Ротор центробежного насоса

 

1. РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА, содержащий установленные на валу ведущий и ведомый диски, каждый из которых снабжен лопатками, установленными с зазорами относительно противолежащего диска и образующими межлопаточные каналы, причем ведомый диск связан с валом посредством профилированных лопастей , отличающийся тем, что, с целью расщирения диапазона регулирования характеристик насоса, диски установлены с возможностью поворота один относительно другого, один из них снабжен механизмом поворота, а зазоры между лопатками и дисками уплотнены . 2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что вал выполнен полым, в нем установлен щток, связанный с механизмом поворота, выполненным в виде червячной передачи, а профилированные лопасти закреплены на штоке. (Л ю ас

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1128000 зим F 04 D 29/22; F, 04 D 15/00

ОПИСАНИЕ 8306PETEHHQ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3653784/25-06 (22) 19.10.83 (46) 07.12.84. Бюл. № 45 (72) Б. И. Колесников (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 937783, кл. F 04 D 15/00, 1980.

2. Заявка Великобритании № 2049832, кл. F 04 D 15/00, опублик. 1980. (54) (57) 1. РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО

НАСОСА, содержащий установленные на валу ведущий и ведомый диски, каждый из которых снабжен лопатками, установленными с зазорами относительно противолежащего диска и образующими межлопаточные каналы, причем ведомый диск связан с валом посредством профилированных лопастей, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования характеристик насоса, диски установлены с возможностью поворота один относительно другого, один из них снабжен механизмом поворота, а зазоры между лопатками и дисками уплотнены.

2. Ротор по п. 1, отличающий ся тем, что вал выполнен полым, в нем установлен шток, связанный с механизмом поворота, выполненным в виде червячной передачи, а профилированные лопасти закреплены на штоке.

1128000

25

Изобретение относится к насосостроению, в частности к конструкции ротора центробежного насоса, и может быть использовано для регулирования характеристик насоса.

Известен ротор центробежного насоса, содержащий ведущий и ведомый диски, каждый из которых снабжен лопатками, контактирующими боковыми поверхностями.

В насосе диски с лопатками установлены с возможностью осевого перемещения для изменения площади меридианального сечения межлопаточных каналов (1).

Наиболее близким к предлагаемому является ротор центробежного насоса, содержащий установленные на валу ведущий и ведомый диски, каждый из которых снабжен лопатками, установленными с зазорами относительно противолежащего диска и образующими межлопаточные каналы, причем ведомый диск связан с валом посредством профилированных лопастей (2(.

Однако известные роторы позволяют регулировать характеристики насоса в узком диапазоне.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирова ния характеристик насоса.

Указанная цель достигается тем, что в роторе центробежного насоса, содержащем установленные на валу ведущий и ведомый диски, каждый из которых снабжен лопатками, установленными с зазорами относительно противолежащего диска и образующими межлопаточные каналы, причем ведомый диск связан с валом посредством профилированных лопастей, диски установлены с возможностью поворота один относительно другого, один из них снабжен механизмом поворота, а зазоры между лопатками и дисками уплотнены.

При этом вал может быть выполнен полым, в нем установлен шток, связанный с механизмом поворота, выполненным в виде червячной передачи, а профилированные лопасти закреплены на штоке.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ротор центробежного насоса, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — ротор центробежного насоса с двухсторонним входом, продольный разрез.

Ротор центробежного насоса содержит установленные на валу 1 ведущий 2 и ведомый 3 диски, каждый из которых снабжен лопатками 4 и 5, установленными с зазорами относительно противолежащего диска 3 или 2 и образующими межлопаточные каналы 6. Ведомый диск 3 связан с валом 1 посредством профилированных лопастей 7.

Диски 2 и 3 установлены с возможностью поворота один относительно другого, один из них, например диск 3, снабжен механизмом 8 поворота, а зазоры б между лопатками 4, 5 и дисками 2, 3 уплотнены при помощи торцовых уплотнений 9. Вал 1 выполнен полым, в нем установлен шток 10, связанный с механизмом 8 поворота, выполненным в виде червячной передачи, а профилированные лопасти 7 закреплены на штоке 10 при помощи втулки 11 и шпонки 12 (фиг. 1) . Ротор установлен в спиральном отводе 13. При выполнении ротора с двухсторонним входом ведущий диск 2 выполняется из двух частей, а механизм 8 поворота — в виде шлицевого соединения 14 (фиг. 4).

Устройство работает следующим образом.

При вращении ротора перека чиваемая среда поступает на вход профилированных лопастей 7, а затем в межлопаточные каналы 6 и в отвод 13, где скоростной напор преобразуется в давление, и далее поступает потребителю. При необходимости изменения характеристик насоса воздействуют на механизм 8 поворота — червячную передачу, в результате чего шток 10 поворачивается и через втулку 11 и лопасти 7 поворачивает ведомый диск 3 вместе с закрепленными на нем лопатками 5 относительно ведущего диска 2 и его лопаток 4 (фиг. 2 штрихпунктирными линиями обозначены положения лопаток 5 диска 3 в результате его поворота). В результате поворота форма межлопаточных каналов 6 изменяется, что оказывает влияние на относительные вихри, возникающие в межлопаточных каналах 6, изменяя тем самым величину и направление относительной скорости потока, выходящего из каналов 6. Вследствие этого изменяются величина и направление абсолютной скорости потока на выходе, что приводит к изменению величины напора насоса.

При выполнении ротора центробежного насоса с двухсторонним входом регулирование его характеристик производят ступенчато — разборкой ротора, перестановкой с поворотом одной части ведущего диска 2 вместе с ведомым диском 3 на один или более шагов шлицевого соединения 14 и последующей сборкой ротора.

Таким образом, для каждого заданного положения лопаток 5 ведомого диска 3 относительно лопаток 4 ведущего диска 2 можно получить семейство напорных, энергетических и виброакустических характеристик центробежного насоса, на их основе известными методами построить универсальную характеристику и по ней определить оптимальную рабочую зону предла гаемого ротора центробежного насоса.

Таким образом, поворот одного диска с лопатками относительно другого, также имеющего лопатки, позволяет за счет воздействия на циркуляцию относительных вихрей в межлопаточных каналах регулировать напорную и энергетическую характеристики насоса и тем самым устанавливать оптималь1128000

А-A ные режимы работы при изменении характеристик внешней сети.

Поворотом диска относительно другого можно установить максимальное соответствие между ротором и пропускной способностью спирального отвода и достигнуть минимального уровня вибрации и шума насоса, что имеет особо важное значение для некоторых судовых насосных установок, например подводных лодок, в которых к виброакустическим параметрам насоса предъявляются повышенные требования.

1128000

ФиН

Редактор А.Мотыль

Заказ 8861/24

Составитель Л. Анисимова

Техред И. Верес Корректор И.Муска

Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ротор центробежного насоса Ротор центробежного насоса Ротор центробежного насоса Ротор центробежного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам, обеспечивающим подачу жидкости к ДВС

Изобретение относится к насосостроению, в частности к области нефтегазодобычи

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для определения эпюр давления в пазухах рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений и позволяет повысить надежность и кпд компрессора за счет уменьшения износа наружных цапф поворотных лопаток
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок

Изобретение относится к области гидравлических испытаний центробежных насосов, в частности к балансовым испытаниям, определяющим величины разных видов потерь энергии в насосе на различных режимах его работы, и может быть использовано как при разработке новых агрегатов, так и при испытании уже существующих

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора
Наверх