Предохранительная фрикционная муфта

 

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИОН-. НАЛ МУФТА, содержащая ведущую и соосную с ней ведомую полумуфты, фрикtpioHHo связанные посредством нажимного диска, и механизм отключения, выполненный в виде шариков, размещенных в канавках,расположенных на нажимном диске и ведомой полумуфте, причем канавки на ведомой полумуфте выполнены переменной глубины, отличающаяс я тем, что, с целью повышения чувствительности срабатывания и уменьшения износа трущихся деталей, она снабжена ползуном, связанным с нажимным диском посредством пружины кручения, канавки в Нажимном диске выполнены с двумя дугообразныьв участками постоянной глубины, расположенными под углом один к другому, а канавка на ведомой полумуфте расположена радиально.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

16 0 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3532302/25.-27 (22) 18.11,82 (46) 07.12.84. Бюл. N - 45 (72) И.С.Зарх, А.В.Агапова и В.Н.Гурышев (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт мономаров (53) 621.825.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N - 504019, кл. F 16 D,7/02, 1978.

2. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. Справочное пособие. M. 1976, с. 428,"рис. 6-105 (прототип). (54) (575 ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИОН-.

НАЯ МУФТА, содержащая ведущую и соосную с ней ведомую полумуфты, фрик-SU„, 11Я А ционно связанные посредством нажимного диска, и механизм отключения, выполненный в виде шариков, размещенных в канавках,расположеннык на нажимном диске и ведомой полумуфте, причем канавки на ведомой полумуфте выполнены переменной глубины, отличающаяся тем, что", с целью повышения чувствительности срабатывания и уменьшения износа трущихся деталей, она снабжена ползуном, связанным с нажимным диском посредством пружины кручения, канавки в нажимном диске выполнены с двумя дугообразными участками постоянной глубины, расположенными под углом cg

С2 один к другому, а канавка на ведомой полумуфте расположена радиально.

С.

1128010

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для соединения валов и передаточных элементов и защиты их от перегру- 5 зок

Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую,и соосную с ней ведомую полумуфты, в торцовой полости последней концентрично расположены взаимодействующие

Между собой нажимной подпружиненный диск и фрикционное кольцо с отверстиями для пальцев, запрессованных в ведущей полумуфте. Осевое переме- I5 щение нажимного. диска осуществляется с помощью принудительного механизма. Крутящий момент от ведущей полумуфты через пальцы и упругие элементы передается фрикционному, 20 кольцу, которое, будучи прижатым нажимным диском к полумуфте,передает на нее момент за счет сил трения. При перегрузке муфта пробуксовывает (1),. — 25

Такая конструкция муфты не позво-, ляет в процессе работы автоматически разъединять и соединять валы.

Кроме того, в случае пробуксовки увеличивается износ сопряженных деталей, так как при этом не обеспе- . „30 чивается полное разъединение полумуфт.

Наиболее близкой к предлагаемой является фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и соос-35 ную с ней ведомую полумуфты, связанные посредством фрикционного элемента и нажимного диска, а также механизм отключения, выполненный,в виде шариков, размещенных в канавках 40 переменной глубины на торцах нажимного диска и ведомой полумуфты (2) .

Однако шарики создают осевую силу в пределах очень короткого времени, в результате чего при длительных 45 перегрузках будет происходить многократное контактирование трущихся поверхностей, а следовательно, повышенный износ сопряженных деталей.

Недостаточна также чувствительность 50 известной муфты к срабатыванию.

Цель изобретения — повышение чувствительности срабатывания и уменьшение износа трущихся деталей.

Указанная цель. достигается тем, 55 что предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и соосную с ней ведомую полумуфты, фрикционно связанные посредствсм нажимного диска, и механизм отключения, выполненный в виде шариков, размещенных в канавках, расположенных на нажимном диске и ведомой полумуфте, причем канавки на ведомой попумуфте выполнены переменной глубины, снабжена ползуном, связанным с нажимным диском посредством пружины кручения, канавки в нажимном диске выполнены с двумя дугообразными участками постоянной глубины, расположенными под углом один к другому, а канавка на ведомой полумуфте расположена радиально.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольнй разрез, на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую 1 и соосную с ней ведомую 2 полумуфты. В ведущей полумуфте 1 запрессованы пальцы 3, на которые одеты упругие элементы 4.

В ведомой полумуфте 2 размещено фрикционное кольцо 5 с внутренней и внешней коническими поверхностями трения.

В отверстиях фрикционного кольца 5 установлены упругие элементы 4, а внутри его размещен нажимной диск 6.

Последний и ведомая полумуфта 2 снабжены канавками соответственно 7 и 8, в которых размещены шарики 9.

Канавки 7 на нажимном диске выполнены с двумя дугообразными участками постоянной. глубины, расположенными под углом один к другому, т.е. участок. радиального направления отклонен под тупым .углом к участку концентрйческого направления, а точнее под о, острым углом (например,20 ) к канавке 8, имеющей вид радиального паза переменной глубины, на ведомой полумуфте 2. Ползун 10 механизма .отключения перемещается по шпицам 11 ведомой полумуфты 2 и связан с нажимным диском 6 пружиной .12 кручения, которая размещена между упорным выступом

13 ползуна 10 и .торцовой стенкой

14 концентричной проточки 15, выполненной в самом нажимном диске 6.

В торце ведущей полумуфты 1 шарнирно установлены на осях 16 центробежные грузы 17, подпружиненные пружиной 18 сжатия. Центробежные грузы

17 обеспечивают прижатие нажимного диска 6 к полумуфте 2 посредством штырей 19 и шайбы 20. Штыри 19 установлены в ведущей полумуфте 1 парал010

3 1128 лельно оси вращения, а шайба 20 = на подшипнике, на торце нажимного диска 6.

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущей полумуфты 1 через пальцы 3 и упругие элементы 4 передается фрикционному кольцу 5, которое, будучи прижатым нажимным диском 6 к полумуфте 2, передает на нее момент за счет возник- 10 новения сил трения. Прижатие нажим- ного диска 6 к пОлумуфте 2 обеспечивается центробежными грузами 17, передающими усилие через штыри 19 на шайбу 20. 15

При перегрузке ведомая полумуфта

2, преодолевая силы трения, проворачивается относительно фрикционного кольца 5 и нажимного диска 6, а шарики 9, перекатываясь по дугообраз- 20 ному постоянной, глубины и радиальному переменной глубины пазам (канавкам) 7 и 8, создают осевую силу, разгружающую фрикционное кольцо 5, и ведомую полумуфту 2 от давления, 25 создаваемого центробежными грузами

17. Нажимной диск 6 за счет прижатия центробежными грузами 17 и сил трения между ним и кольцом 5 первоначально продолжает вращаться со ско. 50 ростью ведущей полумуфтьг 1, сжимая при этом торцовой стенкой 14 пружину 12 кручения, расположенную в кон центричной проточке 15 и упирающуюся .в упорный выступ 13 полэуна 10. З

После сжатия пружины 12 кручения нажимной конический диск 6, отодвигаясь влево совместно с ползуном

10 по шлицевому. соединению 11, приобретает скорость перегруженной ведомой полумуфты 2. При этом шарики

9, перемещаясь в радиальных пазах переменной глубины из нейтрального положения к оси вращения муфты, позволяет обеспечить не только проскальзывание сопряженных деталей, но и полностью выводят из контакта нажимной конический диск 6 и фрикционнре кольцо 5, образуя гарантированный зазор между их трущимися поверхностя- ми, что уменьшает их износ.

Увеличение длины пути перемещения шариков 9 в радиальном пазу пере-менной глубины в ведомой полумуфте

2 и в канавках 7 дугообразных постоянной глубины в нажимном диске 6 обеспечивает уменьшение износа, мягкость и бесшумность срабатывания муфты при перегрузках разного цикла,, как коротких, так и длительных периодов, причем при одном и том же смещении полумуфт одна. относительно

6 другой (например, на (80 ) в данной конструкции выполнение канавок из двух участков под.углом один к другому увеличивает чувствительность срабатывания предлагаемой,муфты; а следовательно, повышает надежность ее работы. Повышает надежность муфты и новый, введенный узел в механизм отключения — полэун с пружиной кручения, которые обеспечивают перемещение шариков в исходное положение при обратном повороте ползуна и восстановление фрикционного контакта между нажимным диском и ведомой полумуфтой.

1128010

1128010

1128010

Составитель М. Косьминова

Техред Т.Маточка . Корректор M.Màêñèìèøèíåö

Редактор А.Мотыль

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9006/25 Тираж 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх