Система управления гравиметром

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРАВИМЕТРОМ , содержащая реле, нуль-орган, первый переменный резистор, первый и второй концевые выключатели, маятниковый чувствительный элемент, оптически связанный с первым и вторым фотодиодами, первые выводы которых соединены между собой, а вторые выводы соединены между собой и с общей шиной системы, первый и второй электродвигатели, первые выводы которых соединены между собой и с общей шиной системы, последовательно соединенные формирователь импульсов по переднему фронту и первый триггер, соединенный выходом с первым входом элемента ИЛИ и управлякшщм входом первого коммутатора, соединенного выходом с выходом второго коммутатора и с входом первого усилителя мощности, и последова тельно соединенные формирователь импульсов по заднему фронту и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом элемента ИЛИ, о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения ее точности и надежности, в ней дополнительно установлены второй переменный резистор, источник постоянного напряжения, третий коммутатор, фильтр низких частот, элемент ИЛИ-НЕ, второй усилитель мощности, последовательно соединенные первый редуктор, первый преобразователь вращательного движения в поступательное и измерительная пружина, последовательно соединенные второй редуктор, второй преобразователь вращательного движения в поступательное и диапазонная прус жина, выходные валы первого и второго редукторов механически соединеСЛ ны с валами соответственно первого и второго двигателей, а их выходные валы - с подвижньми выводами соответственно первого и второго переменных резисторов, первые неподвижные вьшоды которых соединены между собой и с первым вьшодом источника постоянного напряжения, а их вторые неподвижные вьшоды соединены между собой и с вторым вьлводом источника постоянного напряжения , третий вывод которого соединен с общей щиной системы, подвкжньй контакт первого переменного резистора электрически соединен с входом нуль-органа, соединенного выходом с входом формирователя импульса по переднему фронту и с сигнальным входом первого коммутатора, выход первого преобразователя вращательного движения в поступательное механически соединен с первым и вторым концевыми выключателями, первые выводы которых соединены между со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) G 05 В 11/01

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3485913/18-24 (22) 27.08.82 (46) 07.04.84. Бюл. Ф 13 (72) О,Н. Баханов и Ю.Л. Кочнев (71) Южное производственное объединение по морским геологоразведочным работам "Вкморгеология" (53) 62-50(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

Ф 658403, кл. С 05 В 11/01, 1979;

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 954924, кл. С 05 В 11/01, 1982.

3. Авторское свидетельство СССР

Н - 947819, кл. С 05 В 11/О1, 1977 (прототип). (54) (57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРАВИМЕТРОМ, содержащая реле, нуль-орган, первый переменный резистор, первый и второй концевые выключатели, маятниковый чувствительный элемент, оптически связанный с первым и вторым фотодиодами, первые выводы которых соединены между собой, а вторые выводы соединены между собой и с общей шиной системы, первый и второй электродвигатели, первые выводы которых соединены между собой и с общей шиной системы, последовательно соединенные формирователь импуль. сов по переднему фронту и первый триггер, соединенный выходом с первым входом элемента ИЛИ и управляющим входом первого коммутатора, соединенного выходом с выходом второго коммутатора и с входом первого усилителя мощности, и последова тельно соединенные формирователь импульсов по заднему фронту и BTO рой триггер, соединенный выходом с вторым входом элемента ИЛИ, о т л и(19)SU(II) А чающая с я тем, что, с целью повышения ее точности и надежности, в ней дополнительно установлены второй переменный резистор, источник постоянного напряжения, третий коммутатор, фильтр низких частот, элемент ИЛИ-НЕ, второй усилитель мощности, последовательно соединенные первый редуктор, первый преобразователь вращательного движения в поступательное и измерительная пружина, последовательно соединенные второй редуктор, второй преобразователь вращательного движения в поступательное и диапазонная пружина, выходные валы первого и второго редукторов механически соединены с валами соответственно первого и второго двигателей, а их выходные валы — с подвижными выводами соответственно первого и второго переменных резисторов, первые.неподвижные выводы которых соединены между собой и с первым выводом источника постоянного напряжения, а их вторые неподвижные выводы соединены между собой и с вторым выводом источника постоянного напряжения, третий вывод которого соединен с общей шиной системы, подвижный контакт первого переменного резистора электрически соединен с входом нуль-органа, соединенного выходом с входом формирователя импульса по переднему фронту и с сигнальным входом первого коммутатора, выход первого преобразователя вращательного движения в поступательное механически соединен с первым и вторым концевыми выключателями, первые выводы которых соединены между со1084728

I ля.

