Способ горячей прокатки толстолистовой стали

 

СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ТОЛСТОЛИСТОВОЙ СТАЛИ, включающий нагрев сляба, черновую прокатку, обрезку концов раската, взламывание окалины, чистовую прокатку в непрерьшной группе клетей и принудительное охлаждение раската между ними, транспортировку , охлаждение на рольганге, смотку полосы в рулон и уборку, о тличающийся тем, что, с целью повышения качества металла и механических свойств, принудительное охлаждение раската осуществляют в одном или нескольких межклетевых промежутках, кроме последнего и предпоследнего , до 730-850 С, после чего СЛ дополнительно взламывают окалину и последующую прокатку ведут с суммарньми обжатиями 40-85% не менее, чем в трех последних клетях.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А (19) (I »

4

% р

»

1 д, J

« " »-"»м,»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3661847/22-02 (22) 17.11.83 (46) 30.04.85. Бюл. Я - 16 (72) Л.А.Чарихов, В.И. Погоржельский, Д.Н.Добронравов, Л,Е.Хаит, А.Б.Розенберг, В.К.Ломма и Е.М.Третьяков (71) Всесоюзный научно-исследова— тельский институт автоматизации черной металлургии и Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П.Бардина (53) 621.771.23(088.8) (56) 1. Сафьян М.М. Горячая прокатка листов на непрерывных и полунепрерывных станах. М., "Металлургия", 1962, с. 21, 24.

2, Патент Японии N - 52-125448, кл. В 21. В 1/26, 1976.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 1014602, кл. В 21 В 1/38, 1983.

4. Полухин П.И. и др. Прокатное производство. M., "Металлургия", 1963, с. 389. (54) (57) СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ

ТОЛСТОЛИСТОВОЙ СТАЛИ, включающий нагрев сляба, черновую прокатку, обрезку концов раската, взламывание окалины, чистовую прокатку в непрерывной группе клетей и принудительное охлаждение раската между ними, транспортировку, охлаждение на рольганге, смотку полосы в рулон и уборку, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества металла и механических свойств, принудительное охлаждение раската осуществляют в одном или нескольких межклетевых промежутках, кроме последнего и предпоследнего, до 730-850 С, после чего о Ф дополнительно взламывают окалину и последующую прокатку ведут с суммарными обжатиями 40-85Х не менее, чем в трех последних клетях.

1152673

Изобретение относится к прокатке стальных листов и может быть преимущественно использовано при горячей прокатке толстолистовой стали на непрерывных и полунепрерывных станах., Известен способ горячей прокатки стальных полос, включающий нагрев слябов в печах, прокатку его в черновых клетях, обрезку переднего и заднЕго концов раската НожНицами, 10 прокатку в непрерывной. группе чистовых клетей, транспортировку и охлаждение полосы на отводящем рольганге и смотку ее в рулон. Температура раската перед первой чистовой клетью по этому способу t000-1100 С, а температура конца прокатки толстых полос как правило превышает

900 С (1) .

Однако при указанном температурном режиме прокатки в чистовых клетях не представляется возможным обеспечить комплекс требуемых высоких механических свойств толстых полос, достигаемых контролируемой прокаткой.

Задержка раската на рольганге перед чистовой клетями и его охлаждение при этом на воздухе приводит при известном способе к значительному снижению производительности прокатного стана.

Известен способ горячей прокатки, включающий охлаждение раската охлаждающим устройством перед первой чистовой клетью (2) .

Применение этого способа при конт-З5 ролируемой прокатке толстых полос приводит к возрастанию усилий прокатки в чистовых клетях до 5500 тс, к увеличению мощности главных элект40 родвигателей чистовых клетей примерно s 1 5 раза и увеличению затрат электроэнергии при прокатке, сравнительно с прокаткой в диапазоне температур 850-1000 С.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ горячей прокатки толстолистовой стали, включающий нагрев сляба, черновую прокатку, обрезку концов раската, взламывание окалины, чистовую прокатку в непрерывной группе и принудительное охлаждение раската между ними, транспортировку и охлаждение на рольганге смотку полосы в рулон и уборку 4) .

Однако указанный способ не обеспечивает высоких качеств металла и его механических свойств.

Целью изобретения является повы— юение качества металла и механических свойств.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу, включающему нагрев сляба, черновую прокатку, обрезку концов раската, взламывание окалины, чистовую прокатку в непрерывной группе клетей, и принудительное охлаждение раската между ними, транспортировку, охлаждение на рольганге, смотку полосы в рулон и уборку, принудительное охлаждение раската осуществляют в одном1или нескольких межклетевых промежутках, кроме последнего и предпоследнего, до 730-850оС, после чего дополнительно взламывают окалину и последующую прокатку ведут с суммарными обжатиями 40-85% не менее, чем в трех последних клетях.

Для обеспечения режимов контролируемой прокатки в трех последних, чистовых клетях температура конца прокатки для сталей типа 09Г2, 09Г2С, 092СФ и др. должна выдерживаться в пределах 800-830 С, а для сталей типа 08Г2СфБ, 08Г2ФИБ и др. в пределах 700-730 С.

Известен также способ горячей прокатки толстых полос, включающий охлаждение раската с помощью охлаждающих устройств в последнем или предпоследнем межклетевых промежут- $0 ках непрерывной группы чистовых клетей (31 .

Возможное при этом после принудительного охлаждения суммарное обжатие в двух последних.чистовых кле- у тях не превыпает 30% по условию получения требуемой планшетности толстой полосы.

Указанные температуры конца прокатки могут быть обеспечены при температуре раскатов перед прокаткой в трех последних чистовых клетях, без использования межклетевого охлаждения между ними, в пределах 730850 С. При температуре раската на о современном стане перед первой чистовой клетью -1100 С, снжкенне температуры на участке от первой чистовой клети до межклетевого промежутка перед тремя последними клетями должно составить 250-370 С, т.е. лримеро

3 1152 но в два раза больше, чем для прототипа.

На чертеже изображена схема прокатного стана, на котором реализуется предлагаемый способ горячей прокатки толстолистовой стали.

Сган содержит последовательно расположенные нагревательные печи 1, вертикальную клеть 2, черновую клеть дуо 3, реверсивную черновую клеть 4, 10 черновые клети 5, летучие ножницы 6, чистовой окалиноломатель 7, чистовые клети 8 с устройствами для межклетевого охлаждения, охлаждающее устройство 9 и дополнительный чистовой 5 окалиноломатель 10, чистовые клети 11, отводящий рольганг 12, моталки 13, устройство 14 для уборки рулонов.

На нагревательной печи 1 сляб транспортируется в вертикальной кле- 20 ти 2, где подвергается обжатию по ширине, а затем обжатию в горизонтальных и вертикальных валках черновых клетей 3, 4 и 5. Затем непрерывная прокатка раската осуществляется одно-25 временно в чистовых клетях 8 и 11 °

После выпуска готовой полосы из последней клети она транспортируется отводящим рольгангом 12, на котором охлаждается, затем сматывается в 30 рулон моталкой 13. Рулоны убираются с помощью приспособления 14.

Температура передней части раската перед первой чистовой клетью S составляет 1100 С, а после прокатки в чистовых клетях 8 — 950-980 С. о 35

Для обеспечения режимов контролируемой прокатки в трех последних чистовых клетях 11 с суммарным обжатием

40-85Х и с температурой конца прокатки толстых полос 700-830 С раскат дополо 10

<нительно охлаждают с помощью охлаждающего устройства 9 на 100-250ОС, в зависимости от температуры раската перед этим устройством и требуемой температуры конца прокатки. для конкретной стали.

Техническая. возможность более глубокого охлаждения раскатов в межклетевых промежутках достигается пу- 50 тем увеличения протяженности по меньшей мере одного из промежутков перед чистовыми клетями 11, например до

25-30 м, и размещения в нем охлаждающего устройства 9. При необходимос- у ти охлаждающие устройства 9 и чистовые окалиноломатели 10 могут быть установлены в нескольких промежутках

673 4 между чистовыми клетями 8, причем эти межклетевые промежутки могут быть неодниковой протяженности.

