Дискретный электропривод со стабилизацией скорости

 

ДИСКРЕТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД СО СТАБИЛИЗАЦИЕЙ СКОРОСТИ, содержащий шаговой двигатель с датчиком шагов, ключ, коммутатор, блок управления, частотный измеритель скорости, состоящий из последовательно соединенных генератора, формирователя временного интервала и счетчика, счетный вход которого соединен с входом ключа, задатчик скорости и схему сравнения. первые входы которой соединены с выходами задатчика скорости, вторые входы - с выходами счетчика, а выходы схемы сравнения соединены с входами блока управления, который соединен с первым входом формирователя временного интервала, отличающийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей привода путем обеспечения шагового режима и упрощения устройства, в него введены тактируемый реверсивный счечтик, блок переключения и дополнительный управляемьй формирователь временного интервала , управляющие входы которого соединены с выходами реверсивного счетчика,сигнальный вход - с выходом генератора,а выход - с первым входом блока переключения, второй вход которого соединен с датчиком шагов, а выход - с входом ключа, причем счетные входы реверсивного счетчика соединены с выходами схемы сравнения, а тактирующий вход счетчика - с первым выходом основного формирователя вре00 менного интервала. Од

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

9WM

РЕСПУБЛИН

69) (И) цр Н 02 P 8/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ARTOPCNOMY СВИДатВЪСтвм (21) 3582295/24-07 (22) 22. 04. 83 (46) 15.08 ° 84. Бюл. Р 30 (72) А.А.Шульгин и В.П.Колпаков (71) Опытно-конструкторское бюро тонкого биологического машиностроения (53) 621.313.13-133.3.525(088.8) (56) 1. Луценко В.Е., Рубцов В.П.

Электропривод с шаговыми двигателями.В сб.: Итоги науки и техники, сер.

"Электропривод и автоматизация промышленных установок". Т. 6, И., ВНИИТИ, 1978, с. 74-81.

2. Авторское свидетельство СССР

В 502470, кл. Н 02 Р 7/62, 1974 (прототип). (54)(57) ДИСКРЕТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД СО

СТАБИЛИЗАЦИЕЙ СКОРОСТИ, содержащий шаговой двигатель с датчиком шагов, ключ, коммутатор, блок управления, частотный измеритель скорости, состоящий из последовательно соединенных генератора, формирователя временного интервала и счетчика, счетный вход которого соединен с входом ключа, задатчик скорости и схему сравнения, первые входы которой соединены с выходами задатчика скорости, вторые входы — с выходами счетчика, а выходы схемы сравнения соединены с входами блока управления, который соединен с первым входом формирователя временного интервала, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей привода путем обеспечения шагового режима и упрощения устройства, в него введены тактируемый реверсивный счечтик, блок переключения и дополнительный управляемый формирователь временного интервала, управляющие входы которого соединены с выходами реверсивного I счетчика, сигнальный вход — с выходом генератора,а выход — с первым входом блока переключения, второй вход которого соединен с датчиком шагов, а выход — с входом ключа, причем счетные Я входы реверсивного счетчика соединены с выходами схемы сравнения, а тактирующий вход счетчика — с первым > выходом основного формирователя вре- ( менного интервала. Об

1108601

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприво-. дам с шаговыми двигателями, например, для управления от 3BN объектами, требующими высокостабильных скоростей вращения в широком диапазоне их задания в виде цифровых кодов.

Известен злектропривод, содержащий шаговый двигатель, блок управления с преобразователем импульсов, эадат- 10 чик импульсов, счетчик и датчик полокения, работающий в широком диапазоне скоростей вращения за счет реализации двух режимов работы: режима самокоммутации {режим бесконтактного I5 двигателя постоянного тока) и шагового режима (в диапазоне низких скоростей и фиксации ротора) (1 3.

Недостатками указàííîrо привода являются необходимость подключения к 20 нему ко@оуправляемого внешнего генератора для управления скоростью в шаговом режиме, а также невозможность регулирования и стабилизации скорости в .режиме самокоммутации. 25

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является дискретный электропривод, содержащий шаговый двигатель с блоком управления, блоком 5б режимов работы и датчиком шагов, обеспечивающими работу шагового двигателя в режиме фиксации и в режиме бесконтактного двигателя постоянного тока со стабилизацией скорости по релейному закону Г2 3.

Недостатком данного электропривода является невозможность работы привода в шаговом режиме.