2S

3f бой и с вторым выводом источника постоянного напряжения, а их вторые выводы соединены между собой и с вторым входом первого триггера, соединенного выходом с первым входом элемента ИЛИ-НЕ, подключенного вторым входом к выходу второго триггера, а выходом — к управляющему входу второго коммутатора, первые выводы первого и второго фотодиодов подключены fc входу фильтра низ.ких частот, соединенного выходом

Изобретение относится к автоматическому измерению и предназначено для измерения гравитационной постоянной на море в комплексе с демпферно-поплавковой системой.

Известна система управления гравиметром, содержащая фотоэлектрический датчик положения маятника, выход которого подключен к входу предварительного усилителя, потенциометрический датчик угла поворота микрометрического винта, усилитель мощности, два двигателя, валы которых механически соединены с фотоэлектрическим датчиком положения маятника, а вал первого двигателя — с потенциометрическим датчиком угла поворота микрометрического винта и двумя концевыми выключателями, логические элементы ИЛИ, ЗАПРЕТ, два триггера, два реле, три логических элемента И, нуль-орган, к входу которого через размыкающие контакты первого реле подключена обмотка управления первого двиravens, через замыкающие контакты первого реле — обмотка управления второго двигателя и непосредственно выход усилителя мощности, к входу которого через размыкающие контакты второго реле подключен выход предварительного усилителя и через замыкающие контакты второго реле выход потенциометрического датчика угла поворота микрометрического винта, выход нуль-органа соединен с первыми входами первого и второго логических элементов И, выходы через реле с входом формирователя импульсов по заднему фронту н с сигнальными входами второго и треть. его коммутаторов, управляющий вход третьего коммутатора соединен с выходом элемента ИЛИ,а его выход через второи усилитель мощности— с вторым выводом второго электродвигателя, выход первого усилителя мощности,соединен с вторым вы-водом первого электродвигатекоторых подключены соответственно к первым входам первого и второго триггеров, первый выход первого триггера соединен с первым входом логического элемента ЗАПРЕТ и с вторыми входами первого логического элемента И и второго триггера, выход которого подключен к первому входу третьего логического элемента

И и к вторым входам второго логического элемента И и логического элемента ЗАПРЕТ, выход которого соединен с обмоткой второго реле, второй выход первого .,триггера подключен к второму входу третьего логического элемента И, выход которого соединен с обмоткой первого реле, а замыкающие контакты обоих концевых выклю .чателей через логический элемент, 20 ИЛИ подключены к второму входу

Э первого триггера (1) .

Недостаток указанной системы— низкая динамическая точность.

Известна также система управления гравиметром, содержащая датчик угла поворота микрометрического винта, механически соединенного с первым двигателем и концевыми выключателями, и датчик положения маятника, контакты концевых выключателей соединены с пусковым входом первого счетчика, два выхода которого соединены с входами обмоток первого и второго реле, выход датчика положения маятника через последовательно соединенные нормально закрытый контакт первого реле, предварительный

1084728 ключен соответственно через размыкающий и замыкающий контакты реле к первому и второму двигателям, выход усилителя мощности соединен с входом нуль-органа, выход которого подключен к первому входу первого элемента И, датчик угла поворота микррметрического винта и фотоэлектричеСкий датчик положения маятника, 1О которые кинематически соединены с валом первого двигателя, а вал второго двигателя кинематически соединен с фотоэлектрическим датчиком положения маятника, первый выход пер15 вого триггера соединен с первым входом второго элемента И, к второму входу которого подключен выход первого триггера, а выход второго элемента И соединен с обмоткой

20 реле, элемент ИЛИ, формирователи импульсов по переднему и заднему фронтам, счетчик импульсов и два коммутатора, первые входы которых подключены соответственно к фото25 электрическому датчику положения маятника и к датчику угла поворота микрометрического винта, вторые входы — к первому и второму выходам первого триггера, а выходы подключены к входу усилителя мощности, концевые выключатели подключены к первому формирователю импульсов по переднему фронту, выход которого соединен с первым входом первого триггера, к второму входу через второй формирователь импульсов по переднему фронту подключен первый выход счетчика импульсов, второй выход первого триггера через первый формирователь им4> пульсов по заднему фронту и второй выход счетчика импульсов через третий формирователь импульсов по переднему фронту соединены соответственно с первым и вторым входами второго

Jb

45 триггера, к первому и второму входам счетчика импульсов подключены соответственно выход первого элемента И через второй формирователь импульсов по заднему фронту — выход второго триггера и первый вход элемента

ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом первого триггера, а выход — с вторым входом первого элемента И j3) .

