Механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ, содержащий корпус с упорами, размещенный в нем винт с резьбами противоположного направления, установленную на винте с возможностью перемещения вдоль него каретку с двумя полугайками, имеющими резьбу разного направления, фиксаторы полугаек и взаимодействующий с ними и упорами шток, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности работы и надежности, полугайки выполнены в виде постоянно взаимодействующих с винтом червячных колес, установленных в каретке с возможностью вращения вокруг осей, перпендикулярных оси винта, а фиксаторы - в виде муфт сцепления и воздействующих на них кулачков , кинематически связанных со штоками .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Ф(5ИЕ 16 Н 25/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ДBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3662797/25-28 (22) 16.11.83 (46) 15.06.85. Бюл. № 22 (72) П. А. Русяев и Н. А. Лухтин (53) 621.833.38 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1010359, кл. F 16 Н 25/20, 1980 (прототип) (54) (57) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ, содержащий корпус с упорами, размещенный в нем винт с резьбами противоположного направления, установленную на винте с воз„„Яц„„1 61748 A можностью перемещения вдоль него каретку с двумя полугайками, имеющими резьбу разного направления, фиксаторы полугаек и взаимодействующий с ними и упорами шток, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности работы и надежности, полугайки выполнены в виде постоянно взаимодействующих с винтом червячных колес, установленных в каретке с возможностью вращения вокруг осей, перпендикулярных оси винта, а фиксаторы — в виде муфт сцепления и воздействующих на них кулачков, кинематически связанных со штоками.
1161748
Фиг а
Составитель Э. Ьарановский
Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Дылын
Заказ 3953/41
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для передачи или преобразования движе ния.
Известен механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащий корпус с упорами, размещенный в нем винт с резьбами противоположного направления, установленную на винте с возможностью перемещения вдоль него каретку с двумя полугайками, имеющими резьбу разного направления, фиксаторы полугаек и взаимодействующий с ними и упорами шток. Полугайки выполнены в виде частей целой гайки, а фиксаторы — в виде сложного кулачкового стержня 11).
Однако данный механизм характеризуется недостаточными плавностью работы и надежностью.
Цель изобретения — повышение плавности работы и надежности.
Указанная цель достигается тем, что в механизме для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащем корпус с упорами, размещенный в нем винт с резьбами противоположного направления, установленную на винте с возможностью перемещения вдоль него каретку с двумя полугайками, имеющими резьбу разного направления, фиксаторы полугаек и взаимодействующий с ними и упорами шток, полугайки выполнены в виде постоянно взаимодействующих с винтом червячных колес, установленных в каретке с возможностью вращения вокруг осей, перпендикулярных оси винта, а фиксаторы в виде муфт сцепления и воздействующих на них кулачков, кинематически связанных со штоками.
На фиг. 1 изображен механизм, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. I.
Механизм содержит корпус 1, размещенный в нем винт 2 с резьбами противоположного направления, установленную на винте 2 с возможностью перемещения вдоль него каретку 3 с двумя полугайками 4 и 5, имеющими резьбу разного направления, фик10 саторы 6 и 7 полугаек и взаимодеиствующий с ними и упорами 8 шток 9. Полугайки выполнены в виде постоянно взаимодействующих с винтом 2 червячных колес, установленных в каретке с возможностью вращения вокруг осей, перпендикулярных оси винта, а фиксаторы — в виде муфт сцепления и воздействующих на них кулачков 10 и 11.
Механизм работает следующим образом.
Подходя к одному из упоров 8, шток 9 смещается относительно каретки 3 в про20 тивоположную сторону. При этом связанные с ним кулачки 10 или 11 фиксируют одну из полугаек 4 (или 5), а другую 5 (или 4) расфиксируют посредством фиксаторов 6 или
7, в результате чего происходит изменение направления движения каретки 3.
При переходе к противоположному упору 8 переключение происходит в обратной последовательности. При этом обе полугайки находятся в зацеплении, а реверс производится за счет фиксации одной из полуЗ0 гаек.
Положительный эффект достигается за счет повышения плавности, исключения заклиниваний при переключении направления движения полугаек, что увеличивает долговечность и повышает надежность.