Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты)

 

1. Колесо железнодорожное цель- ..нокатаное для колесной пары, содержащее обод, ступицу, сопряженные с расположенным между ними диском с криволинейными образзпощими, выполненными из нескольких частей, отличающееся тем, что, с целью повышения зксплуатационных и технологических характеристик, часть криволинейных образующих, сопрягающаяся с ободом, описана радиусной кривой с радиусом R

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

В ЛЮ

РЕСПУБЛИК

g g В 60 В 3/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО Д.:ЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3464611/27-11 (22) 05.07.82 (46) 15.05.84. Бюл. N - 18 (72) В.П.Есаулов, А.Т.Есаулов, А.А.Апимов, А.С.Парсенюк, А.И,Козловский, Ф.К.Клименко, M.È.Ñòàðoñå-. лецкий, В.В.Мямлин, Л.С.Калашникова, Л.П.Гребенюк, С.А.Апейник, Л.М.Школьник, В.Я,Френкель, И.Г.Узлов и И.С.Валетов (71) Днепропетровский ордена Трудо-. вого Красного Знамени металлургический институт (53) 629.4.027.4 (088.8 ) (56) I. Колесо цельнокатаное по

ГОСТ 9036-76. (54) КОЛЕСО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ (ЕГО

ВАРИАНТЫ), (57) I. Колесо железнодорожное цель.,нокатаное для колесной пары, содержащее обод, ступицу, сопряженные с расположенным между ними диском с криволинейными образующими, выполненными из нескольких частей, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных и технологических характеристик, часть криволинейных образующих, сопрягающаяся с ободом, описана радиус ной кривой с радиусом R = (0,040,06)D продолжена вертикальным прямолинейным участком длиной

=(0,002-0,005 )D, с которым сопряжена радиусная кривая с радиусом (0,1-0,15 ) D, обращенная во внешнюю сторону колеса, сопряженная с обращенной во внутреннюю сторону радиусной кривой с радиусом 3 =(О,095 — 0,125 D, про.,Я0„„1092053 А должена прямолинейным участком длиной 1-2 = (0,084-0,125)7) под о углом 60-70 к ступице в точке, сме1 щенной от середины диска во внешнюю сторону на величину 0 025 1. (Н <

40,035 1. и сопряжена со ступицей радиусной кривой с радиусом

=(0,04-0,06 ) В, а образующиеся при сечении диска осевыми цилиндрическими поверхностями площади равно— велики, где Н вЂ” величина смещения диска относительно средней части ступицы, 3 — диаметр поверхности катания; 1„ -длина ступицы.

2. Колесо железнодорожное цельнокатаное для колесной пары, содержащее обод, ступицу, сопряженные с расположенным между ними диском с криволинейными образующими, выполненными из нескольких частей, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с це. †. лью повьппения эксплуатационных и технологических характеристик> часть криволинейных образующих, сопрягающаяся с ободом, описана радиусной кривой с радиусом Р„ =(0,04-0,06 )Э, продолжена вертикальным прямолинейным участком длиной .„ = (0,0020 005 )В, с которым сопряжена обращенная во внутреннюю сторону колеса радиусная кривая с радиусом 2 (О ° 1-0,15 )Э, которая сопряжена с радиусной кривой с радиусом I2 (0,15-0,2 )D обращенной во внешнюю сторону, продолжена прямолинейным участком длиной 1-2 2= (0,0,95

0,105 )Э под углом 65-75 к ступице в точке, смещенной от середины диска во внутреннюю сторону на величину

0 13 1ст Н 01 5 т и сопряжена со ступицей радиусной кри1092053 вой с радиусом g< = (0,04-0,06) D а образующиеся при сечении диска осевыми цилиндрическими поверхностями площади равновелики, где Н

Изобретение относится к транспортному машиностроению р частности к колесам железнодорожных транспортных средств.

Известно колесо железнодорожное 5 цельнокатанное для колесной пары, содержащее обод, ступицу, сопряженные с расположенным между диском с криволинейными образующими, выполненными 1

10 из нескольких частей "1 J .

