Рабочее колесо турбомашины

 

нц8!3997

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлсно 25.12.79 (21) 2857988/24-06 с присоединением заявки _#_o (23) П р нор итет (43) Опубликовано 23.10.82. Бюллетень Ке 39 (45) Дата опубликования описания 23.10.82 (51) М. K. .

F 010 5/02

1= 01D 5/30

Государственный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.438 (088.8) I

I

А. Ф. Быков, А. В. Mopes q Г. А..Клеянкин

l I

I (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЪ|

Изобретение относится к области турбостроения и может быть применено в осевых тур бом ашинах.

Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, каждый хвостовик которой установлен в пазу диска и зафиксирован от осевого смещения стопорной изогнутой пластиной, размещенной на дне паза (1), Однако в указанной конструкции рабочего колеса рабочие лопатки имеют возможность осевой качки, в связи с чем для концов пластины требуются особые режимы термообработки и специальные приспособления при сборке (отгибки концов), которые позволили бы избежать появления трещин, что снижает технологичность монтажа.

Известно также рабочее колесо турбомашины, являющееся ближайшим техническим решением к описываемому, содержащее лопатки, каждый хвостовик которой установлен в пазу диска и зафиксирован от осевого смещения стопорной пластиной, размещенной на дне паза, а от радиального— пружиной, расположенной между пластиной и хвостовиком (2).

Однако в такой конструкции рабочего колеса требуется индивидуальная слесарная подгонка пластин по толщине для обеспечения требуемого натяга, а при сборке и разборке — обеспечивать значительные усилия для преодоления этого натяга, что снижает технологичность монтажа.

Целью изобретения является повышение технологичности монтажа.

Указанная цель достигается тем, что пластина имеет форму одностороннего клина, обращена прямой стороной к дну паза и зафиксирована относительно диска штифтом, а на наклонной стороне пластины установлена дополнительная пластина аналогичной формы, обращенная прямой стороной к хвостовику и имеющая прорезь, и

15 пружина размещена в последней.

На чертеже показан продольный разрез рабочего колеса.

Рабочее колесо турбомашнны содержит лопатки 1, каждый хвостовик 2 которой

20 установлен в пазу 3 диска 4 и зафиксирован от осевого смещения стопорной пластиной 5, размещенной на дне паза 3, а от радиального — пружиной 6, расположенной между пластиной 5 н хвостовиком 2. Пла25 стина 5 имеет форму одностороннего клина, обращена прямой стороной 7 к дну паза 3 и зафиксирована относительно диска 4 штифтом 8, а на наклонной стороне 9 пластины 5 установлена дополнительная пла30 стина 10 аналогичной формы, обращенная

813!1!)7

Формул а изобретения

Составитель С. Гуров

Текред О. Павлова

Редактор Е. Зубиетова

Корректор О. Гусева

Заказ 1670/19 Изд. X" 237 Тираж 548 Подписное

НПО «11оиск» Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раугпская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 прямой стороной 11 к хвостовику 2, и имеющая прорезь 12, и пружина 6 размещена

И П!ОСЛ!ЕДНЕ!"1.

Г1ри монтаже иа рабочее колесо устанавJl0B1!Lгся пластина 5 1! ф!!коHp)!c!ся 0! llo- 5 сительно диска 4 штифтом 8. В паз 3 вставляется хвостовик 2 лопатки 1 до рабочего положения. Затем вставляется дополнительная пластина 10 до сопряжения с ответными плоскостями пластины 5 и хвосто- 10 вика 2 лопатки 1, после чего на пластине 5 наносится риска на заранее вычисленном расстоянии от торца хвостовика 2, обеспечивающем при забивании дополнительной пластины 10 необходимый натяг. Пластина 15

10 вьшимается и обрезается по этой риске, после чего в прорезь 12 вставляется пружина 6 и пластина 10 забивается на свое рабочее место, а свободная часть пластины 5 отгибается на торец хвостовика 2. 20

Такая конструкция рабочего колеса требует незначительных усилий при забивке пластины 10, поскольку преодолевать усилия натяга требуется на незначительной длине пластины 5, что повьнпает техноло- 25 гичность монтажа.

Раоочее колесо туроомаш!!!!ы, содержа щее лопатки, ка>кд! !й хьч>стовнк которой установлен в пазу диска и зафиксирован от осевого смещения стопор ной пластиной, размещенной на дне паза, а от радиального — пружиной, расположенной междупластиной и хвостовиком, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения технологичности монтажа, пластина имеет форму одностороннего клина, обращенного прямой стороной к дну паза и зафиксирована относительно диска штифтом, а на наклонной стороне пластины установлена дополнительная пластина аналогичной формы, обращенная прямой стороной к хвостовику и имеющая прорезь, и пружина размещена в последней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2786648, кл. 416 — 221, опубл. 1957, 2. Атлас конструкций и схем «Газотурбинные установки», М., «Машин!>строение», 1976, с. 12 — 14.

Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидропневмомашиностроению и может найти применение в приводах вращательного действия различных машин
Наверх