Планетарная прецессионная передача

 

ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, установленный в нем ведомый вал, жестко связанное с ним центральное коническое зубчатое колесо, два конических сателлита, взаимодействующих с зубчатым колесом, имеющих равное число зубьев и установленных один в другом, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности, на внутренней поверхности корпуса выполнена сферическая дорожка, а передача снаб жена установленными между зубьями центрального колеса и сателлитов коническими цевками, имеющими на большем торце сферическую поверхность, контактирующую со сферической дорожкой корпуса. (Л О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (SD 4 F 16 Н 1 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3609056/25-28 (22) 23.06.83 (46) 07.! 1.85. Бюл. № 41 (72) И. А. Бостан и А. Г. Опря (71) Кишиневский политехнический институт им. Сергея Лазо (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 684226, кл. F 16 Н 1/00, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 734465, кл. F 16 Н 1/32, 1976. (54) (57) ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, усSU„„1190116 А тановленный в нем ведомый вал, жестко связанное с иим центральное коническое зубчатое колесо, два конических сателлита, взаимодействующих с зубчатым колесом, имеющих равное число зубьев и установленных один в друтом, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности, на внутренней поверхности корпуса выполнена сферическая дорожка, а передача снаб жена установленными между зубьями центрального колеса и сателлитов коническими цевками, имеющими на большем торце сферическую поверхность, контактирующую со сферической дорожкой корпуса.

1190116

40

55

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в машиностроении.

Цель изобретения — повышение несущей способности.

На фиг. 1 показана планетарная прецессионная передача; на фиг. 2 и 3 — то же, варианты.

Передача содержит корпус 1, установленные в нем ведущий 2 и ведомый 3 валы, центральное зубчатое коническое колесо 4, жестко связанное с ведомым валом 3, два установленные один в другом сателлита 5 и 6, представляющие собой конические зубчатые колеса. Все конические зубчатые колеса выполнены с прямолинейным профилем зуба внешнего зацепления. Сателлиты 5 и 6 установлены на эксцентриках 7 и 8 с противоположными эксцентриситетами посредством кулачков 9 и 10 и подшипников 11 и 12. Между зубьями центрального конического колеса 4 и сателлитов 5 и 6 установлены свободно конические цевки 13, которые имеют на большем торце сферическую поверхность. Сателлиты 5 и 6 имеют внутренние и наружные контактные поверхности, а часть корпуса выполнена со сферической дорожкой 14 и взаимодействует с наружной контактной поверхностью сателлита 6 и со сферической поверхностью цевок 13. Эксцентрики 7 и 8 жестко связаны с ведущим валом 2, а сателлиты 5 и 6 зафиксированы от вращения посредством штифтов (фиг. 1 и 2) и своими внутренними наклонными криволинейными поверхностями 15 (фиг. 1) взаимосвязаны с кулачкам 9 и 10. Можно также (фиг. 2) поверхности 15 сателлитов 5 и 6 выполнить сферическими с центром радиуса кривизны, расположенным в центре каждого из эксцентриков 7 и 8. Кроме того, сателлиты 5 и 6 (фиг. 3) можно установить посредством подшипников 11 и 12 на разных кривошипах 7 и 8 с противоположным наклоном, геометрические оси которых пересекаются с осью ведомого вала в центре прецессии 16. Сателлиты 5 и 6 между собой, а также наружный сателлит 6 и корпус 1 в этом случае могут быть взаимосвязаны зубчатыми венцами 17 и 18.

Эксцентриситеты е эксцентриков 7 и 8 и положение последних относительно центра прецессии 16 выбраны такими, чтобы вызываемая ими амплитуда прецессионного движения сателлитов обеспечивала вход и выход из зацепления с одной стороны зубьев сателлитов 5 и 6 с цевками 13, а с другой стороны — цевок 13 с центральным коническим колесом 4.

Передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 2 (фиг. 1) эксцентрики 7 и 8 посредством подшипников

11 и 12 и кулачков 9 и !0 сообщают сатен литам 5 и 6 прецессионное движение. Кулачки 9 и 10 своими наклонными криволинейными поверхностями находятся в постоянном контакте с наклонными криволинейными поверхностями 15 сателлитов 5 и 6. Выполнение эксцентриков 7 и 8 с противоположными эксцентриситетами е приводит к зацеплению зубьев сателлитов 5 и 6 с цевками 13 с одной стороны, и цевок 13 с ведомым колесом 4 с другой стороны, в двух диаметрально противоположных зонах. Так как сателлиты 5 и 6 между собой, а также сателлиты 6 и корпус 1 взаимосвязаны штифтами 14, они будут совершать прецессионное движение без вращения. При этом цевки 13 совершают сложное движение, включающее прецессионное движение и вращательное движение вокруг геометрической оси центрального конического колеса. Далее вращательное движение цевок 13 передается центральному колесу 4 и ведомому валу 3.

Соотношение чисел цевок 13 и зубьев колес может быть следующим

Zg =Ze

Z4= Z, 2

Z g— = Z a+1, где Zs и e — числа зубьев сателлитов 5 и 6;

Z4 — число зубьев центрального колеса 4;

Ед- число цевок 13.

В передаче (фиг. 2) контактные поверхности сателлитов 5 и 6 и кулачков 9 и 10 выполнены сферическими с центром радиуса кривизны, выполненным в центре каждого из эксцентриков 7 и 8. Такое выполнение контактных поверхностей приводит к разгружению подшипников 11 и 12, а также подшипников ведущего вала от осевой нагрузки.

Реактивная осевая нагрузка зацеплена, полностью воспринимается корпусом 1 через сферические контактные поверхности сателлитов

5 и 6 и корпуса 1.

В передаче (фиг. 3) сателлиты расположены на различных кривошипах 7 и 8 с противоположным наклоно!11, оси которых пересекаются с осью ведомого вала 3 в центре прецессии 16. При вращении ведущего вала 1 сателлиты 5 и 6, установленные посредством подшипников 11 и 12 на наклонных кривошипах 7 и 8, совершают прецессионное движение и входят в зацепление с цевками 13 аналогично как и в передачах, представленных на фиг. 1 и 2. Сателлиты 5 и 6 совершают прецессионное движение без вращения, так как они между собой, а также наружный сателлит и корпус взаимосвязаны зубчатыми венцами 17 и 18.! 1901! 6

pubs. 2

1190116

Составитель А. Ступаков

Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Заказ 6944/38 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Планетарная прецессионная передача Планетарная прецессионная передача Планетарная прецессионная передача Планетарная прецессионная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх