Дрейфующая станция для океанографических исследований

 

1. ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ , содержащая буй с контейнером для измерительных приборов, связанный тросом с поверхностным поплавком, : а также связанный с буем подводный парус, имеющий вертикальные ребра и груз, закреп ,тенный в его нижней части в. месте стыка ребер; отличающаяся тем, что, с целью увеличения достоверности океанографических измерений путем обеспечен ния гарантированного дрейфа буясо скоростью , равной скорости окружающей воды, подводный парус связан с буем посредством троса, имеющего вертлюги, и снабжен вертикальным килем, расположенным в месте стыка вертикальных ребер, закрепленных под углом 120-140° друг к другу, при этом узел крепления подводного паруса к тросу расположен в верхней части паруса в месте стыка его вертикальных ребер, а узел крепления поверхностного поплавка к бую установлен на тросе, соединяющей буй с подводным парусом с возможностью перемещения вдоль этого троса между установленными на й-росе ограничителями, дно буя вь1полнено с конической выемкой, переходящей в вертикальное сквозное осевое отверстие буя, 2. Станция по п. 1, отличающаяся тем, что ребра подводного паруса и киль имеют в поперечном сечении форму крыльевого профиля, а в месте их стыка выполнены щели.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН з(др В 63 В 21/52

ОПИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГТИЙ (21) 3595896/27-11 (22) 24.05.83 (46) 15.09.84. Бюл. № 34 (72) -В. М. Глухов и В. М. Рыжов (71) Полярный научно-исследовательскийинститут морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича (53) 629.12.0! 5.65 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 751708, кл; В 63 В 21/52, 1976 (прототип).. (54) (57) 1. ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ

ДЛЯ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕ-:, ДОВАНИЙ, содержащая буй с контейне. ром для измерительных приборов, связан-. ный тросом с поверхностным поплавком, а также связанный с буем подводный парус, имеющий вертикальные ребра и груз, закрепленный в его нижней части в месте стыка ребер,. отличающаяся тем, что, с целью увеличения достоверности океанографических измерений путем обеспече-.

„„SU„„1113303 A ния гарантированного дрейфа буя со скоростью, равной скорости окружающей воды, подводный парус связан с буем посредством троса, имеющего вертлюги, и снабжен вертикальным килем, расположенным в месте стыка вертикальных ребер, закрепленных под углом 120 — 140 друг к другу, при этом узел крепления подводного паруса к тросу расположен в верхней части паруса в месте стыка его вертикальных ребер, а узел крепления поверхностного поплавка и бую установлен на тросе, соединяющей буй с подводным парусом с возможностью перемещения вдоль этого троса между установленными на бутросе ограничителями, дно буя выполнено с конической выемкой, переходящей в вертикальное сквозное осевое отверстие буя, ф

2. Станция по п. 1, отличающаяся тем, что ребра подводного паруса и киль. имеют в поперечном сечении форму крыльевого профиля, а в месте их стыка выполнены („ щели.

1!13303

20

30

55

Изобретение относится к океанографии н гидрологии, в частности к дрейфующим станциям для океанографических исследований.

Известна дрейфующая станция для океанографических исследований, содержащая буй с контейнером для измерительных приборов, связанный тросом с поверхностным поплавком, а также связанный с буем подводный парус, имеющий вертикальные ребра и груз, закрепленный в его нижней части в месте стыка ребер (I).

Недостатком известной станции является то, что она не обеспечивает необходимой достоверности океанографических измерений иэ-за возможного сноса буйковой станции с течения.

Целью изобретения является увеличение достоверности океанографических измерений путем обеспечечия гарантированного дрейфа буя со скоростью. равной скорости окружающей воды.

Поставленная цель достигается тем, что в дрейфующей станции для океанографических исследований, содержащей буй с контейнером для измерительных приборов, связанный тросом с поверхностным поплавком, а также связанный с буем подводный парус, имеющий вертикальные ребра и груз, закрепленный в его нижней части в месте стыка ребер, подводный парус связан с буем посредством троса, имеющего вертлюги, и снабжен вертикальным килем, расположенным в месте стыка вертикальных ребер, закрепленных под углом 120 —.140 друг к другу, при этом узел крепления подводного паруса к тросу расположен в верхней части паруса в месте стыка его вертикальных ребер, а узел крепления поверхностного поплавка к бую установлен на тросе, соединяющем буй с подводным парусом с воэможностью перемещения вдоль этого троса между установленными на тросе ограничителями, дно буя выполнено с конической выемкой, переходящей в вертикальное сквозное осевое отверстие буя.

Кроме того, ребра подводного паруса и киль имеют в поперечном сечении форму крыльевого профиля, а в месте их стыка выполнены щели.

Еа фиг. I изображена дрейфующая станция с Ч-образным подводным парусом с плоскостями в виде пластин и углом раскрытия их на 120 — 140, на фиг. 2 — подводный парус V-образной формы с плоскос- .50 тями удобообтекаемой формы в сечении в виде крыла; на фиг. 3 — корпус контейнера буя; на фиг. 4 — узел крепления троса поверхностного поплавка к тросу подводного паруса.

Корпус I контейнера буя связан тросом с подводным парусом V-образной формы, выполненным из плоскостей 3, с килем 4, x0åË0ttåHHûx между собой по вертикальному ребру 5, в верхней части которого распо1 ложен узел крепления к нему троса 2, а в! нижней -- груза 6. Угол раскрытия плоскостей равен/ =! 20--140 . Дно контейнера выполнено с конической выемкой 7, переходящей в сквозное вертикальное осевое отверстие 8 корпуса 1. К тросу 2 свободно закреплен трос 9 поверхностного поплавка

10. Удержание троса 9 на тросе 2 создано ограничителями, например узел 11 троса

2 выполнен в виде восьмерки, на которую надет,кольцеобразный узел 12 троса 9. Трос

2 снабжен вертлюгамн 13 в местах крепления к нему корпуса контейнера буя и под водного паруса.

Подводный парус может быть выполнен в варианте, показанном на фиг. 2, где плоскости 14 и киль 15 выполнены удобообтекаемого крыльевого профиля. Угол раскрытия плоскостей равен также ф = 120 — 140 . В стыке киля и плоскостей выполнены щели 16.

Станция работает следующим образом.

Подводный парус выполнен из каркаса, обтянутого водонепроницаемой тканью, например, водоотталкиваюгцей парусной, и площадь плоскостей подводного паруса

В каждом конкретном случае рассчитывают в зависимости от массы и плавучести корпуса 1 буя, массы груза и киля с плоскостями паруса, а угол раскрытия плоскостей рассчитывак>т в зависимости от скорости течения воды тканей акватории, глубины . погружения, его веса и площади. Причем, оптимальными углами раскрытия плоскостей являются углы 120 — 140 .

Дрейфующую станцию через слип судна погружают в воду, при этом подводный парус ориентируется по течению. Киль 4 под действием груза 6 н узла крепления троса 2 ориентируется по течению, а плоскости паруса устанавлива отся внешними сторонами к набегающему потоку (на фиг. 1 изображена картина обтекаемого паруса потоком А). За счет того, что плоскости по отношению к килю имеют одинаковый угол раскрытия, равный 120 — 140, обтекание подводного паруса потоком будет равномерным. Наличие вертлюга 13 на тросе 2 способствует постоянной стабилизации паруса в оптимальном положении по отношению к течению. Удержанию подводного паруса на плаву способствует контейнер с положительной плавучестью. Исследовательское судно, идущее за дрейфующей станцией, локатором и гидролокатором следит эа флюгером контейнера, за подводным парусом, а с судна можно наблюдать за фон. таном воды, образующимся над корпусом буя за счет конусообразного дна и сквозного отверстия 8 в корпусе 1 при осадке корпуса на волне.

При подъеме дрейфующей станции на судно захватывают поверхностный поплавок 10 с судна и за трос 9 вытягивают лебедкой буй на промысловую рыбу, при этом

111ЗЗОЭ авиа. 2

Состааитель Ю. Серов

Текред И. Верес Корректор М. Максимишннец

Тираж 455,Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Поакан

Заказ 6l44/l5 удержанию троса 9 на тросе 2 способствуют узлы I l и 12.

На фиг. 2 изображен подводный парус, плоскости 14 которого и киль 15 выполнены 5 удобообтекаемой формы в виде крыла, а в стыке их выполнены вертикальные щели

16. Такой подводный парус обладает хорошими гидродинамическими качествами, оптимальным сопротивлением к течению 1О и будет устойчив к набегающему потоку воды. Углы раскрытия его плоскостей те же, что и у паруса на фиг. I.

Применение в научно-исследовательских работах предложенного дрейфующего буя гарантирует дрейф станции со скоростью, равной скорости окружающей среды, что. дает воэможность получения объективных исследовательских данных, в том числе сбора в одной и той же водной. массе на протяжении неограниченного периода времени гидробиологических материалов, что позволяет получать максимально приближенную к действительной картнку динамики процессов, происходящих в конкретной водной массе.

Дрейфующая станция для океанографических исследований Дрейфующая станция для океанографических исследований Дрейфующая станция для океанографических исследований 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для швартовки судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования погруженных устройств роульсов на шарнирах, используемых на конструкциях для швартовки в море
Изобретение относится к способам магнитотерапии

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Изобретение относится к аппаратам для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната, в частности, к аварийным линеметателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим несамоходным судовым средствам хранения жидких химических грузов

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, касаясь создания устройств для ориентации плавучих конструкций на их якорных стоянках в открытом море в условиях волнения

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается создания точечных причальных сооружений на шельфе замерзающих морей для обеспечения транспортировки жидкой продукции
Наверх