Способ транспорта вязкой высокопарафинистой нефти

 

1. СПОСОБ ТРАНСПОРТА ВЯЗКОЙ ВЫСОКОПАРАФИНИСТОЙ НЕФТИ по трубопроводу внутри пристенной кольцевой обрлочки, включающей жидкость, не смешивающуюся с нефтью, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности формы потока путем пенообразования турбулизацией пристенного слоя, кольцевую оболочку, образуют из горячей газоводяной смеси с добавлением ПАВ. 2.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что Газоводяную смесь вводят при 45-60°С с концентрацией 0,005-0,015%. 3.Способ попп. 1 и2, отличающийся тем, что в качестве водной основы газоводяной смеси используют воду термальных скважин, добъгоаемую газлифтным способом.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (19) (11) F 17 D 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 3476623/25-08 (22) 02.08.82 (46) 30.07.84. Бюл. ))- 28 (72) Б.С. Муллаев, А.А. Дергачев и М.Д. Батырбаев (53) 621.643(088.8) (56) 1. Гидротранспорт высоковязких нефтей. Тюменский МЦНТИ, 1981.

2. Авторское свидетельство СССР

У 485277, кл. F 17 D 1/16, 1975 (прототип). (54)(57) 1. СПОСОБ ТРАНСПОРТА ВЯЗКОЙ

ВЫСОКОПАРАФИНИСТОЙ НЕФТИ по трубопроводу внутри пристенной кольцевой оболочки, включающей жидкость, не смешивающуюся с нефтью, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения стабильности формы потока путем пенообразования турбулизацией пристенного слоя, кольцевую оболочку, образуют из горячей газоводяной смеси с добавлением ПАВ.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— щ н и с я тем, что газоводяную смесь вводят при 45-60 С с концентрацией 0,005-0,0 15/.

3. Способ по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что в качестве водной основы газоводяной смеси используют воду термальных скважин, добываемую газлифтным способом.

1105722

Изобретение относится к нефтедо— .бывающей промышленности и может быть использовано при внутрипромысловом сборе высокопарафинистой нефти и вязкой водонефтяной эмульсии. 5

Известен способ транспорта вязкой высокопарафинистой нефти, заключающийся в создании внутри трубопровода потока с сердцевиной из нефти, окруженной оболочкой водного раствора 10

IIAB (1 3.

При этом сопротивление трения уменьшается за счет того, что нефть окружена водой и не имеет контакта со стенкой трубопровода. 15

Однако указанный способ не создает устойчивого пристенного слоя на всем протяжении трубопровода.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ транспортировки нефти путем создания вокруг потока нефти кольцевой обо— лочки из эмульсии на водной основе, плотность которой равна или близка к плотности перекачиваемой нефти, например эмульсии более легких углеводородов в воде (2 3.

Однако известный способ также малоэффективен, так как водные эмульсии легких углеводородов нестабильны, легко подвергаются разрушению, что приводит к нарушению сплошности пристенной оболочки и влечет за собой контактирование вязкой нефти с внутренней поверхностью трубы и возрастанию сопротивления вплоть до полного прекращения движения.

Цель изобретения — повышение стабильности формы потока.

Цель достигается тем, что согласно способу хранения вязкой высокопарафинистой нефти кольцевую оболочку образуют из горячей газоводяной смеси с добавлением IIAB,. причем, таким

45 образом, что по верхнему периметру трубы сосредотачивается оболочка из пены, а по нижнему — из водного раствора ПАВ.

Газоводяную .смесь вводят при

45-60 С с концентрацией 0,005-0,015 .

В качестве водной основы газоводяной смеси используют воду термальных скважнн, добываемую, например 55 газлифтным способом.

На чертеже изображена схема осуществления способа.

В районе объекта транспортировки вязкой высокопарафинистой нефти, например группы йефтяных скважин 1, бурится термальная скважина 2, в которую по газопроводу 3 подается газлифтный газ с газораспределительной батареи 4. Дозировка в термальную воду ПАВ и других реагентов, например по предотвращению солеотложений и коррозии, осуществляется путем .ввода этих реагентов в поток газлифт— ного газа дозаторной установкой 5, например блочной дозаторной установкой Бр-2,5 . В качестве ПАВ можно применять, например, деэмульгатор дисолван 4411 с дозировкой 50 г на 1 м воды или 0,005, реагент

KI-72 с дозировкой 150 г на 1 м воды или 0,015 и др.

Способ осуществляется следующим образом.

Газоводяная смесь с добавкой ПАВ йод давлением системы газлифта поступает на устье термальной скважины

2, дебит которой, например, составляет 500 †20 м /сут., проходит через распределительную гребенку 6, установленную вблизи групповой установки 7, и по трубопроводам 8, уложенным в одну траншею с выкидными трубопроводами 9 нефтяных скважин поступает на устье скважин 1 и че-. рез формирующее устройство 10 перепускается в поток нефти выкидного трубопровода 9 в объеме воды до

50 м /сут на одну скважину при 45бО С и вместе с нефтью поступает на групповую установку 7 °

Преимущество такого способа транспортировки вязкой нефти состоит в том, что газоводяная смесь с добавкой ПАВ способствует пенооб! разованию за счет турбулизации пристенного слоя газом, в результате чего процесс разрушения пены постоянно сопровождается ее воссозданием на всем протяжении трубопровода, а при— менение горячей воды с температурой

45-бО С обеспечит подвижность нефти о на контакте ее с кольцевой оболочкой.

Поскольку не вся горячая вода одновременно участвует в процессе пенообразования, то легкая пена сосредотачивается по верхнему периметру трубы, а вода с добавкой ПАВ по ее нижнему периметру, предотвращая контакт вязкой нефти с трубопро1105722

Составитель И. Петоян

Техред Ж.Кастелевич Корректор И.Эрдейи

Редактор В. Ковтун

Заказ 5574/30 Тираж 471 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыгий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 водом по всему периметру на всем его пр отяжении .

Термальная вода, добываемая газ" лифтнйм) способом с подачей в поток газа ПАЙ, а также ингибиторов соле- . отложений и коррозии, позволит ввести ее в нефтяной трубопровод под давлением системы газлифта, отказавшись от дополнительных насосных установок, компрессоров или других источников ràçà, подогревателей, смесительных устройств и т.II °

Кроме того, способ позволяет осуществить подачу горячей водонефтяной смеси с ПАВ в затрубное пространство скважин для улучшения усло5 вий подъема вязкой высокопарафинистой нефти.

Применение изобретения создаст надежные условия перекачки вязкой нефти, а при внутрипромысловом сборе

1О высокопарафинистой нефти обеспечит бесперебойную работу скважин в зимнее время.

Способ транспорта вязкой высокопарафинистой нефти Способ транспорта вязкой высокопарафинистой нефти Способ транспорта вязкой высокопарафинистой нефти 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему
Наверх