Способ дегазации емкости от этилированного топлива

 

1. СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ЕМКОСТИ ОТ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА, включающий механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции , от ди чающийся тем, что, с целью повьшения эффективности процесса, перед механизированной мойкой в емкости создают образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку EHSJIJiOfEiiA осуществляют водным раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. 2.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что образование насьпцённых паров осуществляют впрыскиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости при ее опорожнении от этилированного топлива. 3.Способ по П.1, отличающийся тем,что образование насьпценных паров осуществляют путем направления потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива. § 4.Способ поп.1,отличающ и и с я тем, что образование на (Л сыщенных паров осуществляют подачей подогретого до 40-70 С моющего раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости. 5.Способ по П.1, отличающийся тем, что вентиляцию емкости проводят после ее мойки. 6.Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что механизированную мойку осуществляют водным раствором полиакриламида с концентрацией 0,01-0,05% или динатриевой ел соли этилендиаминтетрауксусной кисо лоты с концентрацией 0,002-0,01%. 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО1ИХ

РЕСПУБЛИК

gyp В 08 В 9/12

В1.: йY! F у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ИБЩ0 *gyä

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21),3513773/28-12 (22) 10.11.82 (46) 30.08.84. Бюл. и 32 (72) Т.А. Роговский, Н.И. Бугай, С.П. Шульгин, Б.Т. Туренко, P ° А. Большаков и В.В. Луговенко (71) Одесский технологический институт холодильной промьнпленности, Черноморский филиал Центрального научно-исследовательского института морского флота и Новороссийское морское пароходство (53) 621.7.029 (088.8) (56) 1. Нефть и нефтепродукты, упаковка и хранение. ГОСТ 1510-76.

2. Авторское свидетельство СССР

У 672100, кл. В 63 В 57/04, 1979 (прототип) . (54) (57) 1. СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ЕМКОСТИ ОТ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА, включающий механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиля19tH о т Jt и ч а ю шийся тем, что с целью .повышения эффективности процесса, перед механизированной мойкой в емкости создают образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку

„.Я0„„111 50 A осуществляют водным раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что образование насьпценных паров осуществляют впрыскиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости при ее опорожнении от этилированного топлива.

3. Способ по п;1, о т л и ч à юшийся тем,что образование насьпценных паров осуществляют путем направления потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива.

4. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что образование насьпценных паров осуществляют подачей подогретого до 40-70"С моющего раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости.

5. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что вентиляцию емкости проводят после ее мойки.

6. Способ по пп. 1-4, о т л ич а ю шийся тем, что механизированную мойку осуществляют водным раствором полиакриламида с концентрацией 0,01-0,05Х или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты с концентрацией 0,002-0,01Х.

1110506

Изобретение относится к способу дегазации емкости от этилированного топлива и может быть использовано на водном, железнодорожном транспорте и в других областях на- родного хозяйства при дегазации емкости из"под этилированного топлива1

Трудность очистки емкости от этилированного топлива заключается в !6 необходимости удаления токсичных соединений свинца с металлических поверхностей, влияющих на качество

-,перевозимого в емкости груза. Соединения свинца находятся в этилирован- 15 :ном топливе, например, в составе

::тетраэтилсвинца и продуктов его разложения, образующихся на свету под воздействием кислорода, углекислого газа воздуха, и осаждаются на поверх«20 ности, проникая в продукты коррозии в процессе хранения и опорожнения емкости.

Известен способ дегазацки емкости от этилированного топлива, включаю- .25 щий удаление остатков этилированного бензина промывкой горячей водой и моющими веществами или растворителями, вторичную промывку горячей водой, просушку, протирку днища ве- ЗО тошъю kt).

Наиболее близким к. изобретению является способ дегазации емкости от этилированного топлив@, включающий механизированную мойку емкости 35 водным раствором перманганата калия

0,1Х-ной концентрации, при этом перед мойкой производят вентиляцию, которая способствует разложению тетраэтилсвинца, содержащегося в остат- 4 ках этилированного топлива на органические продукты, соединения углерода и свинца f2). !

