Способ сборки разборного гиромотора

 

СПОСОБ СБОРКИ РАЗБОРНОГО ГИРОМОТОРА, включающий сборку гиромотора с подшипниками, смазку и прикатку его на рабочих оборотах, о тличающийся тем, что, с 7 :3 i целью повьпиения срока службы гиромотора , перед прикаткой на рабочих оборотах создают вынужденные колебания гиромотора с перегрузкой, соответствующей предварительной нагрузке на шарикоподшипники, и прикатывают гиромотор со скоростью вращения ротора , при котором гидродинамическая пленка масла в зоне контакта шариков и колец подшипников меньше высоты микронеровностей поверхностей качения , одновременно измеряя активное сопротивление подшипников, после стабилизации этого сопротивления разбирают гиромотор, прбмывают, вторично смазывают подшипники и вновь соби (Л рают гиромотор, а во время прикатки на рабочих .оборотах постоянно измеряют емкостное сопротивление подшипников , при этом прикатку на рабочих оборотах осуществляют до стабилизации этого сопротивления. 00 «йь Ф

69) (111

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (д) G01 С 25/00

> "? И q (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПЪЙ (21) 3530132/40-23 (22) 27.12.82 (46) 07.04.84. Бюл. N - 13 (72) С.П. Ермилов, Н.П. Мельгунов, С.Ф. Карндроф, К.В. Подмастерьев, Г.Е. Баранова и IO.Â. 0(ербакова (53) 629.7.058.82(088 ° 8) (56) 1. Делекторский Б.А. и др. Проектирование гироскопических электродвигателей. М., "Машиностроение", 1968, с. 50.

2. Идлин M.М. и Сафонов Н.Д. Основы сборки, регулировки и контроля авиационных электрогироскопических приборов. M., "Машиностроение", 1968, с. 293 (прототип). (54) (57) СПОСОБ СБОРКИ РАЗБОРНОГО

ГИРОМОТОРА, включающий сборку гиромотора с подшипниками, смазку и прикатку его на рабочих оборотах, о тл и ч а ю шийся тем, что, с ф целью повышения срока службы гиромотора, перед прикаткой на рабочих оборотах создают вынужденные колебания гиромотора с перегрузкой, соответствующей предварительной нагрузке на шарикоподшипники, и прикатывают гиромотор со скоростью вращения ротора, при котором гидродинамическая пленка масла в зоне контакта шариков и колец подшипников меньше высоты микронеровностей поверхностей качения, одновременно измеряя активное сопротивление подшипников, после стабилизации этого сопротивления разбирают гиромотор, прбмывают, вторично смазывают подшипники и вновь собирают гиромотор, а во время прикатки на рабочих .оборотах постоянно измеряют емкостное сопротивление подшипников, при этом прикатку на рабочих оборотах осуществляют до стабилизации этого сопротивления °

1 1084

Способ относится к приборостроительной промьппленности и может быть преимущественно использован для сборки разборных гиромоторов с шарикоподшипниками.

Известен способ сборки гиромоторов заключающийся в том, что собирают гиромотор и прикатывают его со ступенчато возрастающей скоростью вращения ротора Г13

Недостатком способа является то, что продукты износа поверхностей качения подшипников остаются в смазке, существенно ухудшая ее смазывающие

;свойства и сокращая срок службы гиро15 моторов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ сборки разборного гиромотора, включающий сборку гиромотора с подшипниками, 20 смазку и прикатку его на рабочих оборотах (2 .

Недостатком известного способа является сниженный вследствие недостаточной прикатки срок службы собран25 ных гиромоторов.

Цель изобретения — повышение срока службы гиромотора.

Поставленная цель достигается тем что согласно способу сборки разборного гиромотора, включающему сборку гиромотора с подшипниками, смазку и прикатку его на рабочих оборотах, перед прикаткой на рабочих оборотах создают вынужденные колебания гиромо-35 тора с перегрузкой, соответствующей предварительной нагрузке на шарикоподшипники, и прикатывают гиромотор со скоростью вращения ротора, при которой гидродинамическая пленка мас-4о ла в зоне контакта шариков и колец подшипников меньше высоты микронеровностей поверхностей качения, одновременно измеряя активное сопротивление подшипников, после стабилизации этого 45 сопротивления разбирают гиромотор, промывают, вторично смазывают подшипники и вновь собирают гиромотор, а во время прикатки на рабочих оборотах постоянно измеряют емкостное 50 сопротивление подшипников, при этом прикатку на рабочих оборотах осуществляют до стабилизации этого сопротивления.

Сущность способа заключается в следующем.

В процессе прикатки изменяются геометрические, механические, хими607 2 ческие свойства поверхностей качения подшипников и свойства смазки.

При прикатке поверхностей качения в начальный момент времени происходит деформация выступов микронеровностей, а затем вследствие неравного наклепа поверхностного слоя начинается его микроскопическое выкрашивание, которое сопровождается образованием тончайших окисных пленок, свойственных режиму работы прикатанных подшипников. Завершение процесса выкрашивания и образования окисных пленок характеризует окончание процесса прикатки. Образование окисных пленок в свою очередь приводит к постепенному увеличению активного электрическо1 го сопротивления подшипников. При завершении процесса образования окисных пленок сопротивления подшипников стабилизируется. Процесс прикатки поверхностей качения существенно зависит от скорости вращения подшипников, так как гидродинамическая пленка масла, возникающая при вращении подшипников с большой скоростью, препятствует непосредственному контакту шариков с кольцами и может практически исключить этот процесс. По этой причине прикатку поверхностей качения лучше всего производить при такой скорости вращения, когда пленка масла не препятствует непосредственному контакту шариков с кольцами, т.е. при малой скорости вращения. Эта скорость вращения легко устанавливается экспериментальным путем: при образовании пленки масла, исключающей контакт шариков с кольцами, резко возрастает электрическое сопротивление подшипника.

Таким образом, при указанной скорости вращения подшипника происходит интенсивный процесс прикатки поверхностей качения подшипников.

Однако вследствие наличия предварительной осевой нагрузки на подшипники гиромотора в процессе прикатки на шариках будет прикатываться только узкий поясок. Необходимо же прикатать всю поверхность шариков. Для этого требуется непрерывно изменять положение оси собственного вращения шариков, что можно выполнить, если периодически снимать осевую нагрузку на подшипники за счет вибрационной нагрузки вдоль оси вращения гиромото ра. Тогда в момент разгружения подшипника вследствие действия на шариСоставитель Г. Соколов

Техред О.Неце Корректор А. Ильин

Редактор Л. Филь

Заказ 1974/34 Тираж 587 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Ыосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 3 1084 ки гироскопического момента произойдет поворот оси вращения шариков, что позволит прикатать всю поверхность шариков.

Продукты износа поверхностей качения при прикатке попадают в смазку и вызывают ее микроожоги в зоне контакта шариков с кольцами, разрушая смазку. По этой причине после прикат-. ки поверхностей качения после про- !0 мывки смазку подшипников заменяют пор цией свежей смазки, т.е. перебирают гиромотор.

Затем осуществляют прикатку ротора на рабочих оборотах и измеряют при этом емкостное сопротивление.

В момент стабилизации емкостного сопротивления прикатку прекращают. Этот момент характеризует окончание процесса прикатки новой порции смазки. 20

Способ осуществляют следующим образом.

Собранный гиромотор закрепляют в приспособлении для прикатки и устанавливают это приспособление на под- 25 вижную часть вибростенда (ГИК-1) так. чтобы направление вибрации стенда совпадало с осью вращения ротора гиромотора.

Затем медленно увеличивают скорость вращения ротора гиромотора, изменяя напряжение. Измеряют активное электрическое сопротивление между статором и ротором с помощью тестера, находят скорость вращения ро35 тора, при которой происходит скачкообразное увепичение сопротивления.

Затем подают напряжение питания, соответствующее скорости вращения ротора, при которой нет скачкообраз- 40 ного увеличения электрического сопротивления, и непрерывно вращают гиромотор с этой скоростью. Подают на вибростенд переменное напряжение с постоянной амплитудой от генера- 45 тора звуковых колебаний (ЗГ-10).

Величину перегрузки контролируют с помощью вибродатчика -(Д-14) и измерителя (ИШВ). б07 4

Производят прикатку гиромотора до тех пор, пока не прекратится увеличение электрического сопротивления, измеряемого тестером. Длительность этого процесса, как показывает практика, практически одинакова для однотипных гиромоторов. Поэтому достаточно установить это время на небольшой партии и распространить полученный результат на всю серию гиромоторов.

После этого производят переборку гиромотора с промывкой и заменой смазки. Далее прикатывают гиромотор на рабочих оборотах и одновременно регистрируют изменение емкостного сопротивления между ротором и статором до стабилизации этого сопротивления.

Пример. Исследования проводят на 10 гиромоторах с шарикоподшипниками С 1006096Е со смазкой ОКБ-1-22-12 при осевой нагрузке 1,5 кГ.

По описанной методике определяют скорость вращения ротора, при котором происходит резкое возрастание электрического сопротивления подшипников.

Эта скорость составляет 1400-1600 об/мин

Производят прикатку .при скорости вращения 1000 об/мин и вибрационной перегрузке вдоль оси вращения ротора

2,8 при частоте 250 Гц. Резкое увеличение электрического сопротивления наблюдается в первые 5-10 мин прикатки и практически прекращается после

1 ч прикатки.

После переборки прикатывают гиромоторы на рабочих оборотах (22000 об/мин) и измеряют емкостное сопротивление подшипников. Стабилизация наступает через 42-45 ч прикатки.

Экономическая эффективность предлагаемого способа заключается в возможности существенного повьш ения срока службы гиромоторов путем улучшения качества прикатки подшипников, а следовательно, в возможности снизить затраты на изготовление и эксплуатацию приборов.

Способ сборки разборного гиромотора Способ сборки разборного гиромотора Способ сборки разборного гиромотора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению

Изобретение относится к гироскопическим приборам, а именно к способам контроля дрейфера гироприборов (одноосного гиростабилизатора - ОГС) на подвижном основании
Изобретение относится к системам управления и ориентации космического аппарата (КА), в частности к бесплатформенным гироориентаторам

Изобретение относится к геодезическому приборостроению и может быть использовано для определения и исправления угла i у нивелиров всех типов

Изобретение относится к области точного приборостроения, а именно к технологии изготовления рельефных рисунков различного функционального назначения, например, при изготовлении чувствительных элементов электростатических гироскопов (ЧЭ ЭСГ)
Наверх