Тренажер оператора магистральных трубопроводов

 

Изобретение относится к тренажерной технике. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Сущность изобретения основана на придании тренажеру свойств, позволяющих привить обучаемому твердые навыки управления обвязкой нагнетателя магистрального газопровода за счет выполнения блока моделирования реальных процессов из имитаторов двигателя и нагнетателя, блока регуляторов давления, компараторов режима работы и перепада давления, формирователей импульсов давления в нагнетателе и в трубопроводе со схемными соединениями, обусловливающими оптимальный ход учебного процесса. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (so 4 б 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

К А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с М (21) 3787776/24-24 (22) 09.07.84. (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (71) Пермский политехнический институт и Калининградский филиал Специального конструкторского бюро «Газприборавтоматика» (72) И. Д. Колодный, М. С. Тер-Мхитаров, А. Я. Шаповалов, В. А. Черноиванов, В. П. Муромцева и А. П. Шетц (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 985815, кл. G 09 В 9/00, 1982. (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

„„Я0„„1262557 А1 (57) Изобретение относится к тренажерной технике. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

Сущность изобретения основана на придании тренажеру свойств, позволяющих привить обучаемому твердые навыки управления обвязкой нагнетателя магистрального газопровода за счет выполнения блока моделирования реальных процессов из имитаторов двигателя и нагнетателя, блока регуляторов давления, компараторов режима работы и перепада давления, формирователей импульсов давления в нагнетателе и в трубопроводе со схемными соединениями, обусловливающими оптимальный ход учебного процесса. 2 ил.

1262557

Изобретение относится к автоматике . и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам, для подготовки оператора центробежного нагнетателя магистрального трубопровода, и может быть использовано для повышения уровня профессиональной подготовки.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности обучения за счет придания тренажеру свойств, позволяющих привить обучаеМому твердые навыки управления обвязкой нагнетателя магистрального трубопровода.

На фиг. 1 представлена структурная схема тренажера; на фиг. 2 — пример принципиальной электрической схемы тренажера.

Тренажер содержит пульт 1 инструктора, пульт 2 обучаемого, компаратор 3 (перепада давления), формирователь 4 импульсов (давления в трубопроводе), формирователь 5 импульсов (давления в нагнетателс), блок 6 регуляторов давления, компаратор 7 (режима работы), имитатор 8 двигателя и имитатор 9 нагнетателя.

Пульт 2 выполнен в виде мнемосхемы стандартной обвязки нагнетателя, включающей двигатель, нагнетатель, шесть газовых кранов со стандартной нумерацией, рядом с изображением каждого крана и двигателя установлены по две кнопки управления, на мнемосхеме установлены три вольтметра, шкалы которь.х проградуированы в единицах давления, и один вольтметр, шкала которого проградуирована в единицах скорости вращения.

Выход пульта 1, реализованного на делителе 10 напряжения, т.е. движок делителя 10, соединен с вольтметром 11, расположенным на мнемосхеме пульта 2, а также с входом компаратора 3, реализованного на операционном усилителе !2, исполнительным элементом которого является реле 13 перепада давления, и, кроме того, с входом формирователя 4, реализованного на операционном усилителе 14, выход которого соединен с вольтметром 15, расположенным на мнемосхеме пульта 2. С входом формирователя 4 соединен также имитатор 9, реализованный на операционных усилителях 16 и 17. На операционном усилителе 18 реализован имитатор 8, выход которого соединен с вольтметром 19, расположенным на мнемосхеме пульта 2, а также с входом компаратора 7, реализованного на операционном усилителе 20, исполнительным элементом которого является реле 21 выхода на режим.

Формирователь 5 выполнен на операционном усилителе 22, выход которого соединен с вольтметром 23, расположенным на мнемосхеме пульта 2, а также с входом компаратора 3, реализованного на операционном усилителе 12, Блок 6 реализован на реле 24 — 30 и своими выходами соединен с кнопками включения и отключения двигателя и кранов, с лампочками, сигнализирующими состояние двигателя и кранов, расположенными на мнемосхеме пульта 2, с входом компаратора 3, с входом формирователя 5, а также с входом имитатора 9.

Выходы усилителей являются аналогами величин: усилитель 22 — аналог давления на всасе нагнетателя Р „, усилитель

16 — аналог давления после нагнетателя Р„„

10 усилитель 18 — аналог числа оборотов двигателя п, усилитель 14 — аналог давления в нагнетательном трубопроводе Р„.

Пульт 1 содержит имитатор давления во входном трубопроводе, выполненный, например, в виде потенциометра, и кнопку «Сброс»

Тренажер работает следующим образом.

При включении питания подается напряжение на пульт 1, подготавливаются цепи включения реле имитатора объекта управления, а на пульте 2 обучаемого загораются р0 лампочки, соответствующие исходному положению кранов и двигателя перед пуском.

Затем инструктор на пульте 1 устанавливает аналог давления во входном трубопроводе, которое контролируется вольтметром 11, расположенным на мнемосхеме пульта 2.