Для полос из низколегированных сталей типа 08Г2СФБ в клетях 8 усили< прокатки не превышает 3500 тс в каждой клети, в то время как в клетях 11, при контролируемой прокатке толстой полосы шириной 2300 м, они достигают 5500 тс.

В состав первой подгруппы. чистовых клетей .8 включены в связи с этим менее мощные клети, чем в состав второй подгруппы чистовых клетей 11.

При аналогичных условиях прокатки с охлаждением на промежуточном рольганге все чистовые клети должны быть рассчитаны на усилие прокатки до 5500 тс.

Расчетные значения моментов прокатки в клетях 8 по предлагаемому способу 130-220 тс, в то время как для известных способов при контролируемой прокатке толстых полос они достигают 200-300 тсм, т.е. в 1,5 раза выше.

В связи с этим при предлагаемом способе используются менее мощные электродвигателя главного привода чистовых клетей 8 и сокращается расход электроэнергии при прокатке сравнительно с известными способами.

Прокатка на предлагаемом стане, наряду с толстыми полосками, тонких полос углеродистой стали толщиной

2-3 мм может быть обеспечена при применении заправочной скорости переднего конца на уровне 12-13 м/с, а также при использовании раскатов перед первой чистовой клетью толщиной свыше 50 мм.

Возможность промышленного использования изобретения обеспечивается созданием системы автоматического поддержания натяжения раската на уровне, близком к нулю, без применения датчиков, установленных на петледержателях.

Применение такой системы обеспечит стабилизацию положения раскатов при их прохождении через охлаждающие устройства и равномерность охлажде:ния по толщине и длине раската.

Согласно расчетам, снижение удельного расхода эиергйи при контролируемой прокатке толстых полос составит при предлагаемом способе 3,5 квт.ч на тонну, а при обычной прокатке толстых полос на предлагаемом стане — 2 квт ч на тонну, Обеспечиваемая по предлагаемому способу путем исключения принудительного охлаждения раската в двух

1152673 последних межклетевых промежутков. строгая регламентация температурноскоростнйх и деформационных параметров прокатки в трех последних чис5 товых клетях упрощает управление процессом контролируемой прокатки.

1152673

ВНИНПИ Заказ 2380/7

Тираж 549 Подписное

Фмлкал ППП."Петентм, г. Ужгород ул. Проехтвая, 4

Способ горячей прокатки толстолистовой стали Способ горячей прокатки толстолистовой стали Способ горячей прокатки толстолистовой стали Способ горячей прокатки толстолистовой стали Способ горячей прокатки толстолистовой стали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке давлением волокнистых композиционных материалов (ВКМ), может применяться в аэрокосмической промышленности и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к областям производства изделий, содержащих металлические части, например прокатом, порошковой металлургией или методами сварки, в том числе взрывом, и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах конструкций

Изобретение относится к областям производства изделий, содержащих металлические части, например прокатом, порошковой металлургией или методами сварки, в том числе взрывом, и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах конструкций

Изобретение относится к обработкe металлов давлением, в частности к способу получения горячей прокаткой тонких листов толщиной менее 2,5 мм из труднодеформируемых титановых сплавов с высоким уровнем требований к пластичности изделий (угол гиба более 105o)

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к способам получения тонких листов преимущественно из труднодеформируемых сплавов на основе титана методом пакетной прокатки
Изобретение относится к технологии получения пористого листового материала, используемого при изготовлении изделий, работающих в условиях высоких температур, давлений и скоростей потока рабочей среды, преимущественно для изготовления лопаток газовых турбин
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам получения тонких листов из труднодеформируемых сплавов, например, на основе титана методом пакетной прокатки
Изобретение относится к металлургии и машиностроению, может быть использовано для изготовления металлических материалов (листов, полос и лент) из алюминия с плакировкой другими металлами и сплавами: медью, титаном, корозионно-стойкой сталью, цинком, силумином и др

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к производству слоистой коррозионно-стойкой стали прокаткой
Наверх