Способ упрочнения деталей

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 В 24 В 39/04!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"

К ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3482031/25-27 (22) 06.08.82 (46) 30.01.86. Бюл, ¹ 4 (7 1) Львовский ордена Ленина политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.А.Повидайло, И.С.Афтаназив . и Ю.М.Семкив (53) 621.757 06(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №,689820,кл.В 24 В 39/00, 1977. (54)(57) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, при котором деталь устанавливают в корпусе приспособления, а упроч„„SU„„1207732 А нение осуществляют шариками, размещенными между обрабатываемой поверхностью и корпусом приспособления, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет обработки зуб.— чатых колес, зубчатое колесо устанавливают в корпусе приспособления с образованием локально замкнутых объемов впадинами зубчатого колеса и внутренними поверхностями корпуса приспособления, а радиус шариков выбирается равным 0,8-0,95 радиуса ножки зуба зубчатого колеса.

1207732!

При снятой крышке приспособления зубчатое колесо устанавливают в его корпус, плотно заполняют локально замкнутые объемы впадин зубьев обрабатывающими шарами. Закрывают приспособление крышкой и сообщают ему поступательное колебание по круговым траекториям в плоскостях, перпендикулярных оси зубчатого колеса с амплитудой, превышающей радиус обрабатывающего шара. Под действием колебаний приспособления расположенное внутри него зубчатое колесо, перемещаясь, соударяется с обрабатывающими шарами, выступающими из локально замкнутых объемов во впадинах зубьев с частотой, равной частоте колебаний приспособления. По мере приближения к корпусу приспособления очередной из впадин зубьев объем локально замк

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упрочнения зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет обработки зубчатых колес.

На чертеже представлено устройство для реализации предлагаемого способа упрочнения зубчатых колес.

Устройство для упрочнения "-y64 чатых колес с образованием регулярного микрорельефа на поверхностях зубьев содержит корпус приспособления .1 с несъемной торцовой стенкой 2 и съемной торцовой стенкой (крыш- 1 кой) 3, внутри которого свободно установлено подлежащее упрочнению зубчатое колесо ч. Впадины зубьев с противолежащими им участками поверхности приспособления и его 2 торцовыми стенками образуют локально замкнутые объемы, которые при обработке плотно заполняют обрабаты. вающими шарами 5. Радиус обрабатывающих шаров равен 0,8-0,95 радиуса 2 ножки зуба.

Диаметр поверхности приспособления выполнен равным

D, =m(Z+2)+D, где m - модуль зубчатого колеса;

Z — число зубьев колеса; диаметр обрабатывающего шара.

Высота приспособления превышает высоту зубчатого колеса на половину диаметра обрабатывающего шара,, т.е.

Н,=Н+0,5D °

Обработку зубчатых колес осуществ!. ляют в следующей последовательности. нутого пространства, ограниченного боковыми поверхностями двух соседних зубьев, с одной стороны, и противолежащим данным зубьям участком поверхности корпуса, с другой стороны, уменьшается. Вследствие уменьшения объема этого локально замкнутого пространства количество обрабатывающих шаров в нем остается постоянным, шары уплотняются. Равнодействующая усилия соударения, действующего на зубчатое колесо в процессе его перемещений внутри приспособления и равного

N=/А Е "у где М вЂ” масса зубчатого колеса;

D — его эксцентриситет

9

М вЂ” круговая частота колебаний приспособления, передается через обрабатывающие шары обрабатываемой поверхности зубьев колеса. Ввиду того, что твердость обрабатывающих шаров выше твердости материала зубчатого колеса, материал зубьев колеса в поверхностном слое в местах контакта с шарами при этом пластически деформируется, упрочняется. Соударения зубчатого колеса с корпусом приспособления через выступающие из локально замкнутых объемов обрабатывающие шары сопровождаются поворачиванием зубчатого колеса вокруг его геометрической оси и интенсивным перемешиванием шаров в каждом иэ локально замкнутых объемов.

Это способствует равномерному покрытию следами соударений всей обрабатываемой поверхности зубьев, включая радиусный переход в ножке зуба (ввиду того, что радиус обрабатывающих шаров меньше радиуса ножки зуба), чем обеспечивается высокая равномерность упрочнения и образования регулярного микрорельефа. Иикрорельеф поверхности зубьев образуется перекрывающими одна другую лунка ми — следами соударений с обрабатывающими шарами, имеющими диаметры сферической поверхности и шероховатость, равные диаметрам и шероховатости обрабатывающих шаров, образующими масляные карманы в процессе эксплуатации зубчатого колеса.

По завершении обработки выключают привод, сообщающий приспособлению колебания, снимают с корпуса крышку, извлекают иэ него упрочненное

Составитель M.Ëàñòî÷êèíà

Редактор Л.Лисина Техред N.Ïàðîöàé Корректор В.Бутяга

Заказ 131/17 Тираж 739 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 зубчатое колесо, а обрабатывающие шары удаляют в тару.

Поверхностное упрочнение зубчатых колес согласно предлагаемому способу может быть осуществлено с применением смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ) или поверхностно-активных веществ (ПАВ). Использование СОЖ (например, машинного масла) позволяет снизить трение торца зубчатого колеса о несъемную

1207732 4 стенку приспособления, обеспечивает контакт обрабатывающих шаров с обрабатываемой поверхностью зубьев через жидкостную пленку, в результате чего повышаются толщина залегания упрочненного слоя и поверхностная микротвердость на обрабатываемых зубчатых колесах. Использование

ПАВ также обеспечивает интенсифи1р кацию процесса упрочнения зубчатых колес.

Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано для отделочно-упрочняющей обработки цилиндрических поверхностей деталей в машиностроении, авиационной и автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для увеличения долговечности путем упрочнения и восстановления деталей машин электромеханической обработкой (ЭМО)

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к обработке деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к области технологии машиностроения, в частности к способам обработки деталей, совмещающих резание и пластическое деформирование, и может бить использовано при обработке штоков, плунжеров гидроцилиндров, осей, пальцев и им подобных деталей, т.е

Изобретение относится к технологическим операциям снятия внутренних напряжений заготовок деталей типа колец подшипников, втулок, стержней и т.д

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, а точнее к устройствам для правки и упрочнения длинномерных цилиндрических деталей типа валов, осей, штанг, штоков и т.д

Изобретение относится к металлообрабатывающей технологии и может быть использовано при восстановительно-упрочняющей обработке поверхностей кулачков распределительных валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке деталей
Наверх