После этого обучаемый нажатием кнопки на пульте 2 включает реле 24, которое своими контактами запускает имитатор 8 двигателя, реализованный на операционном усилителе 18, подготавливает цепь включения реле 29 блока 6, а на пульте 2 загорается лампочка, сигнализирующая о включении двигателя. Затем нажатием кнопки на пульте 2 включается реле 29 блока 6, которое имитирует открытие крана № 4.

Реле 29 своими контактами разрывает цепь реле 13 компаратора 3, подготавливает цепь включения реле 30 блока 6, à »а пульте 2 загорается лампочка, сигнализирующая об открытии крана № 4. Затем нажатием кнопки на пульте 2 включается реле 30 блока 6, которое имитирует закрытие крана № 5.

40 Реле 30 своими контактами включает формирователь 5, реализованный на усилителе 22, на пульте 2 загорается лампочка, сигнализирующая о закрытии крана № 5, а вольтметром, расположенным на мнемо45 схеме пульта 2, контролируется аналог— давление на всасе нагнетателя.

Как только разность давления P, -P> достигнет 3 атм., срабатывает компаратор 3, реализованный на усилителе 12, исполнительным элементом которого является ре50 ле 13. Затем нажатием кнопки на мнемосхеме пульта 2 производится отключение реле

29, которое имитирует закрытие крана № 4.

Реле 29 своими контактами подключает реле 13 компаратора 3, которое подготавливает цепи включения реле 21 компаратора 7, реле 25 и 26 блока 6, а на пульте 2 загорается лампочка, сигнализирующая о закрытии крана № 4. Затем нажатием кнопок на пульте 2 включают реле 25 и 26 блока 6, 1262557

3 которые имитируют открытие кранов № 1 и № 2. Реле 25 и 26 своими контактами подготавливают цепи включения имитатора 9, реализованного на операционных усилителях 16 и 17, а на пульте 2 загораются лампочки, сигнализирующие об открытии кранов № 1 и № 2.

После выхода на режим имитатора 8, реализованного на операционном усилителе 18, срабатывает компаратор 7; реализованный на операционном усилителе 20, который включает реле 21, подготавливающее цепи включения реле 27 и 28. Затем нажатием кнопок пульта 2 включают реле

27 и 28, которые своими контактами запускают имитатор 9, реализованный на операционных усилителях 16 и 17, а на пульте 2 загораются лампочки, сигнализирующие о закрытии кранов № 3 и № 3 бис. После закрытия кранов № 3 и № Збис на выходе формирователя 4, реализованного на операционном усилителе 14, начинает увеличиваться давление, что контролируется вольтметром 15, расположенным на пульте 2.

Логическая схема тренажера разработана таким образом, что при нарушении последовательности открытия и закрытия кранов образуется цепь, блокирующая срабатывание неправильно включенного крана.

Предложенное устройство предназначено для установки в ПТУ, техникумах и учебных комбинатах, где ведется подготовка операторов магистрального газопровода, и позволяет повысить эффективность обучения.

В результате получения твердых навыков операторы совершают правильные дейФ ствия, что повышает надежность эксплуатации магистральных трубопроводов.

Формула изобретения

Тренажер оператора магистральных трубопроводов, содержащий последовательно включенные пульт инструктора и- пульт обучаемого, а также блок моделирования реальных процессов, отличающий ся тем, что, 10 с целью расширения дидактических возможностей устройства, в нем блок моделирования реальных процессов содержит последовательно включенные имитатор двигателя, первый компаратор, блок регуляторов давления, первый формирователь импульсов и второй компаратор, второй и третий входы которого соединены с вторыми выходами соответственно пульта инструктора и блока регуляторов давления, а первый и второй выходы — с вторыми входами пер20 вого компаратора и блока регуляторов давления, и последовательно включенные имитатор нагнетателя и второй формирователь импульсов, второй вход которого соединен с вторым выходом пульта инструктора, а выход — с вторым входом пульта обучаемого

25 третии, четвертыи и пятыи входы которого подключены соответственно к второму выходу имитатора двигателя, выходу первого формирователя импульсов и третьему выходу блока регуляторов давления. а выход к третьему входу блока регуляторов давления, четвертый вход которого соединен с третьим выходом имитатора двигателя, а четвертый выход — — с входом имитатора нагнетателя.

1262557

Составитель А. Карлов

Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 5435)50 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер оператора магистральных трубопроводов Тренажер оператора магистральных трубопроводов Тренажер оператора магистральных трубопроводов Тренажер оператора магистральных трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам для профессиональной подготовки машинистов одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудованием типа «прямая лопата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к имитаторам бортового кислородного оборудования для авиационных тренажеров, и предназначено для повышения эффективности обучения летного состава на тренажере при соблюдении динамического информационного подобия

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в приборах профессионального отбора, а также в ейетемах контроля функдаонального состояния оператора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения операторов АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при контроле качества обученности, тренировке или профессиональном отборе операторов различного профиля

Изобретение относится к техническим средствам для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированньк систем управления и может быть использовано при контроле качества обученности операторов

Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей трансяортных средств

Изобретение относится к имитирующим условиям движения устройства для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к искусственному вымени учебных стендов для животноводов, обучаемых мапшнному доению, и оценке вымени животных

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх