Способ формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины

 

СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ВСЫПНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАЛИНЫ, включающий приложение давления формующими элементами к лобовым частям обмотки, деформацию обмотки до придания ее лобовым частям требуемой геометрической формы и вьщержку под давлением, отличающийс я тем, что, с целью повышения качества формуемых изделий за счет исключения упругой деформации обмоточного провода, после деформации обмотки ее нагревают до температуры, соответствующей классу нагревостойкости обмоточного провода, а выдержку производят в нагретом состояНИИ в течение 1-4 ч.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И> (51) Н 02 К 15/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3536966/24-07 (22) 12.01. 83 (46) 07.05.84. Бюл. N9 17 (72) А. Ф. Корнеев и Г. С. Козлов (53) 62).313.04(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N 593283, кл. Н 02 К 15/06, 1978., 2, Технология производства асин- хронных двигателей. Под ред.

В. Г. Костромина. M., Энергоиздат, 1981, с. 174-180, (54)(57) СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ ЛОБОВЫХ

ЧАСТЕЙ ВСЫПНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, включающий приложение давления формующими элементами к лобовым частям обмотки, деформацию обмотки до придания ее лобовым частям требуемой геометрической формы и выдержку под давлением, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества формуемых изделий за счет исключения упругой деформации обмоточного провода, после деформации обмотки ее нагревают до температуры, соответствующей классу нагревостойкости обмоточного провода, а выдержку производят в нагретом состоянии в течение 1-4 ч.

1 1091 2

Изобретение относится к техноло- „ гии изготовления электрических микро машин и может быть использовано в приборостроении, и электротехнической промьппленности при формовании

5 лобовых частей всыпных обмоток статоров и роторов с эмалевой изоляцией обмоточного провода.

Известен способ формования лобовых частей обмотки электрической машины, включающий установку на лобовую часть индуктора и подачу импульсов тока на обмотку двигателя и индуктора, вследствие чего под действием электродинамических сил происходит формование лобовых час-15 тей С1 Д.

Недостатком известного способа является низкая точность формуемых обмоток и невозможность пропускания больших импульсов тока по обмоткам электрических машин, имеющих небольшой диаметр обмоточного провода, Известен также способ формования лобовых частей всыпной обмотки элек" трической машины, включающий приложение давления формующими элементами к лобовым частям обмотки, деформацию обмотки до придания ее лобовым частям требуемой геометрической формы и выдержку под давлением (2 j. ЗО

Недостатком этого способа является невысокое качество формуемых изделий из-за упругой деформации обмоточного провода после Аормования,что 3> приводит к изменению геометрии лобо- вых частей.

Пель изобретения — повьппение качества формуемых изделий за счет исключения упругой деформации обмоточного провода.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины, включающему приложение давления формующими элементами к лобовым частям обмотки, деформацию обмотки до придания ее лобовым частям требуемой геометрической формы и вы- - держку под давлением, после деформации обмотки ее нагревают до температуры, соответствующей классу нагревостойкости обмоточного провода, а выдержку производят в нагретом сос- 55 тоянии в течение 1-4 ч.

На чертеже показано приспособление для формования лобовых частей обмоток

77 2 с установленным в нем статором микродвигателя.

Способ формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины осуществляется следующим образом.

Статор 1 электродвигателя устанаво ливают в приспособление дпя формования лобовых частей. Приспособление устанавливают иа пресс и опрессовывают лобовые части 2 обмотки статора 1 до соединения формующих элементов 3 и 4 с торцовыми поверхностями колец 5 и 6 и соединения колец 5 и 6 друг с другом. В таком положении формующих элементов 3 и 4 и колец 5 и 6 приспособления размеры лобовых частей 2 обмотки статора 1 соответствуют заданным размерам, что обеспечивается соответствующими размерами деталей приспособления.

Be снимая усилия прессования, формующие элементы 3 и 4 и кольца 5 и 6 соединяли неподвижно с помощью болтов 7. Затем приспособление помещают в термостат и выдерживают при температуре, соответствующей предельно допустимой температуре класса нагревостойкости провода в течение 1-4 ч, после этого приспособление извлекают из термостата, и охлаждают до комнатной температуры и разбирают.

Проведенное по указанному способу формование лобовых частей обмоток статоров электродвигателей, выполненных иэ провода с эмалевой изоляцией класса нагревостойкости до 130 С показало, что величина отпружинивания двух лобовых частей составила

0,09-0,005 мм, что примерно в 10 раз меньше, чем в способе-прототипе.

Явление "отпружиниваиия" лобовых частей обмотки после опрессовки связано с возникновением упругих сил в проводниках обмотки, Появление упругих сил объясняется упругими свойствами слоя эластичной изоляционной эмали, нанесенной на поверхность медного провода. Эти свойства особенно проявляются после деформаций эмали провода, возникающие в эмали силы внутренних напряжений способны изменить положение медного проводника. Выдержка проводников обмотки статора (ротора) при предельно допустимой температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции обмоточного провода в спрессованном состоянии, позволяет снять внутренние напряжения в эмали провода и, тем самым, практически устранить

277 4 опрессовки позволяет получать форму и размеры лобовых частей обмотки микромашины, соответствующие формующим элементам приспособления, в результате чего повышается точность формования к снижается вероятность повреждения изоляции обмоточного провода в процессе опрессовки.

Время выдержки обмотки в опрессованном состоянии более 4 ч нецелесообразно, так как "отпружинивание" лобовых частей обмотки после выдержки в течение 4 ч практически отсут- ствует. Время выдержки обмотки менее 1 ч также нецелесообразно, так как приводит к ощутимому снижению точности формования лобовых частей.

Изобретение позволяет повысить качество формования лобовых частей всыпных обмоток электрических машин.

3 явление "отпружинивания" лобовых частей обмотки . Время выдержки обмотки при предельно допустимой температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции обмоточного прово5 да, зависит от толщины эмалевого покрытия и состава эмали и определяется экспериментально в пределах

1-4 ч. Снижение температуры выдержки обмотки электрических микромашин 1g о на 20-3 О С по отношению к предельно допустимой температуре соответствующего класса нагревостойкости изоляции обмоточного провода приводит к необоснованному увеличению времени выдержки, а на 40-50 С и вовсе не приводит к желаемому результату.

Устранение явления "отпружинивания" лобовых частей обмотки после ф

Составитель В. Во ско бой ников

Корректор А. Дзятко

Техред Л. Мартяшова

Редактор К. Папп

Заказ 3095/51 Тираж 667

ВНИИПИ Государственного .комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подпи сно е

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины Способ формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины Способ формования лобовых частей всыпной обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается способов формования и укладки волновых обмоток соединенными посредством их лобовых частей перемычками в шихтованные пакеты роторов или статоров электрических машин

Изобретение относится к микромехатронике и микроробототехнике, в частности к шаговым линейным микроприводам

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин
Наверх