Учебный прибор по физике

 

Изобретение позволяет расширить демонстрационные возможности путем показа основ газовой эмболии на учебном приборе по физике. Горизонтальная прозрачная трубка 1 связана одним кондом с заполненным подкрашенной жидкостью сосудом 2 для стабилизации давления. Манометр 3 соединен с трубкой 1. С полостью трубки 1 связан шприц 4 с винтовой подачей поршня 5 для дозированного введения в жидкость пузырьков воздуха. Наконечник 6 с регулируемым сечением выходного канала установлен на свободном конце трубки 1. Трубка 1 соединена с сосудом 2 в нижней его части. 4 ил. (Л «Ptf./

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

a>) 4 С 09 В 23/28, 23/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

f !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д! г ! л

") ( (21) 3804783/28-12 (22) 23. 10. 84 (46) 30.01.86. Бюл. Ф 4 (71) Кишиневский государственный медицинский институт (72) Д.С.Кройтор и А.Н.Волнянский (53) 371.66/67(088.8) (56) Иверонова В. И. Физический практикум. N. 1962, с. 182. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ (57) Изобретение позволяет расширить демонстрационные возможности путем показа основ газовой эмболии на учеб„„SU„„1208577 А ном приборе по физике. Горизонтальная прозрачная трубка 1 связана одним концом с заполненным подкрашенной жидкостью сосудом 2 для стабилизации давления. Манометр 3 соединен с трубкой 1. С полостью трубки 1 связан шприц 4 с винтовой подачей поршня 5

Ф для дозированного введения в жидкость пузырьков воздуха. Наконечник 6 с регулируемым сечением выходного канала установлен на свободном конце трубки 1. Трубка 1 соединена с сосудом 2 в нижней его части. 4 нл.

1 12085

Изобретение относится к учебным ,приборам и наглядным пособиям,цля изучения курса биологической физики и медицины, в частности для:изучения и демонстрации основ газовой эмболии.

Цель изобретения — расширение демонстрационных возможностей путем демонстрации основ газовой эмболии.

На фиг. 1 изображен учебный прибор по физике, общий вид, на

10 фиг. 2 — узел Х на фиг.1 (пузырек воздуха при неподвижной жидкости); на фиг. 3 -то же (при движении жидкости, т.е. при действии внешнего давления); на фиг. 4, — пузырек воз- 15 духа (у разветвления прозрачной трубки) .

Учебный прибор по физике содержит горизонтально расположенную проэ20 рачную трубку 1, связанную одним концом с заполненным подкрашенной жидкостью сосудом 2 для стабилизации давления, и соединенный с ней манометр 3. Прибор имеет также связан— ный с полостью прозрачной трубки 1 шприц 4 с винтовой подачей поршня 5 для дозированного введения в жидкость пузырьков воздуха и наконечник 6 с регулируемым сечением выходного ка30 нала, установленный на свободном конце прозрачной трубки 1, которая соединена с сосудом 2 в нижней его части. Прибор установлен на подставке 7. Подкрашенная жидкость из наконечника 6 попадает в сосуд 8 (фиг. 1). 5

Учебный прибор по физике работает следующим образом.

Устанавливают подобранную величину сечения выходного канала наконеч- 40 ника 6 и наблюдают за истечением подкрашенной жидкости в сосуд 8. Затем шприцем 4 вводят два пузырька воздуха и обращают внимание на различие ме.нисков слева и справа у каждого пу- 45 зырька. При давлении Р,создаваемом сосудом 2, мениски деформируются, их радиусы r изменяются и под ними образуется добавочное давление (ьР =:ЬР— и — и P ), противодействующее давлению 50

Р и затрудняющее движение жидкости по

77 2 трубке 1 (фиг. 3). Если пузырьков много, то может произойти полная закупорка трубки 1, т.е. газовая эмболия при Р +4Р + ... +лР > P.

Когда последние пузырьки воздуха доходят до середины трубки 1, закрывают выходной канал наконечника 6 и течение жидкости останавливается.

Затем уменьшают давление, создаваемое сосудом 2 до нуля (на что указывает манометр 3), и наблюдают как при этом мениски пузырьков с обеих сторон становятся одинаковыми, т.е. давления под ними взаимно уравновешиваются (фиг. 2).

Вновь устанавливают прежнее сечение наконечника 6 и прежнее давление

Р и демонстрируют движение пузырьков вдоль трубки 1. При увеличении количества пузырьков до 5 — 6 происходит закупорка трубки 1(газовая эмболия)и перемещение пузырьков прекращается. Обращают внимание на то, что показания манометра 3 при этом остаются теми же, что и в начале опыта.

Для получения пузырьков необходимой и оцинаковой величины используют шприц и с винтовой подачей поршня 5 с таким шагом винта, чтобы поворот винта на один шаг обеспечивал образование одного пузырька.

Ф о р м у л а изобретения

Учебный прибор по физике, содержащий горизонтально расположенную прозрачную трубку, связанную одним концом с заполненным подкрашенной жидкостью сосудом для стабилизации давления, и соединенный с ней манометр, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей путем демонстрации основ газовой эмболии, он имеет связанный с полостью прозрачной трубки шприц с винтовой подачей поршня для дозированного введения в жидкость пузырьков воздуха и наконечник с регулируемым сечением выходного канала, установленный на свободном конце прозрачной трубки, при этом она соединена с сосудом в нижней его части.

1208577 фиг.Я

Составитель Т. Григорян

Редактор А. Ревин Техрер М.Пароцай Корректор Л,Пилипенко

Заказ 291/59 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике
Наверх