Сервопривод

 

Изобретение относится к области машиностроения , может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов с приводом от двигателя внутреннего сгорания для защиты узлов и деталей установок от ударных нагрузок и является усовершенствованием известного сервопривода по авт. св. № 1164658. Целью изобретения является повышение надежности сервопривода. Поставленная цель достигается за счет того, что в системе контролируется величина оборотов двигателя внутреннего сгорания и электрический генератор автоматически подключается к двигателю внутреннего сгорания с помош.ью муфты сцепления только Б том случае, если величина оборотов двигателя внутреннего сгорания выше минимально устойчивых оборотов, но ниже предельно допустимых. 1 3. п. ф-лы, 1 ил. ю 00 05 4;;: ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1164658 (21) 3797338/24-24 (22) 03.! 0.84 (46) 07.06.86. Бюл. № 21 (72) В. Г. Смирнов, А. И. Попов, Н. С. Воронкова, А. Е. Зуев, А. А. Колмаков и С. А. Воронин (53) 62-50(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1164658, кл. G 05 В 11/01, 1983. (54) СЕРВОПРИВОД (57) Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов с приводом от двиÄÄSUÄÄ 1236420,А 2 д11 4 G l l /O l гателя внутреннего сгорания для защиты узлов и деталей установок от ударных нагрузок и является усовершенствованием известного сервопривода по авт. св. № 1164658. Целью изобретения является повышение надежности сервопривода. Поставленная цель достигается за счет того, что в системе контролируется величина оборотов двигателя внутреннего сгорания и электрический генератор автоматически подключается к двигателю внутреннего сгорания с помощью муфты сцепления только в том случае, если величина оборотов двигателя внутреннего сгорания выше минимально устойчивых оборотов, но ниже предельно допустимых. 1 з. п. ф-лы, ил.

1236420

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в системах управления электрогидроустановок и электроагрегатов с приводом от двигателя внутреннего сгорания для защиты узлов и деталей установок от ударных нагрузок и является усовершенствованием известного сервопривода по авт. св. № 1164658.

Цель изобретения — повышение надежности сервопривода.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема сервопривода.

На схеме обозначены тахометр 1, источник 2 постоянного напряжения, первая и вторая клеммы 3 и 4 источника 2 постоянного напряжения, первый якорь 5, первый и второй выводы 6 и 7 первого якоря 5, третья и четвертая обмотки 8 и 9 возбуждения, первый и второй выводы 10 и 11 третьей обмотки

8 возбуждения, первый и второй выводы 12 и 13 четвертой обмотки 9 возбуждения, второй якорь 14, первй и второй выводы 15 и 16 второго якоря 4, первая и вторая обмотки 17 и 18 возбуждения, второй и первый выводы 19 и 20 первой обмотки 17 возбуждения, первый и второй выводы 21 и 22 второй обмотки 18 возбуждения, первая сигнальная лампа 23, первый и второй выводы 24 и 25 первой сигнальной лампы 23, вторая сигнальная лампа 26, первый и второй выводы 27 и 28 второй сигнальной лампы 26, первый переключатель 29, первый, второй и третий выводы 30 — 32 первого переключателя 29, второй переключатель ЗЗ, первый, второй и третий выводы 34—

36 второго переключателя 33, третий переключатель 37, первый и второй замыкающие контакты 38 и 39 третьего переключателя 37, концевой переключатель 40, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выводы 41 — 46 концевого переключателя 40, обмотка 47 первого реле, первые и вторые замыкающие контакты 48 и 49 и размыкающие контакты 50 первого реле, обмотка 51 второго реле, замыкающие контакты 52 второго реле, первый и второй диоды 53 и 54, блок 55 управления, первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая и восьмая клеммы 56 — 63 блока 55 управления, выпрямитель 64, первый, второй, третий, четвертый и пятый выводы 65 — 69 выпрямителя 64, первый конденсатор 70 с первой и второй обкладками 71 и 72, второй конденсатор 73 с первой и второй обкладками 74 и 75, первый и второй транзисторы 76 и 77, первый переменный резистор 78, первый и второй выводы 79 и 80 первого переменного резистора 78, второй переменный резистор 81, первый вывод 82 второго переменного резистора 81, обмотка- реле 83, замыкающие и размыкающие контакты 84 и 85 реле, диод 86, первый резистор 87, первый и второй выводы 88 и 89 первого резистора 87, второй резистор 90, первый и второй выводы 91 и 92 второго резистора 90, резистор 93 термоком5

50 .33 пенсации, первый и второй выводы 94 и 95 резистора 93 термокомпенсации, третий резистор 96, первый и второй выводы 97 и 98 третьего резистора 96, замыкающие контакты 99 кнопки; первая и вторая выходные клеммы 100 и 101, первичный преобразователь 102.

Блок 55 управления состоит из выпрямителя 64 с выводами 65 — 69, конденсатора 70 с обкладками 71 и 72, конденсатора 73 с обкладками 74 и 75, транзисторов 76 и 77, переменного резистора 78 с выводами 79 и 80, переменного резистора 81 с выводом 82, реле 83 с замыкающим контактом 84 и размыкающим контактом 85, диода 86, резистора 87 с выводами 88 и 89, резистора 90 с выводами 91 и 92 и резистора 93 температурной компенсации с выводами 94 и 95, резистора 96 с выводами 97 и 98 и замыкающих контактов 99 кнопки.

Второй замыкающий контакт 49 первого реле соединен с выходными клеммами 100 и 101, которые включаются в разрыв электрической цепи системы запуска управляемого сервоприводом двигателя.

Выходы тахометра 1 соединены с входами первичного преобразователя 102 и клеммами 61 — 63 блока 66 управления.

Сервопривод работает следующим образом.

При подаче напряжения на клеммы 3 и 4 ток проходит через обмотку реле 83 блока 55 управпения и цепь эмиттер — коллектор транзистора 77, при этом размыкаются контакты 85 и замыкаются контакты 84 блока 55 управления и напряжение подается на обмотку 47 первого реле. При этом замыкаются контакты 48 и 49 и размыкаются контакты 50 и загорается вторая сигнальная лампа 26.

При замкнутых контактах 49 может быть произведен запуск двигателя, а при замкнутых контактах 48 с помощью второго переключателя 33 путем замыкания его второго 35 или третьего 36 выводов напряжение может быть подано, соответственно, на третью 8 или четвертую 9 обмотки возбуждения первого якоря 5. После запуска двигателя с помощью второго переключателя 33 замыкаются между собой выводы 34 и 35 и вал якоря 5 перемещает топливную рейку управляемого двигателя в сторону увеличения числа оборотов. Путем замыкания кон.тактов 34 и 35 число оборотов может быть снижено.

С помощью второго переключателя 33 по показаниям тахометра 1 устанавливаются обороты двигателя выше минимально устойчивых, но ниже предельно допустимых для включения муфты сцепления. При этом вторая сигнальная лампа 26 горит, показывая, что сцепление можно включать.

При замыкании первого 30 и третьего 32 выводов первого переключателя 29 напряжение подается на четвертый вывод 44 концевого переключателя 40 и через него и первый

1236420

3 вывод 41 на второй вывод 19 первой обмотки 17 второго якоря 14. При этом вал якоря 14, перемещаясь, включает сцепление и перемещает концевой переключатель 40, замыкая его второй вывод 42 и третий вывод 43. При замыкании третьего вывода 43 загорается первая сигнальная лампа 23, показывающая, что сцепление включено, и одновременно подается напряжение на обмотку 51 второго реле — контакты 52 при этом замыкаются.

Шестой вывод 46 концевого переключателя 40 обесточивается, разрывая цепь обмотки 47 первого реле — замыкающие контакты 48 и 49 размыкаются, а размыкающие контакты 50 замыкаются. При разомкнутых контактах 48 исключается возможность по- !5 дачи напряжения с помощью второго переключателя 33 через вывод 36 на четвертую обмотку 9 возбуждения первого якоря 5, таким образом обороты двигателя не могут быть снижены и двигатель не может быть остановлен при включенной муфте сцепления.

При повышении оборотов напряжение, вырабатываемое первичным преобразователем 102, увеличивается и отрицательное напряжение подается на базу первого транзистора 76. Величина отрицательного напряжения зависит от числа оборотов двигателя и положения подвижного вывода переменного резистора 78. При этом положение подвижного вывода переменного резистора 78 определяет максимальное число оборотов зд двигателя, при котором возможно включение и выключение муфты сцепления.

При увеличении оборотов двигателя величина отрицательного напряжения возрастает, первый транзистор 76 открывается и положительное напряжение через цепь З5 эмиттер — коллектор первого транзистора 76 подается на базу второго транзистора 77, который при этом закрывается, разрывая цепь обмотки реле 83 блока 55 управления.

Замыкающие контакты 84 размыкаются, а размыкающие контакты 85 замыкаются 4О и через замкнутые размыкающие контакты 85 напряжение может быть подано с помощью переключателя 33 на любую из обмоток 8 или 9 первого якоря 5 — число оборотов двигателя может быть как повышено, так и понижено.

Третий вывод 32 первого переключателя 29 обесточивается, вторая сигнальная лампа 26, разрешающая включение сцепления, гаснет, а первая сигнальная лампа 23, указывающая, что сцепление включено, продолжает гореть, получая питание через размыкающие контакть. 50 первого реле и замыкающие контакты 52 второго реле. При этом диод 53 препятствует подаче напряжения на второй вывод 28 второй сигнальной лампы 26 со стороны второго вывода 25 первой сигнальной лампы 23 через замкнутые выводы 43 и 44 концевого переключателя 40 и замкнутые выводы 30 и 32 первого не рекл юч а тел я 29.

Первым переключателем 29 напряжение не может быть подано ни на одну из обмоток !7 или 18 возбуждения якоря 14, что исключает возможность включения или выключения муфты сцепления. Для выключения муфты clIEè.»åíèÿ необходимо, замкнув между собой выводы 34 и 36 второп переключателя 33, уменьшить число оборотов двигателя для уменьшения величины отрицательного напряжения, подаваемого с пятого вывода 69 выпрямителя 64 через первый переменный резистор 78 на базу первого транзистора 76, до величины, соответствующей закрытию первого транзистора 76. Момент закрытия транзис ор» 76 определяется положением подвиж вывода второго переменпого рези ..:, -. . положение которого онределястс::. -::гулировке блока 55 управления. В: ..;с работы сопротивление резистор; термокомпенсации в зависимости от ге flic ðàòóðû изменяется в обратной зависимости по сравнению с сопротивлениями переменных резисторов, что снижает влияние температуры на параметры сервопривода.

При закрытии первого транзистора 76 с базы второго транзистора 77 снимается положительное напряжение — транзистор 77 открывается и напряжение подается на обмотку реле 83 блока 55 управления. Размыкаются контакты 85 и замыкаются контакты 84 блока 55 управления. При этом вследствие замыкания между собой выводов 34 и 36 второго нерея, > .»т«ля 33 невозможно подать напряжен::, . ч. я .;тую обмотку 9 возбуждения и,:; ь: .:, ». т. е. дальнейшее уменьшен..«;;б.", .,внгателя невозможно до выключ«, муфты сцепления.

Вторая сигнальна;- . »мпа 26 при этом загорается, показыв»я. что сцепление можно выключить.

Для выключения муфты сц .;: .: — напряжение через замкнутые к<,:: .,:, подается на третий вывод 32 p«:.,::.,„ ":ателя 29 и при замыкании выводов 3! и 32 через пятый вывод 45 концевого переключателя 40 и его второй вывод 42 напряжение подается на вторую обмотку 18 возбуждения второго якоря 4. Муфта сцепления выключается, в конце хода вала второго якоря 14 третий 43 и четвертый 44 выводы концевого переключат< ля 40 размыкаются, замыкаются пять : 45 и шестой 46 выводы концевого перек, ючателя 40 — ток проходит через обмотку 47 первого реле, замыкаются контакты 48 и 49 и размыкаются контакты 50, прерывая цепь обмотки 51 второго реле — контакты 52 размыкаются и первая сигнальная лампа 23 гаснет. При этом напряжение через контакты 48 может быть подано на четвертую обмотку 9 возбуждения первого якоря 5 при помощи замыкания между собой выводов 34 и 36 второго переключателя ЗЗ. Частота вращения коленчатого вала управляемого дви1236420 гателя может быть уменьшена и последний остановлен.

Для проверки работоспособности блока 55 управления при неработающем управляемом двигателе или при работе управляемого двигателя на малых оборотах, необходимо замкнуть замыкающие контакты 99 кнопки путем ее нажатия. При этом отрицательное напряжение подается с первой клеммы 56 блока 55 управления через резистор 96 и замкнутые контакты 99 кнопки на базу 1п первого транзистора 76. Транзистор 76 открывается и через его цепь эмиттер — коллектор положительное напряжение подается на базу транзистора 77, который закрывается, разрывая цепь обмотки реле 83 блока

55 управления, его замыкающие контакты 84 15 размыкаются, вторая сигнальная лампа 26 гаснет. При отпускании кнопки ее замыкающие контакты 99 размыкаются, вторая сигнальная лампа 26 гаснет, что говорит об исправности электрических цепей блока 55

РО управления.

Указанные отличительные особенности предлагаемого технического решения исключают запуск двигателя при включенной муфте, исключается влияние температуры на параметры сервопривода, сигнальная лампа 25 постоянно информирует о положении сцепления, исключается опасность выхода из строя сервопривода из-за перепутывания полярности. Перечисленные факторы повышают в два раза надежность сервопривода и в три раза упрощают его обслуживание.

Формула изобретения

3. Сервопривод по авт. св. Юе 1164658, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сервопривода, в него введены второе реле с обмоткой и замыкающими контактами, первое реле дополнено размыкающими, вторыми замыкающими контактами, в-:.орая сигнальная лампа, первая и вторая выходные клеммы, резистор термокомпенсации и первый и второй диоды, причем третий вывод концевого переключателя соединен с вторым выводом первой сигнальной лампы через первый диод, вторая клемма источника постоянного напряжения соединена с второй клеммой блока управления через второй диод, первый и второй выводы второй сигнальной лампы подключены соответственно к первой клемме источника постоянного напряжения и к третьему выводу первого переключателя, первая выходная клемма через вторые замыкающие контакты первого реле соединена с второй выходной клеммой, вторая клемма блока управления через последовательно соединенные размыкающие контакты первого реле и замыкающие контакты зторого реле подключена к второму выводу первой сигнальной лампы и к первому выводу обмотки второго реле, соединенной вторым выводом с первой клеммой источника постоянного напряжения, а в блоке управления пятый вывод выпрямителя соединен с вторым выводом первого переменного резистора через резистор термокомпенсации.

2. Сервопривод по и. 1, отличаюи ийся тем, что в блоке управления дополнительно установлен третий резистор и замыкающие контакты кнопки, первый вывод которых соединен с базой первого транзистора, второй вывод через третий резистор — с вторым выводом первого резистора.

ВНИИ ПИ Зекд 1,ЗОВВ Ч>) н paw, ВЗВ i in,tntlc><:.e

Филиал ППП

Сервопривод Сервопривод Сервопривод Сервопривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к высокоточным следящим системам и может быть использовано в радиотехнике, приборостроении и станкостроении

Изобретение относится к технике автоматизации и может быть использовано в электроприводах постоянного тока, позволяет повысить удобство обслуживания при многопосговом управлении

Изобретение относится к области строительной и станкостроительной техники и может найти широкое применение в промьплленных манипуляторах , станках с числовьм программным управлением, координатографах и т.д

Изобретение относится к следящим системам, работающим в режиме относительно медленного изменения входного сигнала

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано в каскадных системах регулирования, в частности в системах автоматического регулирования давления свежего пара параллельно работающих котлов тепловых электростанций

Изобретение относится к средствам автоматики и может найти широкое применение при управлении магистральными газопроводами

Изобретение относится к следящим системам позиционирования и позволяет повысить точность позиционирования и увеличить производительность работы

Изобретение относится к силовым следящим приводам (ССП) общего назначения и может 0ыТь использовано для квазйоптимального по быстродействию управления положением объекта управления

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх