Устройство для измерения скорости течения в придонном слое

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ В ПРИДОННОМ СЛОЕ, содержащее поплавок с вьюшкой, несущей намотанный на нее трос, на котором укреплены измеритель скорости течения и якорь, связанный с тросом . I посредством механизма расцепления, отличающееся тем, что, с целью повьшения надежности,, оно снабжено тремя управляющими Грузами, Установленными на тросе с возможностью скольжения, два из которых разнесены по отрезку троса между вьюшкой и измерителем/скорости, а третий размещен межд.у механизмом расцепления и измерителем скорости и связан гибкой тягой с дополнительным механизмом расцепления ударного действия, закрепленным на верхнем грузе, ближнем к измерителю скоройти, при этом вьюшка поплавка снабжена управляемым тормозным механизмом.. 2. Устройство по п. 1, о т л и0 ч а ю щ е е с я тем, что управляС емый тормозной механизм выполнен в виде пластин, шарнирно закрепленных на поплавке с возможностью взаимодействия с вьюшкой и соединенных между собой растворимой вставкой.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ае <и> сю G 01 Р 5/Об, С 01 P 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ посредством механизма расцепленная о т л и ч а ю.щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности,. оно снабжено тремя управляющими -Грузами, установленными на тросе с возможностью скольжения, два из которых разнесены по отрезку троса между axiomкой и измерителем скорости, а третий размещен между механизмом расцепления и измерителем скорости и связан гибкой тягой с дополнительным механизмом расцепления ударного действия, закрепленным на верхнем грузе, ближнем к измерителю скорости, при этом вьюшка поплавка снабжена управляемым тормозным механизмом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2i) 3590277/18-10 (22) 31.03.83 (46) 23.05.84. Бюл. Н -19 (72) С.Ю.Истошин, Н.В.Глухов и В.А.Макеев (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт геологии зарубежных стран (53) 532.574(088.8) (56) 1. Диомидов М.И., Дмитриев A.Н.

Покорение глубин. Л., "Судостроение", 1974, с. 242-243.

2. Беляев В.И. Обработка и теоретический анализ океанографических наблюдений. Киев,"Наукова думка", 1973, с. 12 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

СКОРОСТИ -ТЕЧЕНИЯ В ПРИДОННОМ СЛОЕ, содержащее поплавок с вьюшкой, несу-. щей намотанный на нее трос, на котором укреплены измеритель скорости течения и якорь, связанный с тросом .

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что управляемый тормозной механизм выполнен в виде пластин, шарнирно закрепленных на поплавке с возможностью взаимодействия с вьюшкой и соединенных между собой растворимой вставкой.

1093979

Цель изобретения — повьппение. надеж

° 45 ности устройства.

Для достижения цели устройство, содержащее поплавок с вьюшкой, несущей намотанный на нее трос, на котором закреплены измеритель скорости течения и якорь, связанный с тросом посредством механизма расцепления, снабжено тремя управляющими грузами, установленными на тросе с возможностью скольжения, два из которых разнесены по отрезку троса между вьюшкой и

55 измерителем скорости, а третий размещен между механизмом расцепления и измерителем скорости и связан гибкой

Изобрете .ие относится к океаническим работам, в частности к устройствам для замера скорости течения в придонном слое воды.

Известно устройство для сбора 5 океанографических данных, содержащее поплавок, соединенный тросом с яко рем>и приборный контейнер, закрепленный на тросе Г1 .

Это автономное самовсплывающее устройство непригодно для измерения скорости течения на больших глубинах, так как входящие в его состав приборы не защищены от воздействия больших давлений и в силу этого устройство ненадежно в работе. Кроме того, устройство снабжено радиоэлектронной аппаратурой, что приводит к усложнению конструкции.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для измерения скорости течений в придонном слое, содержащее поплавок с вьюшкой, на которую намотан трос с измерителем скорости течения, а на нижнем торце троса с помощью механизма расцепления установлен якорь Г2 3.

В известном устройстве аппаратура размещена в прочном корпусе. Однако при этом приходится применять сложную и дорогостоящую электронную аппаратуру, прибегать к сложному и дорогому изготовлению прочного корпуса, что повьппает стоимость, усложняет З5 конструкцию (необходима аппаратура для преобразования сигналов, обработки Йх и т.д.), процессы измерения и обслуживания устройств, а в условиях частых спуско"подъемных операций 4О возможны удары о борт судна, сотрясения и т.д., что снижает надежность в работе. тягой с дополнительным механизмом расцепления ударнсго действия, закрепленным на верхнем грузе, ближнем к измерителю скорости, при этом вьюшка поплавка снабжена управляемым тормозным механизмом.

Последний выполнен в виде тормозных пластин, шарнирно закрепленных на поплавке с возможностью взаимодействия с вьюшкой и соединенных между собой растворимой вставкой.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2— реборты с пластиной на фиг. 3— груз управления включением вертушки, на фиг. 4 — механизм расцепления якоря; на фиг. 5 — вьюшка с прижатыми к ней тормозными пластинами и рамотанными грузами управления вертушкой на фиг. 6 — подготовка к работе варианта устройства для замера скорости течения вдоль дна; на фиг. 7 — устройство, промежуточное положение; на фиг. 8 — то же, рабочее положение. устройство содержит поплавок 1, в нижней части которого установлена вьюшка 2 с тросом 3, на котором подвешен измеритель скорости течения, например морская вертушка 4.

Вьюшка имеет тормозные пластины 5, шарнйрно прикрепленные к поплавку.

На тросе 3 установлены с возможностьп1 скольжения грузы 6 и 7 управления вертушкой и груз 8 управления механизмом распределения вЂ,упорно-рычаговым устройством 9, посредством которого якорь 10 присоединен к нижиему ко11цу троса 3.

Механизм 9 состоит из кронштейна

11, жестко закрепленного на тросе с помощью, например, зажимного устройства 12, планки 13, подпружиненной относительно кронштейна, например, плоской пружиной (не показана), расположенной поперек троса 3 и сопряженной с ним. Кронштейн 11 имеет крюк 14, в зев которого пропущен поводок 15. Один конец последнего посредством петли надет на изогнутый конец планки 13, другой конец закреплен на якоре 10. В подготовленном к работе состоянии пластины 5 прижаты к1ребортам 16 вьюшки. На контактирующих поверхностях реборты и пластины могут быть выполнены чередующиеся зубья и впадины для более надежного управления вьюшкой (удержание ее от поворота). Вертушки

1093979 существующих конструкций имеют штан" ги, при воздействии на которые их можно привести в рабочее состояние или отключить. Грузы 7 и 8 соединены гибкой связью 17, причем последняя прикреплена к грузу 7 разъемно с помощью, например, механизма, подобного механизму 9.

Длина участка экспозиции троса 3, " от места крепления вертушки до корен10 ного конца троса, закрепленного на вьюшке, выбирается, необходимой длины для того, чтобы время разматывания этого участкд было достаточным для достоверного определения скорости 15 течения. У коренного участка экспозиции троса укрепляют груз 6. Длина участка троса от вертушки якоря выбирается соответствующей требуемому горизонту измерения над поверхностью 20 морского дна. Участок экспозиции троса 3 вместе с грузом 7 и частью связи 17 наматывается на вьюшку, а пластины 5 прижаты к вьюшке 2 и соединены быстроразъемным соедине- 25 кием, например растворимой вставкой

18. Трос 3 вместе с грузом 8 намотан на два-три оборота на барабан вьюшки.

Устройство работает следующим образом. 30

При сбрасывании устройства в воду оно под действием тяжести якоря начинает опускаться на дно. Пластины 5 отпускают вьюшку (после растворения вставки и после того, как воздействие потока воды на пластины кончается). Поплавок начинает всплывать, разматывая трос. Через два оборота груз 7 освобождается, соскальзывает по тросу и ударяет по штанге вертуш- д0 ки, включая ее. После разматывания троса 3 с вьюшкой до конца освобож- . дается груз 6, который, соскальзывая, 4 выключает вертушку ударом по штанге.

Одновременно груз 8 ударяет по план- . ке 13 механизма 9, которая,поворачиваясь,.освобождает петлю поводка 15, задерживаемого ранее крюком 14. Якорь отделяется и устройство всплывает °

Его поднимают на борт плавсредства и по числу сделанных датчиком оборотов определяют скорость течения. Может быть установлено несколько устройств для замера параметров течения вдоль дна. Для этого несколько устройств своими якорями крепятся на постановочном тросе 19, снабженном якорем 20.

При пуске этого комплекса и касания якорем 20 дне судно, продолжая двигаться,вытравливает постановочный трос. В рабочем положении трос 19 расположен вдоль дна под действием якоря 10 и замеры производятся как и при работе отдельного устройства.

Предлагаемое устройство позволяет упростить процесс измерения, получить более точные сведения о режиме придонных течений в глубоководных частях мирового океана, производить исследования придонных течений на заданном расстоянии от дна, изу ить пространственное распределение и изменение параметров течений.

Замена сложного и дорогостоящего электронного оборудования на простые в изготовлении, работе и обслуживании механические узлы снижает сто» имость, упрощает процессы измерения и обслуживания, позволяет отказаться от снабжения придонного контейнера прочным корпусом. Механические узлы более надежны в работе на больших глубинах, не требуют защиты от высокого давления и достаточно просты в обслуживании.

1093979!

093979

1093979

° ° ° ° ° t

° .. ° .. ° . с» ° ° ° и - . ° г1

Фиа 7

° ° В е ° е ° )

° Ф

° °

Ф °

Aа8

Составитель В. Назарова

Редактор А. Козориз Техред Ж.Кастепевич Корректор О. Билак ЮЮЮ\»

Заказ 3416/36 Тираж 823 .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения скорости течения в придонном слое Устройство для измерения скорости течения в придонном слое Устройство для измерения скорости течения в придонном слое Устройство для измерения скорости течения в придонном слое Устройство для измерения скорости течения в придонном слое Устройство для измерения скорости течения в придонном слое 

 

Похожие патенты:

Пропеллер // 1053008

Анемометр // 964544

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к гидрометрическим приборам

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скоростей и расходов потоков жидкостей и газов с повышенной точностью и в широком рабочем диапазоне

Изобретение относится к метрологии и предназначено для определения мгновенных значений скорости ветра

Изобретение относится к сельскому хозяйству, к области водоизмерения и водоучета в гидромелиоративных, преимущественно на оросительных системах, и может быть использовано для целей коммерческого и/или технологического водоизмерения и водоучета на участках открытых водораспределительных каналов на ровных участках и с перепадами местности, оборудованных перегораживающими и водосборными сооружениями

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения скорости течения и направления жидкости в электропроводящих средах, преимущественно в морской воде

Изобретение относится к измерительной технике и прикладной метрологии

Анемометр // 2063045
Изобретение относится к приборам для измерения скорости ветра - анемометрам и может использоваться, например, в метеорологии
Наверх