Недостатками колеса являются повышенная вертикальная и осевая жесткость цлоскоконического диска, высокие технологические .остаточные напряжения в переходных зочах от диска к

15 ободу и ступице, высокие эксплуатационные знакопеременные напряжения и в переходных зонах от диска к ободу.и ступице, смещение ступицы с оси на 3-6 мм в период длительных служеб— 20 ных и экстренных торможений, а также. от торможений на затяжных спусках, нетехнологичность при штамповке и гибке диска на прессах и особенно на .

25 гибочном стане, Цель изобретения — повышение эксплуатационных и технологических характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в колесе железнодорожном цельно-. З0 катанном для колесной пары, по первому варианту, содержащем обод, ступицу, сопряженные с расположенными между ними диском с криволинейными образующими, выполненными из 35 нескольких частей, часть криволиней ных образующих, сопрягающаяся с ободом, описана радиусной кривой с радиусом Я„ (0,04-0,06 ) D продолжена вертикальньпч прямолинейным участ- :40 ком длиной 1„„ (0,002-0,005) 3 с которым сопряжена радиусная кривая с радиусом Й2= (0,1-0,15)2, обращенная во внешнюю сторону колеса, сопряженная с обращенной во 45 внутреннюю сторону радиусной кривой с радиусом Rg (0,095-0s125)3 и. величина смещения диска относительно средней части ступицы; 9 — диаметр поверхности катания; 1 — длина ступицы. продолжена прямолинейным участком длиной L2 (0,085-0,125 ))) под, углом 60-70 к ступице в точке, смещенной от ее середины диска во внешнюю сторону на величину 0,025l, (H (0 035 L cr и сопряжена со ступицей радиусной кривой с радиусом — (0,04-0,06))), а образующиеся при сечении диска осевыми цилиндрическими секущими плоскостями площади равновелики, где H — величина смещения диска относительно средней части ступицы; Р— диаметр поверхности катания, L — длина ступицы.

По второму варианту поставленная цель достигается тем, что в колесе содержа1цем обод, ступицу, сопряженные с расположенным между ними диском с криволинейными образующими, выполненными из нескольких частей, часть криволинейных образующих, сопрягающаяся с ободом, описана радиусной кривой с радиусом R„ = (0,04—

0,06)2 и продолжена вертикальным прямолинейным участком длиной (0,002-0,005)2, с которым сопряжена обращенная во внутреннюю сторону, колеса радиусная кривая с радиусом=

Р.>(0,1-0,15) сопряженная с радиусной кривой с радиусом Й = (0,15-0,2)1), обращенной во внешнюю сторону и продолжена прямолинейным участком длиной (0,095- 0,105)Э под углом

65-75 к оси ступицы в точке, смещенной от ее середины относительно диска во внутреннюю сторону на вели-. чину 0,13 1 cr 4 Н (Оэ 151 ст сопряжена со ступицей радиусной.кривой с радиусом Р (0,04-0,06)Э а образующиеся при сечении диска

I осевыми цилиндрическими и секущими плоскостями площади равновелики, где Н вЂ” величина смещения диска относительно средней части ступицы, 2 — диаметр поверхности катания, L — длина ступицы.

1092053

1, диска

При сечении диска осевыми секущи- 15 ми поверхностями образуются равновеликие площади 5„- =S>- =S, полу3 ченные таким образом, что любой ра-диус осевой секущей плоскости соче- тания с указанными толщинами образуют 50 равновеликие площади. Колесо по второму варианту отличается тем, что криволинейная образующаяся R обра3 зована радиусом R3 = (0,15-0,20) Э а длина участка равна Lz = (0,095- у

О, 105) Й, который наклонен к ступице на угол ь, =65-75, при этом О,! 3 4 ст < Н < 0,15 Lcr

На фиг.! изображено колесо железнодорожное цельнокатаное для колесной пары по первому варианту; на фиг.2 то же по второму варианту; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1 и 2; 5 на фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.1 и 2, на фиг.5 — сечение В-В на фиг. 1 и 2.

Колесо состоит иэ обода

2, ступицы 3.