55 усилитель, усилитель мощности и перекидной контакт второго реле подключен к двигателям, два пороговых устройства, преобразователь напряжение — частота, элемент И, второй и третий счетчики, генератор импульсов, переключатель, три формирователя сигналов, четыре реле, блок отключения, ключ, причем выход датчика угла поворота микрометрического винта соединен через параллельно включенные пороговые устройства с входом обмотки третьего реле, через преобразователь напряжение — частота — с первым входом элемента И и через нормально открытый контакт первого реле с входом предварительного усилителя, выход элемента И подключен к входу второго счетчика, а второй вход элемента И соединен с входом третьего счетчика непосредственно и через нормально закрытый контакт четвертого реле и нормально открытый контакт шестого реле с выходом генератора импульсов, выходы третьего счетчика через переключатель и нормально закрытый контакт третьего реле подключены к входу блока отключения и через нормально открытый контакт третьего реле к входу первого формирователя сигналов, выход .которого подключен к пусковому входу первого счетчика, к третьему выходу которого подключен вход обмотки пятого реле, вход обмотки шестого реле через ключ соединен с выходом второго формирователя сигналов, вход которого подключен к выходу предварительного усилителя и к входу третьего формирователя сигналов, выход которого соединен со сбро. совым и счетным входами первого счетчика, выходы обмоток, первого, второго, пятого и четвертого реле объединены и через нормально закрытый контакт пятого реле, параллельно включенные нормально открытые контакты первого и второго реле подключены к входу обмотки четвертого реле (2) .

Недостаток указанной системы— низкая динамическая точность.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система управления гравиметром, содержащая концевые выключатели, усилитель мощности, выход которого подИзвестная система построена на основе метода полной компенсации отклонений маятника. При морских измерениях с гравиметром в условиях

1084728 нежесткой опоры для удержания маятника в нулевом положении требуется непрерывная работа приводов гравиметра. Это приводит к преждевременному износу механических узлов приводов, появлению люфтов, следовательно, к значительным систематическим погрешностям измерения, а также к повышенному расходу энергоресурсов автономного гравиметрического комплекса. Таким образом, недостатками известной системы являются также ее низкие точность и

10 надежность.

Поэтому оптимальным алгоритмом 15 работы поплавкового гравиметра является свободная регистрация перемещения маятника гравиметра в зоне линейного измерения, определяемая люкс-амперной характеристикой фото- 20 электрического датчика положения маятника гравиметра и его программный вывод в середину линейной зоны при превышении порога линейности в зависимости от состояния конечных 25 положений преобразователя вращения в линейное перемещение точного привода и.величины амплитуды информационного сигнала.

Цель изобретения — повышение точности и надежности системы.

Указанная цель достигается тем, что в систему управления гравиметром, содержащую реле, нуль-орган, первый переменный резистор, первый и второй концевые выключатели, маятЭ никовый чувствительный элемент, оптически связанный с первым и вторым фотодиодами, первые выводы которых соединены между собой, а вторые выводы соединены между собой и с общей шиной системы, первый и второй электродвигатели, первые выводы которых соединены между собой и с общей шиной системы, последовательно соединенные формирователь импульсов по переднему фронту и первый триггер, соединенный выходом с первым входом элемента ИЛИ к управляющим входом первого xo+y50 татора, соединенного выходом с выходом второго коммутатора и с входом первого усилителя мощности, и последовательно соединенные формирователь импульсов по заднему фронту и второй триггер, соединенный выходом с вторым входом элемента ИЛИ, дополнительно введены второй переменный резистор, источник постоянного напряжения, третий Коммутатор, фильтр низких частот, элемент ИЛИ-НЕ, второй усилитель мощности, последователь но соединенные первый редуктор, первый преобразователь вращательного движения в поступательное и измерительная пружина, последовательно соединенные второй редуктор, второй преобразователь вращательного движения в поступательное и диапазонная пружина, выходные валы первого и второго редукторов механически соединены с валами соответственно первого и второго двигателей, а их выходные валы — с подвижными выводами соответственно первого и второго переменных резисторов, первые неподвижные выводы которых соединены между собой и с первым выводом источника постоянного напряжения, а их вторые неподвижные выводы соединены между собой и с вторым выводом источника постоянного напряжения, третий вывод которого соединен с общей шиной системы, подвижный контакт первого переменного резистора электрически соединен с входом нульоргана, соединенного выходом с входом формирователя импульса по переднему фронту и с сигнальным входом первого коммутатора, выход первого преобразователя вращатель1 ного движения в поступательное механически соединен с первым и вторым концевыми выключателями, первые выводы которых соединены между собой и с вторым выводом источника постоянного напряжения, а их вторые выводы соединены между собой и с вторым входом первого триггера,соединенного выходом с первым входом элемента ИЛИ-НЕ, подключенного вторым входом к выходу второго триггера, а выходом — к управляющему входу второго коммутатора, первые выводы первого и второго фотодиодов подключены к входу фильтра низких частот, соединенного выходом через реле.:с входом формирователя импульсов по заднему фронту и с сигнальными входами второго и третьего коммутаторов, управляющий вход третьего коммутатора соединен с выходом элемента

ИЛИ, à его выход через второй усилитель мощности — с вторым выводом второго электродвигателя, выход первого усилителя мощности соединен с вторым выводом первого электродвигателя.

1084728

На фиг. приведена структурная схема системы; на фиг. 2 — статическая характеристика реле; на фиг. 3 — статическая характеристика нуль-органа; на фиг. 4 — таблица истинности логики системы.

Система содержит маятник 1, первый фотодиод 2, фильтр 3 низких частот, регистратор 4, реле 5, первый и второй переменные резисторы 6 и 7, 10 первый коммутатор 8, первый усилитель

9 мощности, первый двигатель 10, первый редуктор 11, первый преобразователь 12 вращательного движения в поступательное, измерительная 15 пружина 1Э, первый концевой выключатель 14, первый и второй триггеры

15 и l6, элемент ИЛИ-НЕ 17, нульорган 18, формирователь 19 импульсов по переднему фронту, элемент ИЛИ 20

20, второй усилитель 21 мощности, второй двигатель 22, второй редуктор 23, второй преобразователь 24 вращательного движения в поступательное, диапазонная пружина 25,фор- 25 мирователь 26 импульсов по заднему фронту, второй фотодиод 27, общая шина 28 системы, источник 29 постоянного напряжения, второй и третий коммутаторы 30 и 31, маятниковый чувствительный элемент 32, источник

33 света, зеркало 34, гравитометр

35, устройство 36 управления, фотоэлектрический датчик 37 положения, второй концевой выключатель 38 (U< — сигнал на выходе i-го блока системы).

40

Система работает следующим образом.

Исходное нормальное состояние системы соответствует такому положению маятника 1 маятникового чувствительного элемента 32, при котором его вариации перемещения под воздействием изменения приращения силы тяжести не выходят эа пределы участка линейности измерения. Линейный участок измерения определяется люкс-амперной характеристикой фотодиодов 2 и 2? фотоэлектрического датчика 37 положения маятника 1 маятникового чувствительного ,элемента 32.

В режиме линейного измерения информационный сигнал с фотоэлектри- ческого датчика 37 положения маятника маятникового чувствительного . элемента 32 гравиметра 35 поступает на фильтр 3 нижних частот, частота среза которого равна частоте сигнала внешних возмущений. После фильтрации выходной сигнал фильтра 3 одновременно с регистрацией на третьем канале самопишущего регистратора 4 подается на вход реле 5, имеющего релейную характеристику с тремя устойЧивыми состояниями с запаздыванием и находящегося в исходном нулевом положении (фиг. 2). Два других состояния +U ðåëå 5 имеют место

-при подаче на вход реле сигнала U3 7Пс 7, где U — порог срабатывания реле 5, который соответствует диапазону линейного участка измерения. На первый и второй канал регистратора 4 поступает постоянный сигнал с переменных резисторов 6 и 7, с помощью которых определяют величину перемещейия измерительной 13 и диапазонной 25 пружин соответственно.

В случае превышения выходным сигналом фильтра Э предела линейности срабатывает реле 5 и его выходной сигнал +U> соответствующей полярности через открытый второй коммутатор 30 поступает на вход первого усилителя 9 мощности, нагрузкой которой является первый двигатель 10 точного привода, вращение которого через редуктор 11 и преобразователь

12 вращательного движения в поступательное воздействуют на измерительную пружину 13,стремясь вернуть маятник 1 в положение плоскости горизонта. При движении маятника 1 к плоскости горизонта уменьшается величина амплитуды выходного сигнала фильтра

3 и при достижении его на входе реле 5 U = +U>, где U — порог отпускания реле 5; последний возвращается в исходное нулевое положение, т.е. система приведена в режим линейного измерения.

При значительном перепаде приращения силы тяжести между двумя точками измерения или в случае достижения измерительной пружины 13 своих крайних положений на растяжение или сжатие срабатывает один из концевых выключателей 14 (или 38), механически связанных с первым преобразователем 12 вращательного движения в поступательное, после чего напряжение источника 29 постоянного напряжения через нормально разомкнутый контакт первого концевого выключа10 кая сигнал с реле 5 на вход второго усилителя 21 мощности, нагрузкой которого является второй двигатель

22, вращение которого через второй

5 Редуктор 23 и второй преобразователь 24 вращательного движения в поступательное воздействует на диаt пазонную пружину 25, стремясь вернуть маятник 1 в положение плос10 кости горизонта. При достижении выходным сигналом фильтра 3 значения

+U0 реле 5 возвращается в исходное нулевое состояние и перепад напряжения фиксируется формирователем 26

1% импульсов по заднему фронту с выдачей импульса сброса, поступающего на К-вход второго триггера 16, возвращая его в исходное положение

«0-1«.

Согласно таблице истинности логики (фиг. 4) в случае, если к данному моменту первый триггер 15 находится еще в положении "1-0", 25 т.е. первый переменный резистор 6 не выведен в точку нулевого потенциалр, то третий коммутатор 31 остается открытым, что позволяет в случае превыиения порога линейности выходньа4 сигналом фильтра 3, вызванного воздействием измерительной пружины 13 в сторону увеличения амппитуды выходного сигнала фильтра

3, вновь при срабатывании реле 5 вы35 вести маятник 1 в" середину линейного участка измерения.

9 1084728 теля 14 поступает на Д -входы первого и второго триггеров 15 и 16, переводят их в состояние «1-0".

Согласно таблице истинности логики (фиг. 4) происходят. следующие изменения в сочетании управляющих сигналов коммутаторов 8, 30 и 3 1, а именно. отсутствие сигнала на выходе элемента ИЛИ-БЕ 17 закрывает второй коммутатор 30; напряжение кода «1« прямого выхода триггера 15 открывает первый коммутатор 8 и сигнал с первого переменного резистора

6, определяющий положение измерительной пружины 13, одновременно с регистрацией на первом входе регист ратора 4 поступает через нуль-орган

18 и открытый первый коммутатор 8 .на вход первого усилителя мощности

9, и как следствие вращение первого: двигателя 10 в направлении вывода первого переменного резистора 6 в точку нулевого потенциала, что соот ветствует середине перемещения измерительной пружины 13. При переходе через точку нулевого потенциала куль-орган 18 осуществляет переброс полярности напряжения. При этом формирователь 1.9 импульсов по переднему фронту выдает импульс сброса, поступающий на К-вход первого триггера- 15, возвращая последний в исходное положение «0-1«. Таким образом, измерительная пружина 13 и переменный резистор 6 выведены в середину своего рабочего положения.

Одновременно, напряжение кода

«1", прямых выходов триггеров 15 и

16 поступает на вход элемента ИЛИ

20 и его выходное напряжение открывает третий коммутатор 31, пропусИзобретение позволяет повысить динамическую! точность системы

40 примерно в три с половиной раза и повысизь ее надежность примерно на двадцать процентов.

1084728

1084728

1084728

ВНИИПИ Заказ 1996/40 Тиран 842 Подписное

Филиал ППП "Патент" ° г. Узз ород, ул.Проектная,4

Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром Система управления гравиметром 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх