Тренажер транспортного средства

 

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств. Цель изобретения - повьшение эффективности обучения. Тренажер содержит рабочее место водителя с органами управления и датчиком их положения. Входы моделирующего блока 2 связаны с датчиками положения органов управле- НИН, с выходом блока 3 считывания информации, а выходы соответственно с приводом 4 поворота кинопроектора 5, с входом блока 6 регулирования скорости проекции. Тренажер содержит блок 12индикации и блок 13 регистра-. ции и преобразователь 14 напряжения в код. Операционные усилители соединены с выходами резисторов, а отрицательные входы соединены с делителями , образованными соответственно резисторами. Имитатор 8 режима прогрева системы управления силовой передачи содержит элементы ЗИ-НЕ и элементы 2И-НЕ. 1 з.п.ф-лы. 3 ил-. i СЛ С to 4: 4;; gjue.f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (дц G 09 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1 оп с Н Е иЗО Р КНи

H A8TOPCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Щ @1;! 4 Т" i P

1 (2!) 3836014/18-11 (22) 03.01.85 (46) 15.07,86. Бюл. В 26 (72) Н.M.Áeëÿêoâ и В,В.Никольский (53) 629.1.014-9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1100635, кл. G 09 В 9/04, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГОСРЕДСТВА (57) Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств. Цель изобретения — повьппение эффективности обучения. Тренажер содержит рабочее место водителя с органами управления и датчиком их положения. Вхо„„SU, 1244701 А1 ды моделирующего блока 2 связаны с датчиками положения органов управле ния, с выходом блока 3 считывания информации, а выходы соответственно с приводом 4 поворота кинопроектора

5, с входом блока 6 регулирования скорости проекции. Тренажер содержит блок 12индикации и блок 13 регистра-.. ции и преобразователь 14 напряжения в код. Операционные усилители соединены с выходами резисторов, а отрицательные входы соединены с делителями, образованными соответственно резисторами. Имитатор 8 режима прогрева системы управления силовой передачи содержит элементы ЗИ-НЕ и элементы 2И-НЕ. 1 з.п.ф-лы. 3 ил-.

1244701

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению при подготовке водителей. 5

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

На фиг.1 изображена блок-схема тренажера .транспортного средства; на фиг.2 — принципиальная схема преобра- 10 зователя напряжения в код;на фиг.3 то же, имитатора режима прогрева системы управления силовой передачей.

Тренажер содержит рабочее место водителя с органами управления идатчиками их положения, моделирующий блок 2, входы которого связаны с датчиком положения органов управления, с выходом блока 3 считывания информации, а выходы соответственно 20 с. приводом 4 поворота кинопроектора

5 с входом блока 6 регулирования ско- . рости проекции, с входом имитатора 7 автома ического включения системы охлаждения двигателя и с входом имитатора 8 режима прогрева системы

1 f управления силовой передачей. Выходы имитатора 7 автоматического включения системы охлаждения двигателя подключены соответственно к одному из 30 входов блока 9 управления и одному из входов переключателя 10 режимов, другой вход которого соединен с выходом имитатора 11 ручного включения системы Охлаждения двигателя. Тренажер содержит блок 12 индикации и . блок 13 регистрацни и преобразова-, тель 14 напряжения в код..

Преобразователь 14 напряжения в код содержит операционные усилители

15 и 16, положительные входы которых соединены соответственно с выходами резисторов 17 и 18, а отрицательные входы соединены с делителями, обра.— зованными соответственно резисторами.19"22, входы этих делителей соединены с плюсом источника питания, a„ выходы - -с минусом, диоды 23 и 24, минусом соединенные с минусом источника питания, а плюсом соответственно через резисторы 25 и 26 — с плюсом источника питания, стабилитроны 27 и 28, плюсом соединенные соответственно с плюсами диодов 23 и 24, а минусами соответственно через резисторы 29 и 30 с выходами операционных усилителей 15 и 16. Общие точки стабилитрона 27 с резистором 29 и стабилитрона 28 с резистором 30 являются выходом преобразователя 14 напряжения н код.

Имитатор 8 режима прогрева системы управления силовой передачей содержит элементы ЗИ-НЕ 31 и 32 первые и вторые входы которых являются входами имитатора 8, элементы 2И-НЕ 3334,,входы которых соединены соответственно с входами элементов 2И-HE

31 и 32, тирггеры 35 и 36, входы которых соединены соответственно с выходами логических элементов 2И-НЕ

33 и 34, триггеры 37 и 38, входы которых соединены соответственно с выходами триггеров 35 и 36, элементы

2И-ЧЕ, 39 и 40 входы которых соеди" иены соответственно с выходами триггеров 37 и 38, выходы элементов 2ИНЕ 39 и 40 соединены соответственно с другими входами элементов ЗИ-НЕ с

31-32, элемент 2И-НЕ 41, входы которого соединены соответственно с выходами триггеров 37 и 38, элемент

2И-НЕ 42,один вход которого соединен с выходом элемента 2И-HE 41, а другой вход является третьим входом имитатора 8, элемент 2И-НЕ 43, входами соединенный с вторым входом имитатора 8, а выходом — с входом логического элемента 2И-НЕ 44, выход этого элемента соединен с входами триггеров 35 — 38 элемент 2И-НЕ 45, Входами соединенный соответственно с выходами элементов ЗИ-НЕ 31 и 32, элемент 2И-НЕ 46, один вход которого соединен с выходом элемента 45, а другой — с третьим входом имитатора

8, элемент 2И-НЕ 47, один вход которого соединен с выходом элемента 46, а другой: — с вторым входом имитатора 8, Выходы элементов 2И-НЕ 47 и

42 являются выходами имитатора режима прогрева системы управления силовой передачей.

Работает тренажер в трех режимах: движения, охлаждения двигателя после его остановки и прогрева системы управления силовой передачей, В режиме прогрева системы управления силовой передачей тренажер работает следующим образом.

Инструктор посредством переключателя 10 режимов устанавливает режим

"Запуск зимой|1, при этом на входы элементов 2И-НЕ 42 и 46 подается с переключателя 10 сигнал, соответствующий уровню логической "1" (в режи1244701 ме пЗапуск летом" по этой цепи подается сигнал, соответствующий уровню логического "0").

Обучаемый, находясь на рабочем месте 1 и воздействуя на органы управления, запускает двигатель, при этом с моделирующего блока 2 на вход элемента 2И-HE 43 и на вторые входы элементов ЗИ-НЕ 31,32 подается сигнал, соответствующий уровню логической "1" (если двигатель не запущен, то по этой цепи подается сигнал, соответствующий уровню логического "0"), На третьих входах элементов ЗИНЕ 31 и 32 есть сигнал,.соответству-. ющий уровню логического "1", который подается с выхода элементов соответ.ственно 2И-НЕ 39 и ЗИ-НЕ 40, уже в момент включения питания этот сигнал формируется так: в момент включения питания на входе элемента 2И-НЕ 43 появляется сигнал, соответствующий уровню логического "0", который поступает с моделирующего блока 2, при этом на выходе этого элемента будет сигнал, соответствующий уровню логической "1", который подается на вход элемента 2И-НЕ 44, на выходе этого элемента появится сигнал, соответствующий уровню логического "0", который подается на входы триггеров

35 -38 устанавливает их в исходное состояние, т.е. на инверсных выходах этих тирггеров появится сигнал, соответствующий уровню логической "1" а на прямом выходе триггеров 37,38 появится сигнал, соответствующий уровню логического "0", который и подается на входы элементов 2И-НЕ

39, 40 и 41. После запуска двигателя на входах триггеров 35, 37, 36,38 появится сигнал, соответствующий уровню логической "1".

На первых входах элементов ЗИ-НЕ

31,32 есть сигнал, соответствующий уровню логического "0", который по- ступает с выхода преобразователя 14 (формирование этого сигнала будет описано ниже), при этом на выходах элементов ЗИ-НЕ 31 и 32 есть сигнал, соответствующий уровню логической

"1", который подается на входы элементов 2И-НЕ 33,34 и 45.

На выходах элементов 2И-НЕ 33 и

34 есть сигнал, соответствующий уровню логического "0" который подается на входМ соответственно триггеров 35 и 36, но состояние триггеров

50

I5

35 при этом не изменится, и на входах элементов 2И-НЕ 39,40 и 41 остается сигнал, соответствующий уровню логи.ческого "0".

На выходе элемента 41 есть сигнал, соответствующий уровню логической

"1", который подается на другой вход элемента 2И-НЕ 42, и на выходе этого элемента есть сигнал, соответствующий уровню логического "0", который поступает на исполнительное устройство в макете "1". Исполнительное устройство блокирует кулису передач в макете 1, т.е. обучаемый не может включить передачу.

На входах элемента 2И-НЕ 45 есть сигналы, соответствующие уровню логической "1", на выходе этого элемента — сигнал, соответствующий уровню логического "0", который подается на другой вход элемента 2И- НЕ 46, на его выходе есть сигнал, соответствующий уровню логической 1, который подается на другой вход элемента 2И-НЕ 47.

На выходе логического элемента

2И-НЕ 47 есть сигнал, соответствующий уровню логического "0", который подается в блок 9 управления, при этом прибор регистрации давления масла в коробке передач, находящийся в блоке 13 регистрации, регистрирует определенную величину давления. Обучаемый фиксирует давление в коробке передач по этому прибору.

Запустив двигатель и убедившись в невозможности включения передачи, обучаемый нажатием на педали главного фрикциона и тормоза прогревает систему управления силовой передачей.

Рассмотрим процессы, происходящие в тренажере прй нажатии на одну из педалей, например, главного фрикциона (процессы, происходящие.при нажатии на педаль тормоза, идентичны).

При нажатии обучаемого на педаль главного фрикциона напряжение с датчика педали поступает в преобазователь 14 на вход резистора 17. Выход резистора 17 соединен с положительным входом операционного усилителя

15. На отрицательный вход этого усилителя подается напряжение с делителя, образованного резисторами 19 и

20. Величины резисторов 17, 19 и 20 выбраны так, что напряжение на положительном входе операционного усилителя 15 превысит напряжение на отрицательном входе только при условии, 1244701 что педаль главного фрикциона будет .полностью выжата, при этом на выходе усилителя 15 появится положительное напряжение (когда педаль не выжата или выжата не полностью, то на выходе операционного усилителя 15 есть отрицательное напряжение, которое через резистор 29, стабилитрон 27, резистор 25 отводится на плюс источни- 10 ка питания, При этом в общей точке у резистора 29 и стабилитрона 27. будет сигнал, соответствующий уровню логического "0").

Величина резистора 29, стабилит- 15 рон 27, диод 23 выбраны так, что при наличии на выходе операционного усилителя 15 положительного напряжения, в общей точке у резистора 29 и стабилитрона 27 будет сигнал, соответству- 2р ющий уровню логической "1", ъ

Этот сигнал подается на первый вход элементов ЗИ-НЕ 31 имитатора 8 режима прогрева системы управления силовой передачей, при этом на выходе элементы 2И-НЕ 31 появится сигнал, соответствующий уровню логического . "0", который подается на входы элементов 2И-НЕ 33и 45.Навыходах элементов 2И-НЕ ЗЗи 45появятся сигналы, 3р соответствующие уровню логической "1", которые подаются с выхода элемента

33 на axon триггера 35, а с выхода элемента 2И-НЕ 45 на второй вход элемента 2И-НЕ 46, при этом триггер 35 меняет свое состояние: на его выходе появляется сигнал, соответствующий . логической "1". Этот сигнал запоминается триггером 35 (запоминается нажатие педали главного фрикциона), 40 состояние триггера 37 не меняется, а на выходе элемента 2И-НЕ 46 появится сигнал, соответствующий уровню логического "0", который подается на другой вход элемента 2И-НЕ 47, при этом на выходе этого элемента появится сигнал соответствующий уровню логической "1", который подается на блок

9 управления. Прибор регистрации давления масла в коробке передачи, нахо- р дящейся в блоке 13 регистрации, зарегистрирует уменьшение давления масла в коробке передач, что свидетельствует о начале заполнения прогретым маслом каналов системы управления,свя- 5 занных спедалью главногофрикциона.

Отметив падение давления по регистрационному прибору, находящемуся в блоке 13, обучаемый отпускает педаль главногб фрикциона, при,этом на пер" вый вход =ëåìåíòîâ 31 поступает сигнал, соответствующий уровню логического "0". На выходе этого элемента появится сигнал соответствующий уровню логической "1" который подается на входы элементов 2И-HE 33 и 45, при этом триггер 35 не изменит своего состояния, а на выходе элемента 45 появится сигнал, соответствующий уровню логического "0".

На выходе элемента 2И-НЕ 47 появится сигнал, соответствующий уровню логического "0", при этом прибор регистрации давления масла в коробке передач, находящейся в блоке 13 регистрации, вновь будет показывать исходную величину давления, t

Обучаемый вторично нажимает на педаль главного фрикциона. Процессы, происходящие в преобразователе 14 и имитатора 8, описанные выше, повторяются, но при этом триггер 35 изменит свое состояние и íà его выходе появится сигнал, соотсетствующий логической "1", который подается на вход триггера 37.

Триггер 37 изменит свое состояние и на прямом выходе появится сигнал, соответствующий уровню логической

"1". Этот сигнал запомнится триггером 37. Логический сигнал "1" с выхода триггера 37 подается на входы элементов 2И-НЕ 39 и 41, при этом на выходе элемента 39 появится сигнал, соответствующий уровню логического

О, который поступает на третий вход элемента ЗИ-НЕ 31 и блокирует его, т,е. при последующий нажатиях обучаемым педали главного фрикциона сигнал, на выходе элемента 31 не меняется, не изменяется и показание прибора в блоке 13, регистрирующего величину давления масла в коробке пеРедач, что свидетельствует .об окончании заполнения прогретым маслом каналов системы управления, связанных с педалью главного фрикциона.

Обучаемый отметит это и прекращает нажатие педали главного фрикциона.

Далее обучаемый дважды нажимает и отпускает педаль тормоза.

