Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения .операторов систем управления технологическими процессами. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства. .Сущностью изобретения явл яется введение в устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами, содержащее пульт оператора, блок индикации и последовательно соединенные блоки моделирования реального хода технологического процесса, блока задания критериев оценок, блока задания параметров планового хода технологического процесса, блока оценки, блока сравнения, блока изменения параметров реального хода технологического процесса, блока установки начальных условий и последовательно соединенных блоков моделирования планового хода технологического iпроцесса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. с

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5D 4 G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3837509/24-24 (22) 08.01.85 (46) 07.08.86. Бюл. Р 29 (71) Пермский политехнический институт (72) О.Б. Низамутдинов, А.С. Иванов, B.И. Адарюков и И.Д. Колодный (53) 681.3.071 (088.8) .(56) Авторское свидетельство СССР

Р 739626, кл. G 09 В 9/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

N - -734796, кл. G 09 В 9/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИ;ЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (57) Изобретение относится к автоматикЕ и вычислительной технике и может быть использовано для обучения ,операторов систем управпения технологическими процессами. Целью изоб„„SU„„>2 9568 1 ретения является расширение дидактических возможностей устройства.,Сущностью изобретения является введение в устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами, содержащее пульт оператора, блок индикации и последовательно соединенные блоки моделирования реального хода технологического процесса, блока задания критериев оценок, блока задания параметров планового хода технологического процесса, блока оценки, блока сравнения, блока изменения параметров реального хода технологического процесса, блока установки начальных условий и последовательно соединенных блоков моделирования планового хода технологического процесса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

<2495

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения операторов систем управления технологическими процессами.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами содержит пульт 1 оператора, блок 2 индикации, блоки

3 моделирования реального хода технологического процесса, блок 4 задания критериев оценок, блок 5 задания параметров планового хода технологического процесса, блок 6 оценки, блок 7 сравнения, блок 8 установки начальных условий технологического процесса, блок 9 изменения параметров реального хода технологического процесса и блоки 10 моделирования планового хода технологического процесса. Блоки 3 и 10 содержат последовательно соединенные сумматор 11, интегратор 1= пороговый элемент 13 и ключ 14. Блоки

5 .и 9 состоят из М потенциометров, блок 8 — из 5 резисторов, многопо— зиционного переключателя и потенциометра, блок 4 состоит из многопозиционного переключателя.

Устройство работает следующим образом.

Вся информация о-фактических и плановых характеристиках управляемого процесса, о возмущениях, критериях и оценках качества управления подается на контрольно-измерительные приборы блока 2 индикации.Перед началом обучения инструктор путем поворота ручек потенциометров, калиброванных в величинах управляемых параметров технологического процесса, с блока 8 задает сигналы, соответствующие плановому ходу технологического процесса, которые поступают на ключи 14 блока 10.

С блока 4 инструктор путем коммутации с помощью клавиш переключателя устанавливает сигналы, соответствующие выбранным критериям оценки и поступающие в блок 6 оценки, одновременно функция критерия отображается на блоке 2. Кроме того, инструктор путем поворота ручек потенциометров, калиброванных в величинах характеристик технологичес68 2 кого процесса, с блока 8 задает сигналы, пропорциональные начальным условиям технологического процесса, и поступающие на интеграторы 12 и сумматоры 11 блоков 3 и 10. В исходном состоянии значения сигналов на выходе блоков 3 и 10 совпадают.

В производственном процессе выходными наблюдаемыми переменными являются уровень незавершенного производства на участке и количество предметов труда, выпущенных с участка. Управление ведется за счет изменения пропускной способности операции. Инструктор с помощью движков потенциометров блока 5 устанавливает величины сигналов, соответствующих плановым значениям управляющих воздействий, которые подаются на ключи 14 блоков 10.

После того, как на блоки 10 поданы сигналы управляющих воздействий, с ключа каждого i -го блока 10 моделирования планового хода технологического процесса на отдельных операциях (данного субблока) снимается сигнал, пропорциональный выпуску предметов труда 1,„, Этот сигнал подается на первый вход сумматора 11 следующего +1-го блока

10 и на второй инвертирующий вход этого же i -го блока 10, а также на блок 2 и блок 7 сравнения. Причем на первый вход сумматора 11 йервого блока 10 подается сигнал 0д,„, пропорциональный величине планового прихода предметов труда на первую операцию технологического маршрута, который подается с блока 8.Сигнал на выходе сумматора 11, равный

= u а.„ — Ll&BK поступает на вход интегратора 12 i --го блока 10.

При такой работе устройства интегратор 12 каждого I -го блока 10 будет интегрировать величину LI„ =

= LI>z Ä вЂ” LÐöö ., в результате чего на его выходе устанавливается вели1 Г чина LI = — LI J(где R и С с о параметры интегратора, определяющего масштаб модельного времени.

Этот сигнал пропорционален плановому уровню незавершенного производства на -й операции. Он подается на блок 2, блок 7, пороговый элемент 13, где сравнивается с опор ным сигналом L,, который соответ ствует нулевому уровню незавершен1249568 ного производства на. 1 -й операции технологической линии. При достижении 0;„, уровня О элемент 13 блоков 10 выдает сигнал на закрытие ключа 14, формирующего сигнал

U в соответствии с величиной управляющего воздействия, пропорциоHBJIEHbBI величине планового расхода предметов труду о 1 -й операции.

Физически это означает прекращение выпуска предметов труда с -й операции по причине их отсутствия.

Для задания начальной величины планового количества предметов труда на 1-й операции инструктор с блока 8 посредством переключения многопозиционного переключателя последовательно подает сигналы на интеграторы 12 всех блоков 10 до тех пор, пока приборы на блоке 2 не покажут нужную величину. Под действием сигналов из блока 9 (величину их инструктор может. менять в процессе обучения), поступающих на третьи входы сумматоров 11 блоков 3 происходит отклонение параметров (выходных) блоков 3 и 10.

Обучаемый, анализируя эти отклонения, с помощью движков потенциометров устанавливает величины сигналов, соответствующих управляющим воздействиям, которые подаются на ключи 14 блоков 3. После того, как на блоки 3 с пульта 1 оператора поданы сигналы управляющих воздействий, с ключа каждого 1-го блока моделирования реального хода технологического процесса на отдельной операции (данного субблока) снимается сигнал, пропорциональный выпуску предметов труда U „, ;, Этот сигнал подается на первый вход сумматора 11 следующего блока 3 и на второй инвертирующий вход 1 -го блока 3, а также на блоки 2 и 7.Причем на первый вход сумматора 11 первого блока 3 подается сигнал пропорциональный величине прихода предметов труда на первую операцию технологического маршрута,который подается с блока 8. Сигнал

Р на выходе сумматора, равный

= 0 „; — 0,„; поступает на вход интегратора 12 -го блока 3.

При такой работе устройства интегратор 12 каждого i-ro блока буг дет интегрировать величину U; =

=U; — Н сигнал, пропорциональный возмущаю5

55 щему воздейств|по, в результате чего íà его выходе устанавливается

t величина U. = — — I U dt где

1 (т gC

R n C — параметры интегратора, определяющие масштаб модельного времени.

Этот сигнал пропорционален реальному уровню незавершенного производства 1 -й операции. Он подается на блок 2, блок 7 и пороговый элемент 13, где сравнивается с опорным сигналом U;,„, который соответствует нулевому уровню незавершенного производства на 1 -й операции технологической линии. При достижении U; „. уровня И„, элемент 13 выдает сигнал на закрытие ключа 14, формирующего сигнал U&b>7. в соответствии с величиной управляющего воздействия, пропорциональный величине расхода предметов труда на 1 -й операции. Физически это означает прекращение выпуска предметов труда с 1-й операции по причине их отсутствия. Для задания начальной величины количества предметов труда на 1-й операции инструктор блока 8 последовательно подает сигналы на интеграторы 12 блоков 3 до тех пор, пока приборы на блоке 2 не покажут нужную величину.

В блоке 7 величины сигналов,пропорциональных плановому и реальному уровню незавершенного производстP ва (U„„.. U,. ) на каждой i -й операции, сравниваются и вычисляются их отклонения. Эти отклонения подаются на первые входы в блок 6.

