Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления

 

1. Способ замены сальниковой набивки гребного вала,, включающий удаление изношенной набивки и установку новой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности уплотнения и снижения эксплуатационных затрат путем обеспечения замены набивки без проведения в течение всего срока службы судна его докований, в качестве набивки используют шнур с вьшеденными за пределы корпуса концами, один конец которого в процессе эксплуатации закрепляют на корпусе тангенциально к оси вала, а другой конец закрепляют на нажимной втулке, в процессе замены набивки конец шнура снимают с нажимной втулки и закрепляют на валу, а другой соединяют с концом нового шнура, ослабляют, сжатие набивки, растормаживают вал и одновременно включают его в направлении втягив4 кия новой набивки в корпус, после выхода из корпуса конца нового шнура вал растормаживают, отсоединяют конец старого шнура от нового и ста-, рьй шнур удаляют свала. 2. Устройство для.замены сальниковой набивки гребного вала, содержащее корпус, в расточке которого размещена набивка и нажимную втулку, отличающееся тем, что, с 9 целью повышения -надежности уплотнения и снижения эксплуатационных затрат путем обеспечения замены набивки без проведения в течение всего срока службы судна его докований, на корпусе тангенциально к оси вала размещен патрубок, сообщающийся с расточкой корпуса, торцовые поверхсх ности расточки корпуса и нажимной IN9 Ю втулки выполнены наклонными к оси вала, в нажимной втулке выполнено отверстие, а нйбивкэ вьшолнена в виде шнура, один конец которого размещен в патрубке, а другой пропущен через отверстие в нажимной втулке.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5I)4 F 16 J 15/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

К АВТОРСКОМ .б СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3755371/25-08 (22) 26.04.84 (46) 30.09.85. Бюл. У 36 (72) В.В.Филимонов (53) 62-762 (088.8) (56) Патент США У 3432172, кл. 277-1, 1969.

Яценко В.С. Эксплуатация судовых валопроводов. M. Транспорт, 1968, с. 126, .рис. 63. (54) СПОСОБ 3AMEHbI САЛЬНИКОВОЙ НАБИВКИ ГРЕБНОГО ВАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ замены сальниковой набивки гребного вала,. включающий удаление изношенной набивки и установку новой, .отличающийся тем, что, с целью повышения надежности уплотнения и снижения эксплуатационных затрат путем обеспечения замены набивки беэ проведения в течение всего срока службы судна его докований, в качестве набивки исполь. зуют шнур с выведенными за пределы корпуса концами, один конец которого в процессе эксплуатации закрепляют на корпусе тангенциально к оси вала, а другой конец закрепляют нанажнмной втулке, в процессе замены набивки конец шнура снимают с нажим„„Я0„„1182222 ной втулки и закрепляют на валу, а другой соединяют с концом нового шнура, ослабляют сжатие набивки, растормаживают вал и одновременно включают его в направлении втягивания новой набивки в корпус, после выхода из корпуса конца нового шнура вал растормаживают, отсоединяют конец старого шнура от нового и ста-, рый шнур удаляют с вала.

2. Устройство для.замены сальниковой набивки гребного вала, содержащее корпус, в расточке которого размещена набивка и нажимную втулку, ю отличающеесятем, что, с целью повышения .надежности уплотнения и снижения эксплуатационных затрат путем обеспечения замены набивки без проведения в течение всего срока службы судна его докований, на корпусе тангенциально к оси вала размещен патрубок, сообщающийся с расточкой корпуса, торцовые поверхности расточки корпуса и нажимной втулки выполнены наклонными к оси вала, в нажимной втулке выполнено отверстие, а набивка выполнена в виде шнура, один конец которого размещен в патрубке, а другой пропущен через отверстие в нажимной втулке.

1182222

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям гребных валов, и находит применение н судостроении.

Целью изобретения является создание нового способа замены сальниковой набивки гребного вала и устройства для его осуществления, позволяющего повысить надежность уплотнения и снизить эксплуатационные затраты путем обеспечения замены набивки без проведения в течение всего срока службы судна его докований за счет одновременного проведения процесса удаления старой набивки и установки новой набивки.

На фиг. 1 схематически показан сальник гребного вала, местный разрез, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1.

Сальник гребного вала содержит корпус 1, нажимную втулку 2, набивку 3, патрубок 4, кронштейн 5, закрепленный на нажимной втулке 2.

