Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ДИСКА РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащее охватываюш .ий цапфу вала кольцевой бурт x диска, имеюш.ии торцовые отверстия с размешенными в них фиксируюшими элементами , радиальные отверстия, выполненные в бурте и цапфе вала и пересекаюшие торцовые , и расположенные в радиальных отверстиях штифты, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, торцовые отверстия имеют щелевидную форму и ориентированы в тангенциальном направлении, а фиксируюш.ие элементы выполнены в виде пластин, контактирующих с торцами щтифтов и перекрывающих радиальные отверстия. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в каждом торцовом отверстии установлена вторая пластина с выступом, размещенным в радиальном отверстии заподлицо с наружной поверхностью бурта. i 3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся СЛ тем, что каждая вторая пластина снабжена стопорной лапкой, отогнутой на торец первой пластины. 00 ю со 7 фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(5ц F 01 D 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3576444/24-06 (22) 11.04.83 (46) 15.08.84. Бюл. № 30 (72) Н. 3. Дадонов, В. М. Иваненко и С. А. Лозинский (71) Производственное объединение «Брянский машиностроительный завод» им. В. И. Ленина (53) 621.438.9 (088.8) (56) 1. Паровые и газовые турбины. Атлас конструкций. Под ред. проф. С. А. Кантора, Л., «Машиностроение», 1970, с. 79 — 80. рис. 11 — 7.

2. Газотурбинные установки. Атлас конструкций и схем. Под ред. Л. А. ШубенкоШубина. М., «Машиностроение», 1976, с. 18, рис. 1 — 33. (54) (57) 1. УСТРОЛСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ДИСКА РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащее охватывающий цапфу вала кольцевой бурт

„„80„„1108219 A диска, имеющий торцовые отверстия с размещенными в них фиксирующими элементами, радиальные отверстия, выполненные в бурте и цапфе вала и пересекающие торцовые, и расположенные в радиальных отверстиях штифты, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, торцовые отверстия имеют щелевидную форму и ориентированы в тангенциальном направлении, а фиксирующие элементы выполнены в виде пластин, контактирующих с торцами штифтов и перекрывающих радиальные отверстия.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в каждом торцовом отверстии установлена вторая пластина с выступом, размещенным в радиальном отверстии заподлицо с наружной поверхностью бурта.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждая вторая пластина снабжена стопорной лапкой, отогнутой на торец первой пластины.

08219

ll

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к устройству для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу.

Известно устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу, содержащее охватывающий цапфу вала кольцевой бурт диска, имеющий радиальные отверстия, выполненные в бурте и валу, и расположенные в них штифты, причем поверх бурта в зоне отверстий установлено кольцо, зафиксированное винтом (1).

Однако указанное выполнение устройства не обеспечивает его высокой надежности вследствие возможной расфиксации кольца.

Наиболее близким по технической сушности и достигаемому эффекту к изобретению является устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу, содержащее охватывающий цапфу вала кольцевой бурт диска, имеюший торцовые отверстия с размещенными в них фиксирующими элементами, радиальные отверстия, выполненные в бурте и цапфе вала и пересекающие торцовые, и расположенные в радиальных отверстиях штифты (2).

Однако известное выполнение устройства не обеспечивает его высокой надежности вследствие возможного среза фиксируюших элементов штифтами под действием центробежных сил.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем. что в устройстве для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу, содержащем охватывающий цапфу вала кольцевой бурт диска, имеюший торцовые отверстия с размещенными в них фиксирующими элементами, радиальные отверстия, выполненные в бурте и цапфе вала и пересекающие торцовые, и расположенные в радиальных отверстиях штифты, торцовые отверстия имеют щелевидную форму и ориентированы в тангенциальном направлении, а фиксирующие элементы выполнены в виде пластин, контактируюШих с торцами штифтов и перекрывающих радиальные отверстия, В каждом торцовом отверстии установлена вторая пластина с выступом, размещенным в радиальном отверстии заподлицо с наружной поверхностью бурта.

10 !

Каждая вторая пластина снабжена стопорной лапкой, отогнутой на торец первой пластины.

На фиг. 1 показана турбомашина с устройством для крепления диска рабочего колеса на валу, продольный разрез; на фиг. 2 — узел крепления диска к валу; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4— узел крепления диска к валу с установленной второй пластиной с выступом; на фиг. 5вид Б на фиг. 3.

Устройство для крепления диска 1 рабочего колеса 2 турбомашины на валу 3 содержит охватывающий цапфу 4 вала 3 кольцевой бурт 5 диска 1, имеющий торцовые отверстия 6 с размещенными в них фиксирующими элементами, радиальные отверстия

7, выполненные в бурте 5 и цапфе 4 вала 3 и пересекающие торцовые отверстия 6, и расположенные в радиальных отверстиях штифты 8. Торцовые отверстия 6 имеют щелевидную форму и ориентированы в тангенциальном направлении, а фиксируюшие элементы выполнены в виде пластин 9, контактирующих с торцами 10 штифтов 8. Пластины 9 полностью перекрывают радиальные отверстия 7 и зафиксированы в торцовых отверстиях 6 расчеканкой последних.

В каждом торцовом отверстии 6 может быть установлена вторая пластина ll с выступом 12, размешенным в радиальном отверстии 7 заподлицо с наружной поверхностью 13 бурта 5. Каждая вторая пластина

11 может быть снабжена стопорной лапкой

14, отогнутой на торец 15 первой пластины

9, причем на торце 15 пластины 9 выполнено углубление 16, по конфигурации совпадаюшее с отогнутой лапкой 14.

Во время работы турбомашины штифты

8 под действием центробежных сил, перемешаясь к периферии, упираются своими торцами 10 о пластины 9, удерживая их от выпадания из торцовых отверстий 6. Крутящий момент от диска 1 к валу 3 передается через радиальные штифты 8.

Предлагаемое выполнение устройства обеспечивает высокую надежность крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу вследствие более равномерного нагружения пластин под действием центробежных сил от радиальных штифтов, способствует снижению степени деформации последних, причем фиксация пластин вторыми пластинами исключает их выпадание во время работы турбомашины.

1108219

1108219

1b

Ф 15

Редактор Ю. Ковач

Заказ 5383 23

Составитель Ю. Антипов

Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Тираж 502 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу Устройство для крепления диска рабочего колеса турбомашины на валу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидропневмомашиностроению и может найти применение в приводах вращательного действия различных машин

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении элементов конструкции электрических установок, например роторов турбокомпрессоров

Изобретение относится к валу турбины (1), в особенности для паровой турбины, который направлен вдоль оси вращения (2), и способ его получения

Изобретение относится к газотурбинным и двигательным установкам, использующим на первых ступенях турбин рабочие лопатки из керамических материалов при температуре стенки ~1900 К и с окружными скоростями (на наружном радиусе лопаток) ~400 м/с

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях роторов авиационных двигателей и промышленных установок наземного применения

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к роторам турбомашин

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано в турбомашиностроении и других областях народного хозяйства для обеспечения работоспособности гибких валов

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности, к узлам крепления дисков на валу двигателя
Наверх