Обод 1 соединяется с диском 2 прямолинейным участком длиной (0,002-0,005)3, где 3 — диаметр поверхности катания колеса, равный стандартному 950 мм, сопрягаемый t5 радиусной кривой радиусом М1- (0,04-0,06 ) D, которая сопрягается с радиусной кривой радиусом Mz = (0,01

Ъ

0,15)D, радиусная кривая сопрягается с радиусной кривой радиу-20 .сом 9>(0,095-0,.125)9 и обращена во внешнюю сторону, которая соединяется с прямолинейным участком длиной

Ь = (0,085-0,125)1) и наклоненным под углом с = 60-70 для варианта к оси ступицы, при этом ступица колеса подсоединяется к диску со смещением от ее середины, во внешнюю сторону на величину 0,025 1„ Н < 0,035 Lcr где Н вЂ” величина смещения диска по 30 отношению к ступице; 1„ — длина ступицы (ступица по ГОСТ 9036-76 и равна 190 мм ) .

Указанный прямолинейный участок сопрягается со ступицей радиус- 35 ной кривой с радиусом R = (0,040,06) 3

Наружная и внутренняя поверхности диска описаны эквидистантными образующими, отстоящими на величину тол- 40 щин по ГОСТ 9036-76 для сечения А-А

Ь =17 мм; для сечения Б-Б, hz=24 мм и для сечения В-В, h > = 36 мм.

Колесо по первому варианту работает следующим образом.

При вращении колеса по рельсу. через обод 1 передается вертикальная нагрузка на диск 2 и ступицу 3, при этом иэ-за кинематических колебаний и, особенно при движении подвижного состава по кривым участкам пути, возникает боковая нагрузка, которая через гребень обода 1 передается на диск 2, вызывая в нем изгибающий момент,а. следовательно, дополнительно нагружает диск, вызывая в нем сложнонапряженное состояние, Нагрузка, приходящаяся на диск, далее распределяется по поверхности ступицы и передается на ось. Из-за этой нагрузки в зоне контакта ступицы и оси, соединенных с натягом, равным 0,25 мм, возникают дополнительные напряжения, вызываю. щие некоторое ослабление прессового соединения, и как следствие, появляется возможность сползания колеса с оси, которая может привести к аварийной ситуации.

Наряду с механическими нагрузками возникают и температурные напряжения при служебном и экстренном торможениях, а также при торможениях на затяжных спусках.

Тепло, возникающее вследствие длительного торможения, интенсивно нагревает обод 1, а затем передается на диск 2, вызывая в нем дополнительный изгибающий момент, способствующий сползанию ступицы к оси колеса, и температурные напряжения, ко" торые генерируют и без того сложное объемно-напряженное состояние диска колеса.

К указанному комплексу нагрузок добавляются технологические остаточные напряжения, вызывая особенно опасное напряженно-деформированное состояние переходных зон от диска к ободу и ступице, Подвеска по второму варианту работает аналогичным образом.

У предлагаемых колес радиальная жесткость ниже на 15-25Х, уменьшены технологические остаточные напряжения на 20-30Х снижены тангенциальные и радиальные напряжения в переходных зонах, на 15-25Х, уменьшены сдвигающие усилия колеса со ступицы при длительных служебных торможениях на

20-30Х снижены напряжения в дискау

1092053 колеса от действия боковых нагрузок на 15-30Х, более чем на 20-25Х выров иены контактные напряжения в месте соединения ступицы с осью, снижено напряженное состояние диска разгруз-Ь ка диска) от совместного действия вертикальных и боковых сил в периоп ,длительного торможения на 15-257, на-. личие криволинейных образующих в дисках предлагаемых колес способствует улучшению технологии производства колес при штамповке и гибке, Таким образом, существенно улучшаются эксплуатационные и технологические характеристики.

1092053

Фиа2

1092053

Составитель А.Никитин

Редактор Н.Воловик Техред Л.Коцюбняк

Корректор В.Гирняк

Заказ 3186/10 . Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стальным железнодорожным колесам с пониженным осевым фланцевым изгибом и сниженными остаточными напряжениями растяжения термического характера в ободе колеса

Изобретение относится к колесам для железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к конструкции кованых легко сплавных колес автомобилей

Изобретение относится к области производства дисковых колес железнодорожных транспортных средств с диском, выполненным как одно целое с ободом, и имеющих рельсозацепляющие элементы

Изобретение относится к колесам для железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области производства дисковых колес железнодорожных транспортных средств с диском, выполненным как одно целое с ободом, и имеющих рельсозацепляющие элементы

Изобретение относится к области производства дисковых колес железнодорожных транспортных средств с диском, выполненным как одно целое с ободом, и имеющих рельсозацепляющие элементы
Наверх