В блоке 6 на основании сигнала, соответствующего выбранному инструктором критерию оценки деятельности оператора (сигнал задается с помощью многопозиционного переключателя в блоке 4), происходит коммутация нужной схемы для вычисления текущего значения критерия. Для каждого конкретного вида критерия состав этой схемы нужно подбирать индивидуально при настройке тренажера на конкретный технологический процесс. Например, для вычисления критерия "суммарное отклонение выпуска товарной продукции за плановый период" эта схема представляет собой обычный интегратор на базе операционного усилителя. Сигнал, пропорциональный величине оценки, отображается на блоке 2.

1249568

Оператор, анализируя результаты своего управления по показаниям блока 2, корректирует стратегию своего управления, стремясь к получению лучшей оценки в рамках заданного критерия.

Инструктор с помощью блока 2 следит за деятельностью оператора и в случае необходймости подает на блоки 3 моделирования реального хода технологического процесса те возмущения, на ксторые обучаемый плохо реагирует, Формула изобретения

1. Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами, содержащее пульт оператора, блок индикации и последовательно соединенные блоки моделирования реального хода технологического процесса, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, в него введены блок задания критериев оценок, блок задания параметров планового хода технологического процесса, блок оценки, блок сравнения, блок изменения параметров реального хода технологического процесса, блок установки начальных условий и последовательно соединенные блоки моделирования планового хода технологического процесса, первые и вторые выходы которых подключены к соответствующим входам блока сравнения и блока индикации, первый вход первого блока моделирования планового хода технологического процесса соединен с первым входом блока установки начальных условий, соединенным с первым входом первого блока моделирования реального хода технологического процесса, второй вход каждого блока моделирования планового хода технологического процесса соединен со своим первым выходом, третий вход— с выходом блока задания параметров планового хода технологического процесса, а четвертый вход — с вторым выходом блока установки начальных условий, второй вход каждого блока моделирования реального хода технологического процесса соединен со

1О своим первым выходом, третий вход— с пультом оператора, четвертый вход — с вторым выходом блока установки начальных условий, пятый вход каждого блока моделирования реального хода технологического процесса соединен с выходом блока изменения параметров реального хода технологического процесса, а первый и второй выходы — соответственно с третьим и

2б четвертым входами блока сравнения, выход которого соединен с первым входом блока оценки, второй вход которого подключен к выходу блока задания критерия оценки, соединенно25 му с первым входом блока индикации, второй вход которого соединен с выходом блока изменения параметров реального хода технологического процесса, а третий вход — с выходом

ЗО блока оценки.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блоки моделирования реального и планового ходов технологического процесса

35 содержат последовательно соединенные сумматор, интегратор, пороговый элемент и ключ, выход которого является первым выходом блока, выход интегратора — вторым выходом блока, первый и второй входы сумматора— соответственно первым и вторым входами блока, вход ключа — третьим входом блока, второй вход интегратора — четвертым входом блока, при этом третий вход сумматора является пятым входом блоков моделирования реального хода технологического процесса.

1 249553

Составитель Т. Панина

Техред М.Ходанич Корректор И Муска

Редактор Н. Яцола

Заказ 4330/52

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, H(-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами Устройство для обучения операторов систем управления технологическими процессами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам для тренировки операторов человеко-машинных систем

Изобретение относится к устройствам для обучения управлению дорожным движением

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для подготовки операторов различных систем человек-машина .Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к эргономике , в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано в системах человек-машина

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано для обучения операто ров систем управления и является усовершенствованием изобретения по авт

Изобретение относится к автома - тике и вьиислительной технике и может быть использовано для автоматизации обработки информации при психофизиологических испытаниях,- профессиональном отборе, для тренировки операторов при функциональном контроле сложных автоматизированных систем управления (АСУ) и поиске неисправностей включительно до ячейки АСУ

Изобретение относится к средствам управления имитаторами транспортных средств по нескольким степеням свободы (линейным и угловым) и может быть использовано в тренажерах и динамических стендах со сложной кинематикой, преимущественно в системах , где перемещения -по координатам управления не соответствуют перемещению приводов

Изобретение относится к тренажерам систем управления и позволяет повысить эффективность тренажера путем оптимизации режима его работы

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх