Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением

 

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ , содержащая насос, электромагнитные клапаны включения передач, клапан плавного включения, цилиндры и поршни управления вилками переключения нечетных и четных передач и привод сдвоенного сцепления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы и повышения ее надежности в работе, цилиндры и поршни управления вилками переключения четных и нечетных передач выполнены в виде блоков включения соответственно четных и нечетных передач, расположенных на оси, размещенной в картере коробки передач, каждый из упомянутых блоков содержит поршень , связанный с вилкой переключения передач с подпружиненным шариковым фиксатором нейтрального положения, и цилиндры , расположенные по обе стороны от поршня и установленные на упомянутой оси, при этом полости, образованные поршнем и цилиндрами, соединены с главной магистралью через электромагнитные клапаны, причем на оси выполнены два радиальных и одно осевое отверстия, связывающие полости , образованные поршнем и цилиндрами блока четных передач, с одной из полостей привода сдвоенного сцепления, ВЫПОЛНЕННОГО в виде цилиндра с двумя поршнями, расположенными один в другом, причем другая полость привода сдвоенного сцепле (Л ния для переключения нечетных передач соединена с главной магистралью через клас пан плавного включения.

ÄÄSUÄÄ 1093575

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК з(д) В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

Ж

CQ

О 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЧИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и ОткРытий (21) 3549978II27-11 (22) 08.02.83 (46) 23.05.84. Бюл. № 19 (72) В. А. Умняшкин, А. С. Кондрашкин и А. В. Ефанов (53) 629.113-585.2-52 (088.8) (56) «1. Autocar», 1980, с. 15 (прототип).— (54) (57) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЛ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ, содержащая насос, электромагнитные клапаны включения передач, клапан плавного включения, цилиндры и поршни управления вилками переключения нечетных и четных передач и привод сдвоенного сцепления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы и повышения ее надежности в работе, цилиндры и поршни управления вилками переключения четных и нечетных передач выполнены в виде блоков включения соответственно четных и нечетных передач, расположенных на оси, размещенной в картере коробки передач, каждый из упомянутых блоков содержит поршень, связанный с вилкой переключения передач с подпружиненным шариковым фиксатором нейтрального положения, и цилиндры, расположенные по обе стороны от поршня и установленные на упомянутой оси, при этом полости, образованные поршнем и цилиндрами, соединены с главной магистралью через электромагнитные клапаны, причем на оси выполнены два радиальных и одно осевое отверстия, связывающие полости, образованные поршнем и цилиндрами блока четных передач, с одной из полостей привода сдвоенного сцепления, выполненного в виде цилиндра с двумя поршнями, расположенными один в другом, причем другая полость привода сдвоенного сцепления для переключения нечетных передач соединена с главной магистралью через клапан плавного включения.

1093575

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления струпенчатыми коробками передач с двумя сцеплениями, в которых одно сцепление передает вращающий момент для включения нечетных передач, другое — четных.

Известна система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением, содержащая насос, электромагнитные клапаны включения передач, клапан плавного включения, цилиндры и поршни управления вилками переключения четных и нечетных передач и привод сдвоенного сцейления (1) .

Недостатками данной системы являются ее сложность — расположение гидроцилиндров с поршнями, которые управляют сцеплениями, с разных сторон коробки и разных габаритов, что не дает возможности,их конструктивному объединению, ведущему к упрощению, уменьшению соединительных каналов, клапанов включения и получения плавности переключения, а также недостаточная надежность в работе — отсутствие гидравлической взаимосвязи поршней включения вилок и поршней включения сцепления. Связь между указанными элементами осуществляется электронным блоком, который управляет системой управления. При частичном выходе из строя электронного блока возможно включение двух передач одновременно, что недопустимо при движении транспортного средства.

Целью изобретения является упрощение системы автоматического управления и повышение ее надежности в работе.

Указанная цель достигается тем, что в системе автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением, содержашей насос, электромагнитные клапаны включения передач, . клапан плавного включения, цилиндры и поршни управления вилками переключения четных и нечетных передач и привод сдвоенного сцепления, цилиндры и поршни управления вилками переключения четных и нечетных передач выполнены в виде блоков включения соответственно четных и нечетных передач, расположенных на оси, размещенной в картере коробки передач, каждый из упомянутых блоков содержит поршень, связанный с вилкой переключения передач с подпружиненным шариковым фиксатором нейтрального положения, и цилиндры, расположенные по обе стороны от поршня и установленные на упомянутой оси, при этом полости, образованные поршнем и цилиндрами, соединены с главной магистралью через электромагнитные клапаны, причем на оси выполнены два радиальных и одно осевое отверстия, связывающие полости, образованные поршнем и цилиндрами блока четных передач, с одной иа полостей привода сдвоенного сцепления, выполненного в виде ци55

Для включения II-ой передачи включается электромагнитный клапан 3, который соединяет главную магистраль 21 с полостью

17 блока 8 включения четных передач. Посредством давления в полости 17 поршень линдра с двумя поршнями, расположенными один в другом, причем другая полость привода сдвоенного сцепления для переключения нечетных передач соединена с главной

5 магистралью через клапан плавного включения.

На чертеже приведена принципиальная схема системы автоматического управления

IV-x ступенчатой коробки передач со сдвоенным сцеплением.

1О Система автоматического управления содержит насос 1, редукционный клапан 2 главной магистрали, электромагнитные клапаны 3 — 6 включения передач, переключаемых электронным блоком управления (не показан), клапан 7 плавного включения, два блока управления вилками переключения передач коробки: блок 8 включения четных передач и блок 9 включения нечетных.

Оба блока установлены на общей оси 10, фиксируемой в картере 11 коробки передач, и каждый из них включает в себя общий поршень 12, несущий на себе вилку 13 переключения, имеющую фиксированное среднее положение посредством шарикового фиксатора 14, два цилиндра 15 и 16, зафиксированных от осевого перемещения на общей оси 10, полости 17-20, образованные при этом, соединены с главной магистралью

21 соответственно через электромагнитные клапаны 3 — 6. На оси 10 выполнены два радиальных 22 и 23 и одно осевое 24 отверстия, связывающие полости 17 и 18 блока

8 с полостью 25 привода сдвоенного сцепления, который выполнен в виде цилиндра 26 с двумя поршнями 27 и 28, расположенными один в другом, причем другая его полость

29, предназначенная для переключения нечетных передач, соединена с главной магистралью 21 через клапан 7 плавного вклю чения.

Система автоматического управления работает следующим образом.

Включение I-ой передачи осуществляется

40 включением электромагнитного клапана 5, который соединяет главную магистраль 21 с полостью 19 блока 9 включения нечетных передач. Посредством давления в полости

19 поршень 12, несущий на себе вилку 13 переключения, передвигает каретку 30 зуб4 чатой муфты коробки передач в крайнее правое положение, что соответствует включению 1-ой ступени в редукторе. Затем включается клапан 8 плавного включения, соединяющий главную магистраль 21 с полостью 29. Посредством давления в этой полости поршень 27, перемещаясь, плавно включает муфту 31 включения нечетных передач.

1093575

12, несущий на себе вилку 13 переключения, передвигает каретку 32 зубчатой муфты коробки передач в крайнее правое положение, что способствует включению II-ой ступени в редукторе. При своем перемещении, после включения 11-ой ступени в редукторе, поршень 12 блока 8 кромкой 33 открывает радиальное отверстие 22 на общей оси 10, которое через осевое о верстие 24 и соединительную магистраль 34 соединяет полость 17 с полостью 25, давление в которой обеспечивает одновременное и плавное переключение с фрикционной муфты 31 на фрикционную муфту 35, посредством нарастания усилия на поршне 28 и уменьшения усилия на поршне 27. После уравновешивания усилия на поршне 27 с обеих сторон (полости 25

15 и 29 имеют равную площадь поперечного сечения) поршень 27 под действием.раздвижных элементов фрикционной муфты

31 (не показаны) возвращается в исходное положение. После этого электромагнитный 20 клапан 5 выключается, поршень 12 (вместе . с вилкой 13 и кареткой 30) блока 9 включения нечетных передач занимает среднее положение, фиксируемое фиксатором 14..

Для включения Ш-ей передачи включается электромагнитный клапан 6, который соединяет главную магистраль 21 с полостью

20 блока 9 включения нечетных передач, Давление в полости 19, передвигая поршень

12 (вместе с вилкой 13 и кареткой 30),включает Ш-ю ступень редуктора. После чего отключается электромагнитный клапан 3, 30 рабочее тело в полости 25 под действием усилия со стороны полости 29 через соединительную магистраль 34, отверстия 24 и 23, полость 7, электромагнитный клапан 3 уходит на слив, удерживая при этом поршень 35

12 блока 8 еще в крайнем правом положении. При своем движении поршень 27 включает фрикционную муфту 31, а поршень 28 под действием раздвижных элементов (не. показаны) фрикционной муфты 35 возвращается в исходное положение. После чего 40 поршень 12 вместе с вилкой 13 и кареткой

32 блока 8 занимает среднее положение, фиксируемое фиксатором 14.

Для включения IV-ой передачи включается электромагнитный клапан 4, который соединяет главную магистраль 21 с полостью

18 блока 8 включения четных передач. Давление в полости 18, передвигая поршень 12 (вместе с вилкой 13 и кареткой 32), включает 1У-ю ступень в редукторе. Переключение фрикционных муфт 31 и 35 происходит таким же образом, как и в случае переключения с 1-ой передачи íà Il-ю, после чего отключаются электромагнитный клапан

6 и111-я ступень в коробке. Переключение

«Вниз» происходит аналогичным образом в обратном порядке. Для включения заднего хода каретку 36 зубчатой муфты нужно установить в крайнее правое положение, после чего включается фрикционная муфта 31 как при включении I-ой, передачи.

Таким образом, при работе системы автоматического управления нужно управлять только одной из двух полостей привода фрикционных муфт сдвоенного сцепления при постоянной подаче давления в другую полость на всех передачах переднего хода, тем более что управление полостью осуществляется через блок включения четных передач, что упрощает как саму систему автоматического включения, так и электронный блок, управляющий ею.

Осуществление управления указанной по- лостью через блок включения четных передач приводит к повышению надежности работы системы, так как включение фрикционной муфты четных передач возможно только после того, как поршень, несущий на себе вилку переключения, не займет крайнее левое или крайнее правое положение, что исключает возможность включения двух передач одновременно, даже если поврежден электронный блок управления, выдавший неверную команду.

Конструктивно объединенные поршни и цилиндр привода фрикционными муфтами обеспечивают плавность переключения этих муфт за счет синхронного нарастания давления в одной полости и убывания в другой.Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения заключается в упрощении системы автоматического управления с одновременным упрощением электронного блока, управляющего ею, повышении надежности работы системы, получении плавности переключения.

1093575

Редактор Л. Гратилло

Заказ 3359/16

Составитель A. Барыков

Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх