионному хромосилицированию, в результате чего на них образуется слой пористостью 10-15Х, содержащий . у поверхности по данным спектрального анализа 14Х кремния и 7Х хрома.

Затем одну партию образцов подвергают газовой цементации, а вторую — закалке в сплав Вуда, находящийся при

120 С. Затем образцы подвергают испы- 10 о таниям на износ по схеме вращающийся диск — плоскость, предусмотренной

ГОСТ 23.204.78, при разгрузке 30 кгс без смазки. Цементированные образцы демонстрируют задир в начале испыта- 15 ния, а на закаленных в сплав Вуда определяют показатель интенсивности изнашивания 1,95х10

Пример 3. Производят обработку серого чугуна с феррито-перлит- 20 ной матрицей. В результате силицирования на образцах сформируется диффузионный слой толщиной более 1 мм с содержанием кремния у поверхности . 15Õ и с пластинами графита, увели- .25 ченными по сравнению с сердцевиной.

Часть образцов подвергают закалке в расплав свинца, находящийся при

340 С. Испытание на трение с возврато но-поступательным -движением образцовЗ0 по стали У8 со скоростью 0,05 м/с показывает, что весовой износ закаленных в свинец образцов в 6-8 раз .

40 меньше, чем у необработанных.

Предлагаемый способ позволяет производить обработку деталей различных форм и размеров с минимально возможным расходом антифрикционных металлов в зависимости от вида диаграммы распада аустенита сталей, из которых изготавливаются обрабатываемые изделия, закалка может производиться в сплавы, имеющие температуры плавления различные (легкоплавкие, начиная со сплава Вуда, типографские цинковые, баббиты и также специальные сплавы, образующие легкоплавкие звтектики).

По сравнению с известными методами, изобретение позволяет сочетать .высокие механические свойства деталей с простой и недорогостоящей технологией их обработки, что значительно расширяет диапазон возможного примейения антифрикционных металлических покрытий.

При использовании изобретения увеличивается ресурс работы узлов и машин в целом, сокращаются расходы на приработку деталей, а так-, же во многих случаях вследствие исключения дорогостоящих антифрикционных сплавов, которые могут быть заменены дешевыми конструкционными материалами.

Способ комбинированной обработки деталей узлов трения Способ комбинированной обработки деталей узлов трения Способ комбинированной обработки деталей узлов трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них
Наверх