Корпус 1 имеет кольцевую расточку

6 с наклонной к оси вала торцовой поверхностью 7, тангенциальное отверстие 8, сообщающее расточку 6 с патрубком 4, фпанец 9 с резьбовыми отверстиями 10 под шпильки 11, фланец 12, устанавливаемый на кормовой переборке к >рпуса судна (не показана), кольцю ую выточку 13 под водораспределительное кольцо (не показано) и отверстие 14 для подвода воды на смазку и охлаждение дейдвудных подшипников. Нажимная втулка 2 снабжена наклонной торцовой.поверхностью 15, отверстием 16, образующим отводящую клиновую часть 17 со скругленной передней кромкой 18, фланцем 19 с отверстиями 20 под шпильки 11 и входит в кольцевую расточку 6, сжимая набивку 3 и уплотняя гребной вал 21 при осевом перемещении от вращения гаек 22 на шпиль ках 11. Втулка 2 устанавливается относительно корпуса 1 так, чтобы вход набивки в кольцевую расточку

6 через тангенциальное отверстие 8 и вход ее в отверстие 16 втулки

2 располагались на одной прямой, параллельной оси сальника, т.е. чтобы число витков набивки было целым.

Набивка 3 представляет собой непрерывный шнур, навитый на гребной вал

21 по винтовой линии, имеющий на концах наконечники 23 в виде обжатых втулок, снабженных лепестками

24 с отверстиями, и выдерживающий усилие на разрыв, возникающее в закрепленном на гребном валу 21 конце шнура при вращении набивки

3 вместе с валом 21. Поперечные габаритные размеры обжатого наконечника 23 обеспечивают его свободный

1О проход через кольцевую расточку 6, тангенциальное отверстие 8 и отверстие 16. Патрубок 4 сваркой соединен с корпусом 1 соосно с тангенциальным отверстием 8 и содержит манжету

25 с формой отверстия, соответствую15 щей поперечному сечению набивки 3, шайбу 26, нажимную гайку 27 с отверстиями 28 под ключ, шайбу 29, винт 30, крышку 31 и прокладку 32. На гребном валу 21 установлено кольцо 33 с равномерно расположеннымч по окружности резьбовыми отверстиями 34 на торце. Рассточние от кольца 33 до нажимной втулки 2 достаточно для размещения всех витков набивки 3, выходящей в процессе ее замены из отверстия 16 и наматывающейся на наружную часть вала 21. Кронштейн

5 служит для крепления конца набивки 3 с наконечником 23 с помощью винта 35.

Для первоначального заполнения при постройке судна кольцевой расточки 6 набивкой 3 к лепестку 24 наконечника 23 присоединяется гибкая

35 проволока (не показана) с крючком на другом конце. Крючок при выдвинутом патрубке 4 подводится через кольцевую расточку 6 к тангенциальному отверстию 8. В патрубок 4 без

40 крышки 3 1, без манжеты 25, без шайбы 26 и без нажимной гайки 27 вставляется проволока (не показана) с крючком на конце, зацепляется за крючок проволоки, соединенной с на-.

45 бивкой 3, конец которой вытягивается через отверстие 8, продевается через манжету 25, шайбу 26. Затягивается нажимная гайка 27, затем наконечник 23 во избежание его затя50 гивания в расточку 6 винтом 30 через шайбу 29 крепится к патрубку

4, который закрывается крышкой 31 с прокладкой 32. После этого набивка 3 наматывается на вал 21 по винтовой

55 линии и одновременно задвигается в кольцевую расточку 6, при ее заполнении на необходимое число витков конец набивки 3 вставляется в от1182222

S0

55 верстие 16 нажимной втулки 2, перемещающейся затем с помощью гаек 22 в осевом направлении до необходимого сжатия набивки 3 ° Свободный конец набивки 3, достающий до кольца 33, закрепляется на кронштейне 5 винтом

35 за наконечник 23. Сальник готов к работе, судно может быть спущено на воду.

Для смены набивки 3 в виде шнура, целостность которого по длине не нарушается износом, в положении судна на плаву гребной вал 21 (валопровод, не показанный) предохраняется от проворачивания, например от действия на гребной винт набегающего на судно потока, штаеным тормозом валопровода судна. Вращением гаек 22 ослабляется сжатие набивки

3. Снимается крышка 31 и прокладка

32 патрубка 4, выворачивается винт

30, наконечник 23 соединяется с та" ким же наконечником новой набивки таким образом, чтобы соединенные наконечники 23 могли пройти через манжету 25, тангенциальное отверстие

8, кольцевую расточку 6 и отверстие

16 нажимной втулки 2. Конец набивки 3 снимается с кронштейна 5, его наконечник 23 крепится к кольцу 33 с помощью винта 35, эавинчиваемого в резьбовое отверстие 34. После этого растормаживается гребной вал 21 (валопровод) и одновременно включается в направлении, обеспечивающем втягивание новой набивки в патрубок .4 и далее в кольцевую расточку 6, штатное валоповоротное устройство (не показано), которое выключается после совершения валопроводом числа оборотов равного числу витков набивки 3. Вместе с гребным валом 21 вращается и закрепленная на нем винтом 35 набивка 3, при этом клиновая часть 17 нажимной неподвижной втулки 2 разделяет витки набивки 3, отде ленная часть которой выходит через отверстие 16 наружу и навивается на часть .гребного вала между кольцом 33 и нажимной втулкой 2 при некотором сдвиге предыдущего витка последующим витком. Заедание набивки 3 исключается наличием скругленной передней кромки 18 клиновой части 17. Натяжение шнура набивки 3 на выходе из отверстия 16 незначитель5

45 ное, так как силы трения между набивкой 3 и корпусом 1 сальника незначительны из-за ослабления перед заменой набивки 3 ее сжатия, поэтому разрыв шнура набивки 3 исключается. При выходе набивки 3 наружу ее витки внутри расточки 6 под действием силы давления забортной воды и вклинивающего действия новой набивки, поступающей в кольцевую расточку 6 через тангенциальное отверстие 8, перемещаются и прижимаются к торцовой поверхности 15 нажимной втулки 2 и внутри расточки 6 всегда сохраняется одинаковое число витков, которые предотвращают затопление отсека суд" на за время замены набивки. Манжета

25 под действием силы давления воды обжимает набивку 3, что практически исключает поступление забортной воды в корпус судна через патру. бок 4 во время замены набивки 3. Отклонение числа оборотов вала 21 от целого числа витков набивки 3 при ее замене компенсируется размещением достаточной части набивки 3 на . кронштейне 5 и в патрубке 4, После выключения валоповоротного устройст. ва валопровод тормозится (торможение может производиться самим sanaповоротным устройством, если не выводить его из зацепления с маховиком главного двигателя), конец набивки 3 укладывается в патрубок 4 и крепится винтом 30, устанавливается крышка 31 с прокладкой 32. Вы шедший наружу через отверстие 16 конец набивки 3 разъединяется с кон. цом старой набивки и крепится на кронштейне 5. Старая набивка разматывается с гребного вала 21.и отсоединяется от кольца 33. Вращением гаек 22 перемещается нажимная втулка 2 и сжимается до необходимой степени набивка 3 ° Валопровод рас тормаживается, сальник готов к действию.

При наличии телефонной связи между отделением судна, где находится сальник гребного вала и машинным отделением, где находится валоповоротное устройство, прекращать вращение вала 21 можно по команде по телефону при выходе из отверстия

16 конца новой набивки.

1182222

Фиг. 2

1182222

ЕиО Е

19 ZZ

Редактор Н. Горват

Составитель Г.Бутома

Техред .Т. Фанта Корректор А. Тяско

Заказ 6084/33 Тиржк 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5 а

Филиал ППП "Патент", г. Укгород, ул. Проектная, 4

Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике, преимущественно к сальниковым уплотнениям запорной и регулирующей арматуры трубопроводов холодной и горячей воды

Изобретение относится к уплотнительной технике, преимущественно к сальниковым уплотнениям штоков и шпинделей запорной арматуры трубопроводов горячей и холодной воды

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к сальниковым устройствам, и может быть применено в запорной арматуре трубопроводов воды, нефти и влагосодержащих газов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано при новом проектировании устьевого оборудования в качестве герметизирующего устройства уплотняемых поверхностей полированного штока при работе станка-качалки штангового насоса

Изобретение относится к армированным прокладочным материалам, предназначенным для изготовления из них герметизирующих уплотнений в двигателях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к нефтегазодобывающей промышленности, и может быть использовано при новом проектировании устьевого оборудования в качестве герметизирующего устройства уплотняемых поверхностей полированного штока при возвратно-поступательном движении балансира станка-качалки штангового насоса

Изобретение относится к судовым устройствам и может быть использовано на подводных судах (ПС) в устройствах для постановки и выборки из прочного корпуса (ПК) буксируемого антенного кабеля
Изобретение относится к мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением
Наверх