Цель изобретения — расширение 4я функциональных возможностей привода путем обеспечения шагового режима и упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что. в дискретный электропривод со 45 стабилизацией скорости, содержащий шаговый двигатель с датчиком шагов, ключ, коммутатор, блок управления, частотный измеритель скорости, состоящий из последовательно соединен50 ных генератора, формирователя временного интервала и счетчика,. счетный вход которого соединен с входом клю ча, задатчик скорости и схему сравнения, первые входы которой соедине55 ны с выходами задатчика скорости, вторые входы — с выходами счетчика, а выходы схемы сравнения соединены с входами блока управления, который соединен с первым выходом формирователя временного интервала, введены тактируемый реверсивный счетчик, блок переключения и дополнительный управляемый формирователь временного интервала, управляющие входы которого соединены с выходами реверсивного счетчика, сигнальный вход — с выходом генератора, а выход — с первым входом блока переключения, второй вход которого соединен с датчиком шагов, а выход - с входом ключа, причем счетные входы реверсивного счетчика соединены с выходами схемы сравнения, а тактирующий вход счетчика — с первым выходом основного формирователя временного интервала.

На фиг. 1 изображена функциональная схема электропривода, на фиг. 2— схема формирователя временных интервалов, на фиг. 3 — схема блока управления; на фиг. 4 — схема реверсивного счетчика и управляемого формирователя временного интервала.

В состав дискретного электропривода (фиг. 1) входят шаговый двигатель 1 с укрепленным на валу датчиком 2 шагов, коммутатор 3, выходы которого связаны с блоком управления

4, частотный измеритель 5 скорости, состоящий из генератора б,формирователя 7 временного интервала и счетчика 8, выходы которого соединены со схемой 9 сравнения, связанной с выходами эадатчика 10 скорости, блок

11 переключения, выход которого соединен с ключем 12, и управляемый формирователь 13 временного интервала, выход которого соединен с блоком 11 переключения, а входы — с выходами реверсивного счетчика 14.

Формирователь 7 временного интервала (фиг. 2) представляет собой синхронизированный делитель частоты, состоящий из счетчика 15 и задатчика

1б кода коэффициента деления, выходы которых соединены с входами схемы

17 сравнения, триггера 17, установочный вход которого соединен с выходом схемы 17 сравнения, а сбрасывающий вход - с выходом схемы 19 совпадения.

Блок 4 управления (фиг. 3) состоит из триггера 20 со схемами 21 и 22 совпадения на входах, трех схем 23, 24 и 25 совпадения, управляющих ключами 26, 27 и 28, к входам которых подключен источник питания 29.

Реверсивный счетчик 14 (фиг. 4) состоит из собственно реверсивного

1108601 счетчика 30 и двух схем 31 и 32 совпадения на его входах. управляемый формирователь 13 временного интервала (фиг. 4) выполнен аналогично формирователю 7 и состоит из счетчика

33, выходы которого соединены с входами схемы 34 сравнения, триггера 35, установочный вход которого связан с выходом схемы 34 сравнения, а сбрасывающий вход - с выходом схемы 36 совпадения.

Электропривод работает следующим образом.

Возможны два режима работы электропривода: режим самокоммутации (режим бесконтактного двигателя поотоянного тока) и шаговый режим. Режим работы определяется сигналом, поступающим по шине "Шаг" на блок 11 переключений и на блок 4 управления.

При работе в области высоких скоростей вращения по шине "Шаг" подают сигнал, переводящий шаговый двигатель 1 в режим самокоммутации путем подключения датчика 2 шагов через блок 11 переключения к входу коммутатора 3 и входу частотного измерителя

5 скорости.

При подаче сигнала "Пуск™ ключ 12 замыкается, через него сигнал с датчика 2 шагов проходит на коммутатор

3, который реализует требуемый закон коммутации фаз двигателя 1 посредством ключей 26, 27 и 28, число которых определяется числом фаз двигателя. 35

Датчик шагов 2 выдает сигнал на каждый шаг двигателя 1, выполняя тем самым совместно с коммутатором 3 роль коллектора двигателя постоянного тока. Двигатель 1 начинает разгоняться 40 в режиме бесконтактной машины постоянного тока.

Импульсы с датчика 2 шагов через блок 11 переключения подаются также на счетчный вход счетчика 8 и синхро 45 низирующий вход формирователя 7 временного интервала частотного измерителя скорости 5. Измерение текущего значения скорости производится путем подсчета числа импульсов датчика 2 50 шагов счетчика 8 за эталонный интервал времени формирователя 7 временного интервала.

Формирователь 7 временного интервала представляет собой делитель часто55 ты с синхронизацией начала циклов деления внешней частоты. Частотный сигнал с опорного генератора 6 поступает на вход счетчика 15. Нарастающий код на выходе счетчика 15 сравнивается схемой 17 сравнения с кодом, определяющим коэффициент деления с saдатчика 16 кода. В момент равенства кодов схема 17 сравнения вырабатывает сигнал "Опрос", устанавливающий триггер 18 в единичное состояние и разрешающий запись результата сравнения с выходов схемы 9 сравнения в блок 4 управления. Сигнал с выхода триггера 18 поступает на схемы 19 совпадения и при поступлении следующего после момента равенства сигнала с выхода блока 11 переключения на выходе схемы 19 совпадений появляется сигнал, который обнуляет счетчик

15 и счетчик 8 и перебрасывает триггер 18 в нулевое состояние. После этого цикл измерения частоты повторя . ется.

Код текущего значения скорости с выхода счетчика 8 поступает на вторые входы схемы 9 сравнения, на первые входы которой поступает код заданной скорости с датчика 10 скорости.

Результат сравнения с выхода схемы сравнения поступает через схемы 2! и 22 совпадений на соответствующие входы триггера 20 блока 4 управления.

Во время разгона двигателя до заданного значения скорости со схемы

9 сравнения через схему 22 совпадения в момент выдачи сигнала "Опрос" с формирователя временного интервала

7 на вход триггера 20 поступает сигнал N + (й, устанавливающий триггер 20 в единичное состояние. С выхода триггера 20 на схемы 23, 24 и 25 совпадения подается сигнал, который разрешает прохождение через эти схемы сигналов с коммутатора 3 на управляющие входы ключей 26, 27 и 28, подключающих фазы двигателя t к источнику питания 29.

После достижения заданного значения скорости через схему 21 совпадения со схемы 9 сравнения поступает сигнал, перебрасывающий триггер 20 в нулевое положение. При этом сигналы с коммутатора 3 перестают поступать на управляющие входы ключей 26, 27 и 28 через открытые схемы совпадений 23, 24 и 25, вследствие чего начинается торможение.

Таким образом осуществляется работа двигателя в режиме бесконтактного двигателя постоянного тока со

1108601

Ф стабилизацией скорости по релейному закону.

При переходе на шаговый режим ра" боты иа шину "IIIar" подается сигнал, по которому блок 11 переключения отключает выход датчика 2 шагов, а вместо него подключает выход управляемого формирователя 13 временного интервала. В формирователе 13 код счетчика 33 сравнивается схемой 34 срав- 10 кения с управляющим кодом, в момент равенства счетчик 33 обнуляется, причем момент обнуления синхронизируется с внешней частотой при помощи триггера 35 и схемы совпадения 36. 15

Частотный измеритель 5 скорости измеряет частоту следования импульсов на входе управляемого формирователя 13 временного интервала аналогично процессу измерения частоты с 20 датчика 2 шагов. Результат сравнения измеренного значения частоты и заданного значения скорости поступает на входы схем 3f и 32 совпадения тактируемого реверсивного счетчика 14 и 25 в момент формирования сигнала "Onрос" с формирователя временного интервала 7 происходит на соответствующие суммирующий и вычитающий входы счетчика 30. При значении измеренной щ частоты меньше заданного значения скорости сигнал 8, C N с вьиода схемы 9 сравнения через схему 3 1 совпадения поступает в момент появления тактирующего сигнала "Опрос" на вычитающий вход счетчика 30, уменьшая тем самым с каждым циклом измерения частоты код коэффициента деления в формирователе

13 временного инвервала, т.е. увели.чивая значение частоты на его выходе °

Если измеряемая частота выше заданного значения, то с выхода схемы

1 9 сравнения сигнал N > N, через схему 32 совпадения поступает на суммирующий вход счетчика 30, увеличивая тем самым коэффициент деления и снижая частоту на выходе управляемого формирователя 13 временного интервала. Таким образом осуществляется процесс стабилизации частоты, поступающей на вход коммутатора 3, а следовательно, и процесс стабилизации скорости двигателя 1 в шаговом режиме.

Устройство реализует работу двигателя как в режиме бесконтактного двигателя постоянного тока, так и в шаговом режиме. Причем шаговый режим реализуется без подключения внешнего кодоуправляемого генератора путем реализации такого генератора имеющимися функциональными узлами за счет введения новых связей между ними, большинство нз которых входит в структуру системы стабилизации скорости при работе в режиме бесконтактного двигателя постоянного тока, что упрощает схему управления.

1108601

1108601

1108601

Составитель З.Горник

Редактор Л.Авраменко ТехредЖ.КастелевичКорректор B.Бутяга

Заказ 5883/43 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35., Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости Дискретный электропривод со стабилизацией скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бесколлекторным двигателям постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных системах автоматики и преобразовательной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемых электроприводах различных механизмов, в том числе малых транспортных средств, насосных установок, бытовой техники и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в быстродействующих системах регулирования с широким диапазоном регулирования скорости, в которых требуется стабилизация скорости при равномерном вращении электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания малогабаритных электроприводов постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных системах различных механизмов с широким диапазоном регулирования скорости
Наверх