Однако при взаимодействии с кислородом и углекислым газом воздуха 4> йа поверхности емкости образуются водонерастворимые соединения свинца в виде 8LO,P6(0H)»Pf4C0 Наносимый на поверхность перманганат калия образует со свинцом водонерастворимые соединения, которые остаются на поверхности танков.

Очистка поверхности от отложений водонерастворимого соединения свинца трудоемкая операция, которая ухуд-Ы шает условия труда мойщиков при выборке твердых остатков и увеличивает время дегазации.

Кроме того, для осуществления данного способа требуется подогрев поверхностей грузовых танков с одновременной вентиляцией, что требует больших затрат энергии и специального оборудования. Все это снижает эффективность процесса дегазации.

Цель изобретения - повышение эффек,тивности процесса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу дегазации емкости от этилированного топлива, включающему механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции, перед механизированной мойкой в емкости создают. образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку осуществляют водным раствором йолиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. Образование насыщенных паров осуществляют направлением потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива, подачей

О подогретого до 40-70 С моющего раствора на остатки этилированного топлива при.мойке емкости, впрыскиванием этилированного бензина в газо" вое пространство емкости во время ее опорожнения от этилированного бензина. Вентиляцию емкости произво" дят после ее мойки. Кроме того, механизированную мойку осуществляют

0,01-0,05Х-ным водным раствором полиакриламида или 0,002-0,01Х-ным водным раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты.

Создание в емкости насыщенных паров предотвращает испарение этилированного топлива с внутренних поверхностей емкости и уменьшается переход свинца в нерастворимые соединения. Кроме того, исключается контакт кислорода и углекислого газа воздуха с тетраэтилсвинцом, содержащимся в остатках топлива на поверхности емкости, и разложение тетраэтилсвинца на водонерастворимые соединения. Таким образом,предотвращение испарения бензина создает необходимые условия последующей мойки емкости водным раствором полиакриламида (IIAA), который выпускается в виде технического геля ПАА (ТУ 6-01t049-81, ТУ 6-01-1109-77) или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (Na-ЭДТА). Находящиеся

1110506 в ПАА карбоксильные группы СООН придают ПАА свойства органической кислоты, дающей с различными катионами достаточно прочные и растворимые в воде комплексные соли. При образовании солей катион металла (свинца) замещает атомы водорода функциональной группы органического ееединения, в данном случае карбоксильной группы.

Предлагаемый способ очистки осуществляется следующим образом.

Во время опорожнения танка нефтеналивного судна от этилированного бензина в газовое пространство емкости впрыскивают этилированный бензин или направляют поток воздуха под слой сливаемого бензина. Этилированный бензин, испаряясь в газовом пространстве, насыщает его и предотвращает испарение бензина с внутренней поверхности танка. После полного опорожнения танка прекращают процесс насыщения парами бензина газовой атмосферы.

Процесс насыщения-освободившегося объема танка после слива груза можно обеспечить также подачей подогретого моющего раствора на неоткачениые остатки перевозимого этилированного бензина. Допустимый неоткачиваемый остаток. находится в пределах 1Х от вместимости танка.

При испарении 0,01 -ных остатков бензина в танке достигается концентрация газовоздушной среды выше ВПВ.

Под остатком перевозимого этилированного бензина понимается продукт, находящийся в свободном состоянии на дне танка, абсорбционные пленки по поверхности танка и некоторое количество продукта, содержащегося в трещинах поверхности, порах и продуктах коррозии.

В танк заводят моечное оборудование и проводят механизированную мойку моющим водным раствором (можно подогретым), содержащим полиакриламид при концентрации 0,01-0,05Х или динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты при концентрации

О, 002-0,01Х. Отработанный моющий раствор сбрасывают за борт при концентрации полиакриламида, динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты и свинца не более предельно допустимой в районе сброса. Результаты приведены в таблице.

Как видно из таблицы, для эффективной отмывки поверхности диапазоны концентраций в моющем растворе составляют для ПАА 0,01-0,05, а для

Na-ЭДТА 0,002-0,01. Механизированную мойку грузовых танков производят переносными моечными машинками, которые подвешивают в танках через моечные горловины. Моечные машинки

10 перемещают по высоте танка. Суммарное время мойки танка объемом 807 м с учетом установки моечного оборудования составляет 5 ч/см. Струи раствора, истекающие из сопел моеч-!

5 ных машин при Р 0,5-0,8 МПа омывают поверхность танков, эмульгируют углеводороды этилированного топлива и переводят свинец в раствор в виде водорастворимых ком20 ппексных солей ° Образующуюся эмульсию этилированного топлива (жидкие остатки топлива с днища),а также .соединения свинца в растворе откачивают зачистным насосом в отстойный танк. Удаление остатков этилированного топлива из.воздушной среды танка при мойке происходит за счет вентиляции танка испаряющимся моющим раствором. Содержание углеводородов топлива в атмосфере грузовых танков не должно превышать 12,5 г/м . По данным измерений содержание паров топлива составляет 1 г/м . Полное удаление остатков этилированного

35 топлива после мойки, находящихся в грузовом танке в виде паров паровоздушной смеси углеводородов топлива, производят вентиляцией (например принудительной).

Эффективность дегазации емкости от этилированного топлива по предлагаемому способу по сравнению с прототипом выше, так как на дега45 зацию затрачивают в 70 раз меньше времени, сокращается объем и исключается ручной труд с токсичными соединениями свинца. Кроме того, дегазацию по прототипу невозможно

50 осуществить в грузовых танках морских танкеров при переходе морем, из-эа большой высоты танков, волнения моря (качки судна). В результате повышения эффективности

55 Дегаэации и ее проведения в балластном рейсе увеличивается эксплуатационный период танкеров, уменьшается количество баллстных рейсов, сокращается стоимость дегазации.

1110506

Химические реагенты

Концентрация химреагентов в воде, мас.X

Моющая способность

Вода

0,01

0,005

0,51

0,01

0,69

0i02

0,92

ПАА

ПАА

Na-ЭДТА

О, 002

О, 005

0,84

О, 97., 0,01

0,99

0,02

0,98

Составитель В. П иманская

Техред Л. Микеш Корректор В. Бутяга

Редактор Н. Воловик

Заказ 6230/6

Na-ЭДТА

Яа-ЭДТА

Na-ЭДТА

Na-ЭДТА

0,05

Ов!

О, 001

Тирам 566 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ултород, ул. Проектная,4

0,96

0,97;

0,60

Способ дегазации емкости от этилированного топлива Способ дегазации емкости от этилированного топлива Способ дегазации емкости от этилированного топлива Способ дегазации емкости от этилированного топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к различным способам очистки внутренней поверхности полых изделий жидкостью, обладающей химическим или растворяющим действием, и может быть использовано для удаления минеральных отложений в металлических трубопроводах большого диаметра

Изобретение относится к оборудованию для очистки использованных труб при ремонте и подготовке к повторному их применению в нефтяной, химической и других отраслях, где решается эта проблема

Изобретение относится к методам и конструкциям для очистки поверхностей от твердых отложений и, в частности, может быть использовано в нефтяной промышленности при очистке от отложений солей и асфальто-смолопарафиновых осадков

Изобретение относится к методам и средствам очистки внутренней поверхности полых изделий и может быть использовано в металлургии, теплоэнергетике, химической промышленности
Изобретение относится к устройству, служащему частью оборудования для очистки различных объектов, таких как баки, трубопроводы и т.п., на предприятиях по переработке пищевых продуктов

Изобретение относится к способам очистки внутренних полостей труб и емкостей от остатков металлической ртути и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к области очистки сложных внутренних поверхностей железнодорожных вагонов типа "хоппер" от остатков перевозимых минеральных удобрений и (или) апатитового концентрата и может быть использовано в химической промышленности и на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к способам очистки наружной и внутренней поверхностей насосно-компрессорных труб (НКТ) нефтяного сортамента от асфальто-смолопарафинистых отложений (АСПО)

Изобретение относится к технике и технологии очистки внутренней поверхности труб от различных отложений и может быть широко использовано в ряде отраслей промышленности: химической, пищевой, энергетической и др., например, для очистки трубок конденсаторов, теплообменников в процессе их эксплуатации, преимущественно от твердых, карбонатных и др
Наверх