Процессы, описанные выше, повторяются (только по другому каналу— по каналу педали тормоза), при этом на другом входе элемента 2И-НЕ 41 то! 244 701 же появляется сигнал, соответствующий уровню логической 1, а на его выходе — сигнал, соответствующий уровню логического "0", который подается на вход элемента 2И-НЕ 42. На выходе элемента 2И-НЕ 42 появляется сигнал, соответстнующнй уровню логической

"1", который подается на исполнительное устройстно, находящееся в макете 10

1, при этом исполнительное устройство разблокирует кулису передач в макете 1. В этот момент поянляется возможность включения передачи.

При нажатии на педали тормоза обу- 15 чаемый дважцы наблюдает падение показания прибора в блоке 13 регистрирующего давление масла в коробке передач.

Убедившись в том, что при после- 20 дующих нажатиях на педаль тормоза показания прибора н блоке 13, регистрирующего давление масла в коробке передач, не меняется и что кулиса передач разблокирована, обучаемый делает заключение, что система управления силовой передачей прогрета и можно начинать движение на передачах.

Таким образом, в предлагаемом тре30 нажере имитируется процесс прогрева системы управления силовой передачей, что повышает качество обучения водителей управления транспортным средством.

Формула изобретения.

1. Тренажер транспортного средства, содержащий рабочее место водителя с органами управления и датчиками их положения, связанными с одним из входов моделирующего блока, другой вход которого соединен с выходом блока считывания информации, а перв.лй, второй и- третий выходы — соответст- 45 венно с приводом поворота кинопроектора, с входом блока регулиронания скорости проекции и с входом имитато- ра автоматического включения системы охлаждения двигателя, выходы которого подключены соответственно к одному из входов блока управления и одному из входов переключателя режимов, другой вход которого соединен с выходом имитатора ручного включения сис- 55 темы охлаждения двигателя, а один из

;выходов — с другим входом блока управления, и блоки регистрации и индикации, отличающийся тем, что, с целью понышения эффективности обучения, он снабжен имитатором реЖима прогрева системы управления силовой передачей и преобазователем напряжения в код, через который один из входон имитатора прогрева системы управления силовой передачей связан с органами управления, второй вход имитатора соединен с третьим выходом моделирующего блока, а третий — с другим выходом переключателя режимов, при этом первый выход имитатора режима подогрева системы управления силовой: передачей связан с рабочим местом водителя„ а второй соединен с другим входом блока управления, выход которого подключен к блоку регистрации, а вход блока индикации соединен с одним из выходов переключателя режимов.

2. Тренажер по п.1 о т л и ч а юшийся тем, что имитатор режима прогрева системы управления силовой передачей содержит элементы 2И-НЕ, триггеры и элементы ЗИ-НЕ, первые и . вторые входы которых подключены соответственно к первому и второму входам имитатора режимов прогрева системы управления силовой передачей, а третьи входы соответственно — к выходам первого и второго элементов

2И-НЕ, а выходы соответственно к входам третьего и четвертого элементов

2И-НЕ и к соответствующим входам пятого элемента 2И-НЕ, выход которого подключен к одному из входов шестого элемента 2И-НЕ, другой вход которого соединен с третьим входом имитатора режима;прогрева системы управления силовой передачей, а выход — с одним из входов седьмого элемента 2И-НЕ, другой вход которого соединен с вторым входом имитатора режима прогрева системы управления силовой передачей, соединенным с входами восьмого элемента 2И вЂ” НЕ, а выход — с вторым выходом имитатора режима подогрева системы управления силовой передачей, при этом выход восьмого элемента

2И-НЕ подключен к входам девятого элемента 2И-НЕ, выход которого соеди- нен с первыми входами триггеров, вторые входы первого и второго из кото-. рых соединены соответственно с выходом третьего и четвертого элементов

2И-НЕ, а третьи — с их выходами, подключенными к вторым входам соответст1244701

1п

I !

4 фиг Я

1 (Pt/c. g

Составитель Л.Резникова

Техред Н.Бонкало Корректор С. Черни

Редактор Л.Авраменко

Заказ 3922/54 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035; Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r .Óæãîðoä, ул. Проектная, 4 венно третьего и четвертого триггеров, третьи входы которых соединены с одними из выходов этих триггеров, другие выходы которых подключены к входам соответственно первого и вто- 5 рого элементов 2И-НЕ и к соответствующим входам десятого элемента 2И-НЕ, Г 4

t соединенного выходом с одним из входон одиннадцатого элемента 2И-НЕ,другой вход которого является третьим входом имитатора режима прогрева системы управления системы управления силовой передачей, а выкод — первым выходом,

Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к устро1 |ствам для обучения онераторов-железнодорожннков

Изобретение относится к устройствам ДЛЯ воспроизведения изображения дорожной обстановки движения транспортного средства при подготовке операторов-водителей на тренажере

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх