Способ имитации овражной эрозии

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54)(57) СБРОСОВ remT ОВРАЖНОЙ

ЭРОЗИИ, включающий размыв водой модельного материала и определение твердого стока, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения диапазона исследований, модельный материал укладывают из слоев с различными водно-физическими свойствами и в толще материала формируют зону нарушения путем вертикального смещения слоев относительно цруг друга, а водный поток направляют по зоне этого нарушения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3825719/30-15 (22) 17.12.84 (46) 07.07.86. Бюл. ¹ 25 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт аэролесомелиорации (72) В.M.Èíîíèí и И.Г.Зыков (53) 526.822.001.57(088.8) (56) Золотарев Г.С. и Мамаев 10.А.

Опыт изучения напряженно-деформационного состояния и устойчивости склонов. — В кн.: Методика инженерно-гео логических исследований высоких обвальных и оползневых склонов. М,,;

Изд-во Московского университета, 1980, с. 129-130.

Авторское свидетельство СССР № 669377, кл. G 09 В 9/00, 1979.

„„SU„„1242500 А 1

1242500

Изобретение относится к технике исследования водной эрозии и может

Составитель В.Ивонин

Техред М.Ходанич Корректор В.Синицкая

Редактор Н. Рогулич

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ Зб66/25

Производственно-полиграфическое предприятие, г„ Ужгород, ул. Проектная, 4 найти применение при изучении оврагообразования в районах проявления новейшей тектоники, где восходящие подвижки земной коры обуславливают разрывные нарушения (тектонические трещины), в зоне которых и активизируется образование оврагов.

Цепь изобретения — расширение диапазона исследований.

На фиг. 1 изображена модель склона в гидролотке в исходном состоянии, разрез, на фиг. 2 — то же, после вертикального смещения модельного материала, Способ осуществляется следующим образом, В натурных условиях подбирают овраг, на бортах которого вьделяют слои породы с разными физико-механическими свойствами (размывающая скорость воды, сопротивление сдвигу, эрозионная прочность, размокаемость и др.). Отбирают образцы для анализов их этих слоев.

В лабораторных условиях готовят модельный материал в виде песчаноцементной смеси, имеющий (с учетом масштаба моделирования) физико-механические свойства, подобные свойствам пров.нализированных образцов. Это подобие достигается различным содержанием цемента в кажцом из слоев модельного материала.

Днище гидролотка выстилают дренирующим слоем 1, на поверхность которого последовательно укладывают слои модельного материала 2-5, толщина и свойства которых с учетом выбранного масштаба подобны слоям (пачкам) пород на бортах натурного оврага. По мере укладки, каждый слой модельного материала увлажняют и вьдерживают в течение не менее 15 сут.

Затем слои модельного материала вертикально смещают относительно друг !

О друга на величину, определяемую скоростью современных подвижек земной коры и масштабом моделирования. Например,, при имитации овражной эрозии в тех районах, где скорости современ15 ных подвижек земной коры составляют

2-5 мм/г (по данным повторного нивелирования) с учетом вертикального масштаба моделирования (1:20) и периода полного развития оврага (100 лет)

20 величина вертикального смещения слоев модельного материала относительно друг друга составляет 10-25 мм.

Поверхность модели профилируют таким образом, чтобы водный поток 6

25 формировался в зоне разрывного нарушения слоев.

Гидролотку задают уклон, подают воду и учитывают сток и эрозию. При

3п раздельном учете стока и эрозии по сторонам от тектонической трещины выявляются причины ассиметричного развития оврагов в районах проявления тектоники, исследуется динамика ов,ражных микроформ — побочней, отвершков, определяются соотношения овражных выносов при асимметрии уклонов бортов исходной ложбины и др.

Способ имитации овражной эрозии Способ имитации овражной эрозии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам управления имитаторами транспортных средств по нескольким степеням свободы (линейным и угловым) и может быть использовано в тренажерах и динамических стендах со сложной кинематикой, преимущественно в системах , где перемещения -по координатам управления не соответствуют перемещению приводов

Изобретение относится к тренажерам систем управления и позволяет повысить эффективность тренажера путем оптимизации режима его работы

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для контроля деятельности, обучения и тренировки операторов сортиров.очнопакетирукщих лштй

Изобретение относится к обучающим системам

Изобретение относится к устро1 |ствам для обучения онераторов-железнодорожннков

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть иснользовано для тренировки вестибулярного аппарата

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и профотбора операторов систем управления

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх