Устройство для определения фактической площади контакта

 

Изобретение может быть использовано для измерения фактической площади контакта в подшипниковых опорах. Цель изобретения - обеспечение одновременного контроля всей поверхности контактирования образцов за счет нарушения полного внутреннего отражения света в местах контакта прозрачного тела вращения с трапецеидальным профилем, основание которого по образующей прижато к исследуемому образцу. Устройство содержит корпус, неподвижно установленную в нем втулку с размещенным в ней на подшипниках валом, приводимым во вращение от двигателя, закрепленным на валу испытуемый образец , закрепленный на корпусе механизм осевого нагружения, обеспечивающий прижатие образца к прозрачному контробразцу с трапецеидальным сечением в радиальном направлении. Образец и контробразец выполняют в виде обойм подшипников, что позволяет исследовать различные типы подшипников при освещении их с помощью тороидальной оптической системы и регистрации с помощью микроскопа фактической площади контакта. 3 ил. to (Л 1C ГчЭ со о 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gg 4 G 01 N 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3806218/25-28 (22) 26. 10. 84 (46) 30.04. 86, Бюл. Ð 16 (71) Саратовский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) А.П.Рамзаев (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 315099, кл. С 01 N 19/02, 1971. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАК"

ТИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА (57) Изобретение может быть использовано для измерения фактической площади контакта в подшипниковых опорах. Цель изобретения — обеспечение одновременного контроля всей поверхности контактирования образцов за счет нарушения полного внутреннего отражения света в местах кон

ÄÄSUÄÄ 1227994 А 1 такта прозрачного тела вращения с трапецеидальным профилем, основание которого по образующей прижато к исследуемому образцу. Устройство содержит корпус, неподвижно установленную в нем втулку с размещенным в ней на подшипниках валом, приводимым во вращение от двигателя, закрепленным на валу испытуемый образец, закрепленный на корпусе механизм осевого нагружения, обеспечивающий прижатие образца к прозрачному контробразцу с трапецеидальным сечением в радиальном направлении.

Образец и контробразец выполняют в е виде обойм подшипников, что позволяет исследовать различные типы подшипников при освещении их с помощью тороидальной оптической системы и регистрации с помощью микроскопа фактической площади контакта. 3 ил.

1227994 разом.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения фактической площади койтакта в подшипниковых опорах.

Цель изобретения — обеспечение одновременного контроля всей поверхности контактирования образцов.

На фиг. I показана схема устройства для определения фактической площади контакта; на фиг. 2 — схема расположения и форма выполнения образца и контробразца при испытании конической цапфы; на фиг. 3 — схема расположения и форма выполнения образца и контробразца при испытании радиально-упорного шарикоподшипника.

Устройство содержит корпус 1, установленную в нем опору, выполненную в виде подвижной в осевом направлении втулки 2, установленного в ней на подшипниках 3 и 4 вала 5 и связанного с валом 5 приводного двигателя 6, закрепляемый на свободном конце вала 5 испытуемый образец 7, закрепленный на корпусе 1 с возможностью взаимодействия с втулкой 2 механизм 8 осевого нагружения, закрепляемый íà Kopriyce i с помощью держателя 9 контробразец 10 иэ оптически прозрачного материала с трапецеидальным сечением в радиальном направлении, большее основание 11 которого контактирует с соответствующей поверхностью образца 7, установленный на корпусе 1 соосно с валом 5 с воэможностью осевого перемещения микроскоп 12 и осветитель, выполненный в виде кольцевого источника 13 света и тороидальной оптической системы 14.

При испытании конических подшипников скольжения образец 7 имеет форму усеченного конуса. При испытании радиально-упорных шарикоподшипников под коническую цапфу в качестве образца используют коническую цапфу 15 с шариками 16 и сепаратором 17. При испытании радиально-упорных шарикоподшипников используют прозрачное нолое тело 18 с профилем рабочей поверхности 19 дорожки качения в виде треугольника, боковые стороны которого обеспечивают заданный угол контакта, внутреннюю обойму 20, шарики 21 и сепаратор 22 °

Устройство работает следующим обВ исходном состоянии испытуемый образец 7 закрепляют на валу 5, а контробразец 10 — в держателе 9. С помощью механизма 8 осевого нагружения прижимают рабочие поверхности образца 7 и контробраэца 10 друг к другу с заданным усилием. При измерении включают источник 13 света и кольцевой пучок света формируется тороидальной оптической системой 14 и направляется по нормали к боковой поверхности контробразца 10 и распространяется под углом полного внутреннего отражения. При этом через микроскоп 12 регистрируют темные локальные участки фактической площади контакта на светлом фоне и получают интегральную оценку. При необходимости включают двигатель 6 и обеспечивают относительное вращение образца 7 и контробраэца .10.

Формула иэ обре те ния

Устройство для определения фактической площади контакта, содержащее корпус, установленную в нем одним концом с возможностью вращения и осевого перемещения опору„.прикрепляемый на свободном конце опоры испытуемый образец, закрепленный на корпусе с воэможностью взаимодействия с опорой механизм осевого нагружения, располагаемый на корпусе соосно с опорой контробраэец из оптически прозрачного материала, установленный на корпусе с стороны образцов соосно с опорой с возможностью осевого перемещения микроскоп и осветитель, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения одновременного контроля всей поверхности контактирования образцов, образец и контробразец выполнены в виде обойм подшипников, контробразец — с трапецеидальным сечением в радиальном направлении, большее основание которого контактирует с соответствующей поверхностью образца, а осветитель выполнен кольцевым, установлен . концентрично с контробразцом и охватывает его.

1227994

Фиг. 1

» /

i7» у Ф

17 U

Фиг. 2

Составитель В.Харитонов

Редактор В. Ковтун Техред И.Попович Корректор А.ференц

Заказ 2282/44 Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения фактической площади контакта Устройство для определения фактической площади контакта Устройство для определения фактической площади контакта 

 

Похожие патенты:

Трибометр // 1215020
Изобретение относится к области исследования фрикщюнных характеристик материалов

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх