Автоматическая гидрологическая система

 

1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА по авт. св. № 893678, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока автономной работы путем снижения расхода газа, она снабжена имеющими возможность вертикального перемещения дополнительными зондами и дополнительными стыковочными узлами, установлеинымн вдоль направляющего кабельтроса на соответствующих уровнях, а также пневматическими разъемами, состоящими из верхией и нижней частей каждый, причем каждый стыковочный узел включает в себя накопитель газа и дополнительный фиксатор зонда, каждый зонд содержит дополнительную камеру с переменным объемом и дополнительный клапан, при этом верхняя часть каждого пиевматического разъема установлена с возможностью соединения с нижней частью соответствующего стыковочного узла н с накопителем газа, а нижняя его часть установлена с возможностью соединения с верхней частью зонда и через основной клапан с дополнительной камерой с переменным объемом, которая через дополнительный клапан соединена с основной камерой с переменным объемом. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что верхняя часть пиевматического разъема выполнена в внде полого кольца, расположенного коаксиально направляющему кабель-тросу ,, а нижияя часть выполнена в виде трубки.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зав В 63 В 21/52

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ .СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 893678 (21) 3567872/27-11 (22) 04.03.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) Д. К. Дворянкин и Ф. М. Аллахвердов (71) Институт космических исследований природных ресурсов Научно-производственного объединения космических исследований при АН Азербайджанской ССР (53) 627.914 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 893678, кл. В 63 В 21 52, 23.11.79 (прототип). (54) (57) 1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА по авт. св. № 893678, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока автономной работы путем снижения расхода газа, она снабжена имеющими возможность вертикального перемещения дополнительными зондами и дополнительными стыковочными узлами, ус- . тановленными вдоль направляющего кабельтроса на соответствующих уровнях, а также,.SU„„1119917 A пневматическими разъемами, состоящими из верхней и нижней частей каждый, причем каждый стыковочный узел включает в себя накопитель газа и дополнительный фиксатор зонда, каждый зонд содержит дополнительную камеру с переменным объемом и дополнительный клапан, при этом верхняя часть каждого пневматического разъема установлена с возможностью соединения с нижней частью соответствующего стыковочного узла и с накопителем газа, а нижняя его часть установлена с возможностью соединения с верхней частью зонда и через основной клапан с дополнительной камерой с переменным объемом, которая через дополнительный клапан соединена с основной камерой с переменным объемом.

2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что верхняя часть пневматического разъема выполнена в виде полого кольца, располо. женного коаксиально направляющему кабель-тросу, а нижняя часть выполнена в виде трубки.

1119917

Изобретение относится к технике подводных измерений, в частности, к автоматическим гидрологическим системам.

По основному авт. св. № 893678 известна автоматическая гидрологическая система, которая содержит буй с расположенными на нем источниками электроэнергии, стыковочный узел, связанный с направляющим кабель-тросом, и зонд, установленный на направляющем кабель-тросе с возможностью перемещения вдоль него, фиксатор зонда, информационно-измерительную и программно-управляющую аппаратуру, блоки которых расположены в зонде и на буе, устройство изменения плавучести зонда, содержащее камеру с переменным объемом, расположенную в зонде, клапан и источник газа, систему электропитания зонда, содержащую источники электроэнергии и подводный электрический соединитель источников электроэнергии буя и зонда, в которой стыковочный узел установлен на нижнем конце направляющего кабель-троса, камера зонда с переменным объемом выполнена в виде концентрически расположенной кольцевой полости, источник газа расположен в стыковочном узле, а подводный электрический соединитель выполнен в виде электрического разъема, при этом контакты одной из половин электрического разъема расположены в полости камеры зонда с переменным объемом, а последняя выполнена с возможностью соединения с источником газа (1).

Недостатком известной гидрологической системы является повышенный расход источника газа в режиме использования автоматической гидрологической системы, когда деятельный слой океана зондируется чаще, а более глубокие слои — реже. При многократных зондированиях в таком режиме срок автономной эксплуатации гидрологической системы уменьшен из-за повышенного расхода газа.

Целью изобретения является увеличение срока автономной работы гидрологической системы (увеличения числа зондирований) путем снижения расхода газа.

Поставленная цель достигается тем, что автоматическая гидрологическая система снабжена имеющими возможность вертикального перемещения дополнительными зондами и дополнительными стыковочными узлами, установленными вдоль направляющего кабель-троса на соответствующих уровнях, а также пневматическими разъемами, состоящими из верхней и нижней частей каждый, причем каждый стыковочный узел включает в себя накопитель газа и дополнительный фиксатор зонда, каждый зонд содержит дополнительную камеру с переменным объемом и дополнительный клапан, при этом верхняя часть каждого пневматического разъема установлена с

1О l5

40 возможностью соединения с нижней частью соответствующего стыковочного узла и с накопителем газа, а нижняя его часть установлена с возможностью соединения с верхней частью зонда и через основной клапан с дополнительной камерой с переменным объемом, которая через дополнительный клапан соединена с основной камерой с переменным объемом.

Кроме того, верхняя часть пневматического разъема выполнена в виде полого кольца, расположенного коаксиально направляющему кабель-тросу, а нижняя его часть выполнена в виде трубки.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема автоматической гидрологической системы; на фиг. 2 — схема расстановки. ее узлов вдоль кабель-троса.

Гидрологическая система содержит буй

1 с расположенными на нем источниками 2 электроэнергии, стыковочные узлы 3, каждый из которых прикреплен к направляющей линии, выполненной, например, в виде кабель-троса 4, и содержит фиксаторы зонда основной 5 и дополнительный 6, источник 7 газа, контакты одной из половин подводного электрического разъема 8, верхнюю часть пневматического разъема 9, выполненную, например, в виде полого кольца, расположенного коаксиально направляющему кабельтросу 4, и накопитель 10 газа, зонды 11, каждый из которых установлен на кабельтросе 4 с возможностью перемещения вдоль него и содержит основную камеру 12 с переменным объемом, вторую часть подводного электрического разъема 8, дополнительную камеру 13 с переменным объемом, основной 14 и дополнительный 15 клапаны, нижнюю часть пневматического разъема, выполненную, например, в виде трубки 16, установленной на верхней части зонда 11, систему электропитания зонда, содержащую подзаряжаемые источники электроэнергии (аккумуляторы) 17 и электрический разьем 8, блоки 18 и 20 информационно-измерительной и блоки 19 и 21 программно-управляющей аппаратуры, расположенной в зонде и на буе.

Автоматическая гидрологическая система работает следующим образом.

В исходном положении зонды 11, имеющие отрицательную плавучесть соединены со стыковочными узлами 3, расположенными вдоль направляющего кабель-троса 4 на различных уровнях. Каждый из зондов 11 удерживается фиксатором 5 в стыкованном положении, упираясь в стыковочный узел 3.

Контакты обеих половин подводного электрического разъема 8 механически соединены между собой. По команде программно-управляющей аппаратуры 21 от источника 7 газа через накопитель 10 газа в камеру

12 любого зонда подается сжатый газ, выl ll з тесняющий из нее воду. Газ, заполнивший камеру 12, устраняет закарачивание водой разнополярных электрических контактов и придает зонду 11 положительную плавучесть, под действием которой зонд стремится отсоединиться и всплыть. Фиксатор 5 удерживает зонд в состыкованном положении. После заполнения камеры 12 зонда газом программно-управляющая аппаратура 19 и 21 подключает к контактам электрического разъема 8 источники электроэнер- гии и, блоки аппаратуры зонда и буя. При этом через кабель-трос 4 соединяются источники 2 буя с аккумуляторами 17 зонда для их подзарядки и блоки информационноизмерительной и программно-управляющей аппаратуры 18 и 19 зонда с соответствующими блоками 20 и 21 буя для обмена электрическими сигналами. После полной зарядки аккумуляторов 17 зонда и обмена информационными и командными сигналами между аппаратурой зонда и буя, газ из камеры 12 необходимо переместить в камеру 13 зонда, Для этого по команде от программноуправляющей аппаратуры открывается клапан 15, через который газ перемещается в камеру 13, а вода, вытесняемая газом, перетекает в камеру 12. После перемещения заданного объема газа клапан 15 закрывается, герметизируя камеру 13. Далее по команде программно-управляющей аппаратуры фиксатор 5 отпускает зонд 11 и он под действием положительной плавучести всплывает.

На последующем уровне зонд сочленяется со стыковочным узлом 3 через пневматический разъем 9 и удерживается фиксатором 6.

По команде от программно-управляющей аппаратуры 19 открывается клапан 14 и газ из камеры 13 через трубку 16 поступает и

19917 выдавливает жидкость из полости разъема

9 и поступает далее в накопитель 10 газа.

Сбрасываемый из зонда газ расширяется в объеме, так как давление газа Р в камере 13, введенного в зонд на предыдущем

5 уровне, больше, чем давление P жидкости в полости разъема 9 на последующем уровне. Расширение газа пропорционально отношению @Р. После выравнивания давлений окружающей среды и оставшегося в камере

1ц 13 газа, по команде открывается клапан 15.

При этом окружающая вода замещает газ в камере 13, придавая зонду отрицательную плавучесть. По команде фиксатор 6 отпускает зонд и он опускается на свой нижний

15 уровень. Во время всплытия — спуска блок

18 - информационно-измерительной аппаратуры зонда осуществляет преобразование физических воздействий гидрологических параметров (температуры, электропроводности и др) в электрические сигналы, кото20 рые запоминаются в блоке 18. После стыковки информация с блока 18 зонда передается в блок 20 буя через контакты электрического разъема 8 и кабель-трос 4. Описанный цикл, включающий ввод газа и вытеснение жидкости из камеры каждого зонда с переменным объемом, подзарядку а ккумул яторов, зонда, обмен сигналами между аппаратурой зонда и буя, всплытия зонда, сброс газа с возможностью увеличения в объеме и замещение газа жидкостью для придания щ зонду отрицательной плавучести, сбор и запоминание гидрологической информации при всплытии-погружении зонда, повторяется на каждом из уровней.

Система обладает увеличенным сроком автономной работы за счет снижения рас35 хода газа.

1119917

Редактор Ан. Шандор

Заказ 7541/16

Составитель С. Марфина

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Автоматическая гидрологическая система Автоматическая гидрологическая система Автоматическая гидрологическая система Автоматическая гидрологическая система 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для швартовки судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования погруженных устройств роульсов на шарнирах, используемых на конструкциях для швартовки в море
Изобретение относится к способам магнитотерапии

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Изобретение относится к аппаратам для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната, в частности, к аварийным линеметателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим несамоходным судовым средствам хранения жидких химических грузов

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, касаясь создания устройств для ориентации плавучих конструкций на их якорных стоянках в открытом море в условиях волнения

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается создания точечных причальных сооружений на шельфе замерзающих морей для обеспечения транспортировки жидкой продукции
Наверх