Тренажер для обучения водителей транспортных средств

 

Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей трансяортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности обучения . Блок 1 считывания топограмм связан с кинопроектором 2 и соединен с одним из входов блока 3 умножения, выход которого подключен к одному 37 37 37 из входов сумматора 4. Выход элемента И 14 соединен с одним из входов элемента ИЛИ 17, другой вход которого подключен к выходу задатчика 18 режима движения, а выход - к счетчику 19 импульсов. Моделирующий блок 5 подключен входами к датчикам 21 положения органов 22 управления. Датчик 8 скорости содержит резисторы 37 и аналоговые коммутаторы 38. В начале тренировки обучаемый производит запуск тренажера, для этого он кратковременно нажимает кнопку пуска 40 задатчика 18 режима движения, тем самым коммутируя цепь, содержащую источник питания,,напряжение на котором равно уровню логической единицы . 1 ил. & (/)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1!) (бР 4 С 09 В 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:В»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3852607/18-11 ,(22) 08.02.85 (46) 15.09.86. Бюл. Ф 34 (72) А.А.Бельке и И.Г.Караваев (53) 629.1 13.014.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР В 985818, кл. С 09 В 9/04, 1980. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСИОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей транспортных средств. Цель изобретения — повышение эффективности обучения. Блок 1 считывания топограмм связан с кинопроектором 2 и соединен с одним из входов блока 3 умножения, выход которого подключен к одному из входов сумматора 4. Выход элемента И 14 соединен с одним из входов элемента ИЛИ 17, другой вход которого подключен к выходу задатчика 18 режима движения, а выход — к счетчику 19 импульсов. Моделируюший блок 5 подключен входами к датчикам 21 положения органов 22 управления. Датчик 8 скорости содержит резисторы 37 и аналоговые коммутаторы 38. В начале тренировки обучаемый производит

"запуск тренажера, для этого он кратковременно нажимает кнопку пуска 40 задатчика 18 режима движения, тем самым коммутируя цепь, содержащую источник питания, напряжение на котором равно уровню логической единицы. 1 ил.

1257694 2.

40

Изобретение относится к учебнотренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

На чертеже изображена блок-схема тренажера для обучения водителей транспортных средств;

Устройство содержит блок 1 считывания топограмм, связанный с кинопроектором 2 и соединенный с одним из входов блока 3 умножения, выход которого подключен к одному из входов сумматора 4, соединенному другим входом с выходом моделирующего блока 5, а выходом - через интегратор 6 с одним из входов блока 7 умножения, другой вход которого подключен к выходу задатчика 8 скорости, соединенному с блоком 3 умножения, а выход к входу блока 9 управления поворотом кинопроектора и с входом интегратора 10, который соединен в последовательную цепь с квадратором 11, интегратором 12, комларатором 13, выход которого подключен к одному из входов элемента И 14, другой ,вход которого соединен с выходом задатчика 15 времени, соединенного с входом элемента 16 задержки. Выход элемента И 14 соединен с одним из входов элемента ИЛИ 17, другой вход которого подключен к выходу задатчика 18 режима движения, а выход к счетчику 19 импульсов, соединенному другим входом с задатчиком 18, а выходом — с входом дешифратора 20.

Моделирующий блок 5 подключен входами к датчикам 21 положения органов 22 управления и выполнен на резисторах 23-30, умножителе 31, сумматоре 32, операционных усилителях

33-34, диодах 35-36. Задатчик 8 скорости содержит резисторы 37 и аналоговые коммутаторы 38.

Устройство работает следующим образом.

В начале тренировки обучаемый 39 производит запуск" тренажера. Для этого он кратковременно нажимает . кнопку 40 пуска задатчика 18 режима движения, тем самым коммутируя цепь, содержащую источник питания, напряжение на котором равно уровню логической единицы, при этом на его первом выходе появляется импульс, который включает задатчик 15 времени и, пройдя через элемент ИЛИ 17, регистрируется счетчиком 19 импульсов в виде кода на его выходе. Этот код с помощью дешифратора 20 преобразуется в управляющий сигнал, который, воздействуя на задатчик 8 скорости, задает на его выходе напряжение, пропорциональное скорости машины с фиксированной скоростью.

Этот сигнал поступает на вход блока 41 управления скоростью проекции кинопленки в кинопроекторе 2, и перед обучаемым 39 на экране 42 возникает картина движения на трассе.

Блок 1 считывания топограммы преобразует запись топограммы на кинопленке в напряжение, пропорциональное кривизне трассы, которую видит обучаемый 39 на экране 42. Это напряжение с помощью блока 3 умножения умножается на напряжение, пропорциональное скорости движения, поступающее на его второй вход с выхода задатчика 8 скорости. В результате на выходе формируется напряжение, пропорциональное угловой скорости трассы относительно машины, которое затем поступает на вход сумматора 4, на второй (! вход которого подается напряжение, пропорциональное угловой скорости поворота транспортного средства с выхода моделирующего блока 5, где оно моделируется исходя из значений напряжений, поступающих с датчиков

21 положения органов 22 управления и задатчика 8 скорости. На вьмоде сумматора 4 формируется напряжение, пропорциональное угловой скорости машины относительно трассы. Оно иитегрируется интегратором 6, на выходе которого формируется напряжение, пропорциональное углу поворота машины относительно трассы, которое умножается блоком 7 умножения на напряжение, пропорциональное скорости, поступающей с задатчика 8 скорости. В результате на выходе формируется напряжение, пропорциональное линейной скорости отклонения машнны от трассы. Оно поступает на вход интегратора 10 и вход блока 9 управления поворотом кинопроектора, при этом последний осуществляет поворот кинопроектора 2 в горизонтальной плоскости, что приводит к смещению изображения на экране 42. Обучаемый

39, видя это смещение, действует органами 22 управления так, чтобы нап3 1257 ряжение с выхода моделирующего блока 5 было равно напряжению на выходе. блока 3 умножения, но противоположно по знаку, т.е. добивается того, чтобы угловая скорость машины относительно трассы стала равна нулю, тем самьм компенсирует смещение изображения на экране 41.

Поступая на вход интегратора 10 напряжение интегрируется. На выходе интегратора формируется напряжение, пропорциональное отклонению машины от трассы. После возведения в квадрат с помощью квадратора 11 и интегрирования интегратором 12 на выходе 15 последнего формируется напряжение, пропорциональное суммарному среднему квадратичному отклонению машины от трассы, которое поступает на вход компаратора 13, где оно периодичес- 20 ки сравнивается с опорным напряжением, пропорциональным допустимому значению среднего квадратичного отклонения от трассы за данный период задатчиком 15 времени. 25

Если выполняется условие

Б г(Б

Е где У вЂ” напряжение, пропорциональ- 30 ное среднему квадратичному отклонению машины от

694 дает на его выходе новое значение напряжения., пропорционального скорости движения машины с более высокой . фиксированной скоростью.

Тот же импульс, сформированный на выходе задатчика 15 времени, пройдя через блок 16 задержки, сбрасывает напряжение на выходе интегратора 12 до нуля, и обучаемый выполняет упражнение на более высокой скорости.

Если, выполняя движение, обучаемый 39 не справился с выполнением условия (1), то увеличения скорости не происходит, и упражнение повторяется на прежней скорости до тех пор, пока обучаемый не выполнит это условие, т.е., чем ниже качество вождения, тем дольше будет длиться тренировка.

После выполнения упражнения на самой высокой скорости с дешифратора 20 на задатчик 8 скорости поступает сигнал, останавливающий машину, после чего обучаемый кратковременным нажатием кнопки сброса 40 задатчика

18 режима движения устанавливает автоматические устройства тренажера в исходное состояние, при этом на втором выходе задатчика 18 появляется импульс, который выключает задатчик

15 времени и устанавливает счетчик 19 импульс на нуль.

35 трассы;

У а — напряжение, пропорциональное допустимому значению среднего квадратичного отклонения машины от трассы на выходе компаратора 13 формируется логическая единица, если не выполняется — логический нуль. Этот сигнал поступает на вход элемента И 14, другой вход которого связан с выходом задатчика 15 времени, который устроен таким образом, что через заданные промежутки времени íà его выходе формируется импульс единичного логического уровня.

Если с приходом импульса на вход элемента И 14 на выходе компаратора 13 формируется единица, то на выходе элемента И 14 также формируется импульс единичного логического уровня, который регистрируется счетчиком 19 импульсов в виде кода на выходе и преобразуется дешифратором 20 в управляющий сигнал, который, воздействуя на задатчик 8 скорости, заФормула изобретения

Тренажер для обучения водителей транспортных средств, содержащий кинопроектор и связанный с ним входом блок считывания топограмм, вы,ход которого соединен с одним из входов первого блока умножения, подключенного выходом к одному из входов сумматора, другой вход которого соединен с выходом моделирующего блока, а выход — с входом первого интегратора, подключенного выходом к одному из входов второго блока умножения, выход которого соединен с входом блока управления поворотом кинопроектора и с входом второго интегратора, а один из входов моделирующего блока соединен с выходами датчиков положения органов управления скоростью проекции, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он снабжен задатчиком режима движения, квадратором, компаратором, элеСоставитель Л.Резникова

Техрец В.Кадар Корректор E. Сирохман

Редактор Е.Копча

Заказ 5587

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и .открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная, 4

5 12576 ментом И, элементом ИЛИ, счетчиком импульсов, элементом задержки, третьим интегратором, эадатчиком времени, дешифратором и эадатчиком скорости, выход которого соединен с другими входами первого и второго блоков умножения, входом блока управления скорости проекции и входом моделирующего блока, а его вход соединен с выходом дешифратора, вход которого соединен с выходом счетчика импульсов, подключенного одним и другим входами соответственно к одним иэ выходов задатчика режима и выходу элемента ИЛИ, входы которого

94 Ь соединены соответственно с выходом элемента И и другим выходом задатчика режима, соединенным с одним из входов задатчика времени, другой вход которого соединен с одним из выходов задатчиха режима, а выход— с входом элемента задержки и одним из входов элемента И, другой вход которого подключен к выходу компаратора, соединенному входом с выходом третьего интегратора, входы которого подключены соответственно к выходу элемента задержки и выходу квадратора, соединенного входом с выходом второго интегратора..

Тренажер для обучения водителей транспортных средств Тренажер для обучения водителей транспортных средств Тренажер для обучения водителей транспортных средств Тренажер для обучения водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к имитирующим условиям движения устройства для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к техническим устройствам для обучения вождению транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к устро1 |ствам для обучения онераторов-железнодорожннков

Изобретение относится к устройствам ДЛЯ воспроизведения изображения дорожной обстановки движения транспортного средства при подготовке операторов-водителей на тренажере

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх