Устройство для обучения операторов систем управления

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения и может быть использовано для подготовки операторов систем управления . Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит пульт преподавателя, пульт 2 оператора, блок 3 управления, блок 4 предъявления информации, преобразователь 5 ко

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (so 4 0 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3893633/24-24 (22) 05.05.85 (46) 30.10.86. Бюл. Р 40 (72) А.В. Кузин и Е.М. Бондарь (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 734792, кл. G 09 В 7/02, 1977.

Авторское свидетельство СССР

9 997076, кл. 8 09 В 9/00, 1981.. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

„„SU„„126?462 А 1 (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения и может быть использовано для подготовки операторов систем управления. Целью изобретения является раснирение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит пульт

1 преподавателя, пульт 2 оператора, блок 3 управления, блок 4 предъявления информации, преобразователь 5 ко!

2674 62 дов, блок 6 вычисления среднего вре— мени обучения, блок 7 вычисления среднеквадратического отклонения времени обучения, блок 8 контроля уровня обучения, блок 9 выделения ошибки, блок 10 ввода информации, счетчик 11 времени, счетчик 12 попыток, блок 13 регистрации, элементы И 14 и 15, блоки 16-18 сравненуя. Блок 3 управления содержит три регистра, триггер„ два элемента ИЛИ, элемент записи памяти, дешифратор, два элемента И, элемент

НЕ. Преобразователь 5 кодов содержит дешифратор, распределитель импульсов, Изобретение относится к автсматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам сбучения и может быть использовано рпя подготовки операторов систем управления.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

На фиг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 — схема блока управления; на фиг. 3 — схема преобразователя кодов; на фиг. 4 схема блока вычисления среднего времени обучения; на фиг. 5 — схема блока вычисления среднеквадратического отклонения," на фиг. 6 — схема блока контроля времени обучения.

Устройство для обучения операторов систем управления (фиг. 1) содержит .пульт 1 преподавателя; пульт 2 оператора, блок 3 управления, блок 4 ,предъявления информации, преобразователь 5 кодов, блок 6 вычисления среднего времени обучения, блок 7 вычисления среднеквадратического отклонения времени обучения, блок 8 контроля уровня обучения, блок 9 выделения ошибки, блок 10 ввода информации, счетчик ll времени, счетчик

12 попыток, блок 13 регистрации, элементы И 14 и 15, блоки 16-18 сравнения.

Блок 3 управления (фиг. 2) содержит регистры 19-21, триггер 22, элементы ИЛИ 23 и 24, элемент 25 записи, элемент памяти, элемент И. Блок 6 вычисления среднего времени обучения содержит сумматор, делитель и счет— чик. Блок 7 вычисления среднеквадратического отклонения содержит два элемента памяти, два элемента сравнения, генератор, счетчик, два сумматора, умножитель, элемент извлечения квадратного корня, делитель.

Блок 8 контроля уровня обучения содержит цифроаналоговый преобразователь, элемент извлечения квадратного корня, делитель, умножитель и сумматор. 4 з.п.. Ф-лы, 6 ил, 2 дешифратор 26, элементы И 27 и 28, элемент НЕ 29.

Преобразователь 5 кодов (фиг. 3) содержит дешифратор 30, распределитель 31 импульсов, элемент 32 памяти, элемент И 33.

Блок 6 вычисления среднего времени обучения (фиг. 4) содержит сумматор

34, делитель 35 и счетчик 36. !

О Блок 7 вычисления среднеквадратического отклонения (фиг. 5) содержит элементы 37 и 38 памяти, элементы 39 и 40 сравнения, генератор 41, счетчик 42, сумматоры 43 и 44, умножи-!

5 тель 45, делитель 46 и элемент 47 извлечения квадратного корня.

Блок 8 контроля уровня обучения содержит цифроаналоговый преобразователь 48, элемент 49 извлечения квад20 ратного корня, делитель 50, умножитель 51, сумматор 52.

Устройство работает следующим образом.

25 С пульта 1 моделируются реальные процессы обучения, т.е. номер выбранного упражнения, предельное число N циклов обучения, нормативное время Т . выполнения управления, надежность P

30 достижения уровня обученности. Все указанные режимы и параметры с блока

1 поступают в блок 3 и запоминаются соответственно в триггере 22 и регистрах 19-21 (фиг. 2).

Контроль и оценка действий обучаемого при работе устройства в указан1267462 ных режимах осуществляются одинаковым образом. Основное отличие состоит в том, что в режиме самоподготовки обучаемый с пульта 2 может задать только номер упражнения для тренировки, а остальные нормативные параметры обучения (N, Т, P) вводятся с пульта

1 перед началом самоподготовки. При проведении практических занятий блок

1 изменяет хранящиеся в блоке 3 параметры N, T, P для любого упражнения.

При этом поступающие на вход блока 3 параметры Ni, Ti, Pi для каждого упражнения записываются элементом

25 памяти в соответствующие ячейки регистров 19-21. В зависимости от положения переключателя режимов работы на блоке 1 триггер 22 вводится в единичное или сбрасывается в нуле вое состояние. В первом случае (режим самоподготовки) открывается элемент

И 27,разрешая прохождение кода номера выбранного упражнения на элемент ИЛИ 23 и далее — на дешифратор

26. Сигнал с выхода дешифратора 26 25 управляет считыванием из ячеек регистров 19-21 параметров обучения

Ni, Ti, Pi, соответствующих выбранному упражнению. Сигналы, пропорциональные величинам Ni, Ti, поступают соответственно.на входы блоков 16-18, а сигнал, пропорциональный величине

Pi, поступает на вход блока 8 контроля. В режиме практических занятий триггер 22 находится в нулевом состоянии, тем самым препятствуя выбору

35 упражнения обучаемым с пульта .2. Выбор упражнения осуществляется с пульта 1 сигнал с которого поступает на другой вход блока 3.

Выбранное упражнение выводится на блок 4. Обучаемый в соответствии с предъявляемой информацией выполняет управляющие воздействия посредством блока 10. С Началом этих действий за- 45 пускается счетчик ll времени, подсчитывающий время выполнения упражнения ° Контроль за правильностью отработки упражнения осуществляется с помощью блока 9 путем анализа сигналов, поступающих на его, входы с преобразователя 5. кодов и блока 1О.

Преобразователь 5 кодов (фиг. 3) преобразует код номера упражнения, поступающий с блока 3, дешифратором 30 55

:,в,код номера учебного кадра, который поступает в блок 4 и на элемент 32 памяти (фиг. 3)., являясь адресом, для считывания занесенной в него информации. Считанная информация, которая является нормативной для данного упражнения, поступает на первый вход элемента И 33 на второй вход которого поступает сигнал с распределителя

31. На первый вход последнего в случае правильного выполнения упражнения обучаемым поступают сигналы с блока

3, переводящие распределитель 31 импульсов в очередное состояние. На второй вход распределителя 31 импульсов с блока 9 в случае ошибки в действиях обучаемого приходит сигнал, переводящий распределитель 31 импульсов в исходное состояние, и выполнение упражнения начинается с исходной точки. В результате этого на выходе преобразователя 5 кодов появляются упорядоченные во времени сигналы, определяющие нормативную последовательность управляющих воздействий обучаемого, с блока 10, которь1е поступают на вход блока 9, на второй вход которого подаются сигналы с блока 10, При их совпадении блок 9 выдает сигнал, который поступает в блок 3 на элемент И 28 (фиг. 2) и, проходя через него, в случае отсутствия на входе элемента ИЛИ 24 сигналов с превышением допустимого числа попыток для данного упражнения или преобретении требуемой функциональной надежности Р, поступает в преобразователь 5 кодов, переводя распределитель 31 импульсов (фиг. 3) в очередное положение.

После некоторого числа отработок упражнения, а точнее, как только время выполнения упражнения, фиксируемое счетчиком ll времени, становится меньше нормативного времени, блок 18 сравнения выдает сигнал, по которому открываются до конца отработки упражнения элементы и 14 и 15. С этого момента начинает работу блок 6. В сумматоре 34 (фиг. 4) суммируется время выполнения упражнений, а в счетчике 36 накапливается число цик-. лов с момента, когда обучаемый впервые успешно выполнил упражнение. Сигналы с выходов указанных блоков поступают на входы делителя 35, с выхода которого выдается среднее время выполнения упражнения t . Одновременно с блоком 6 запускаются. блоки

7 и 8. Код, проходящий с счетчика

36 (фиг. 4) блока 6, является адре!

267462 г 1 сом, по которому в элементе 38 фиг. з) записываются времена выполнения упражнения. По истечении определенного числа циклов с момента начала работы данного блока, которое хранится в элементе 37 памяти (фиг. 5) срабатывает элемент 40 сравнения и запускается старт-стопный генератор 41 и счетчик 42. Код с выхода счетчика 42 является адресом считывания времени 10 выполнения упражнения с элемента 38.

Первый сумматор 43 вычисляет разницу м жду временем выполнения отдельного упражнения и средним временем, которая умножителем 45 возводится в 15

V квадрат и накапливается во втором сумматоре 44. Суммирование производится до тех пор, пока не срабатывает элемент 39 сравнения, сигнал с выхода которого останавливает старт- 2О стопный генератор 41 и счетчик 42, тем самым заканчивая выборку текущего времени из элемента 38 памяти.

Накопленная в сумматоре 44 сумма делится делителем 46 на число циклов от момента первого правильного отработанного упражнения,"и результат . отрабатывается в элементе 47. В результате с каждым вновь выполненным упражнением на выходе блока 7 .вычис- 30 ляется среднеквадратическое отклонение времени выполнения упражнения.

Сигнал, пропорциональный величине вычисленного блоком 7 среднеквадратического отклонения, поступает на вход блока 8, который позволяет оценить точность эмпирической оценки времени выполнения упражнения с наперед заданной надежностью, характе4О ризующей приобретенный обучаемым навык в смысле функциональной надежности. При этом, с выхода цифроаналогового преобразователя 48 (фиг. 6), в котором занесена таблица распределе45 ния Стьюдента, по заданному значению надежности P и числу циклов выполнения упражнения считывается предел

Ьр, и подается на умножитсль 51 На второй вход умножителя 51 поступает сигнал, сформированный делителями

49 и 50, пропорциональный среднеквадратическому отклонению, поделенному на корень квадратный из числа циклов. В результате на выходе умножите- ля 5.1 формируется сигнал, пропорциональный доверительному интервалу, который сумматором 52 суммируется со средним временем выполнения уп1 ажнеиия.

Выходной сигнал " блока 8 подается на блок 17 сравнения, на другой вход которого поступает с блока 3 сигнал, пропорциональный требуемому уровню обученности Т.

В случае, когда сумма среднего времени и доверительного интервала не превышает нормативное время выполнения упражнения, срабатывает блок

17 сравнения, сигнал с которого является для блока 3 признаком Останов" для окончания отработки данного упражнения. В случае недостаточной подготовки обучаемого, когда число попыток выполнения упражнения превышает заданное и не достигнута заданная надежность уровня обученности Р, срабатывает блок 16 сравнения, сигнал с которого для блока 3 также является признаком Останов для окончания отработки данного упражнения. Блок

13 фиксирует результаты контроля и оценки действий обучаемого, отражающие процесс обучения, а именно среднее время выполнения упражнения, число циклов, затраченное на достижение заданного уровня обученности, среднеквадратическое отклонение и доверительный интервал. Используя фиксированную блоком 13 информацию, преподаватель может оперативно с блока изменять параметры обучения.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее первый счетчик, пульт преподавателя, последовательно соединенные блок вычисления среднего времени обучения и блок регистрации, последовательно соединенные пульт оператора, блок ввода информации, блок выделения ошибки, блок управления, преобразователь кодов и блок предъявления информации, выход которого подключен к входу пульта оператора, выход преобразователя кодов подключен к второму входу блока выделения ошибки, а первый выход блока ввода информации соединен с, входом первого счетчика, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, оно содержит первый, второй и третий блоки сравнения, второй счетчик, первый и второй элементы И, 1267462 блок вычисления среднеквадратического отклонения времени обучения и блок контроля уровня обучения, первый вход которого подключен к первому выходу блока вычисления среднего 5 времени обучения, второй вход — к выходу блока вычисления среднеквадратического отклонения времени обучения, третий вход — к второму выходу блока вычисления среднего времени обучения, четвертый вход — к второму выходу блока управления, а выход блока контроля уровня обучения подключен к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого 15 соединен с третьим выходом блока управления, а выход — с вторым входом блока регистрации и с вторым входом блока управления, третий вход которого подключен к выходу BToporo бло- 20 ка сравнения, четвертый, пятый и шестой входы — к выходам пульта преподавателя, седьмой вход †.к второму выходу пульта оператора, а четвертый выход блока управления подключен к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом второго счетчика, вход которого соединен с вторым выходом блока ввода информации, соединенным ЗО с первым входом первого элемента .И, выход которого подключен к первому входу блока вычисления среднего времени обучения, а второй вход — к вы-, ходу третьего блока сравнения, сое- З5

1 дйненному с первым входом второго ,элемента И, второй вход которого подключен к выходу первого счетчика, соединенному с первым входом третьего блока сравнения, второй вход кото- .рого подключен к третьему выходу блока управления, при этом выход второго элемента И соединен с вторым входом блока вычисления среднего времени обучения, выход первого элемента Ис первым входом блока вычисления среднеквадратического отклонения времени обучения, второй вход которого подключен к второму выходу блока вычисления среднего времени обучения, третий вход которого подключен к первому выходу блока .вычисления среднего времени обучения, а выход— к третьему входу блока регистрации, четвертый вход которого подключен 55 к выходу второго счетчика, а выход — . .к входу пульта преподавателя, при этом второй выход блока выделения эшиоок соединен с вторым входом ггреобразователя кодов.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок управления содержит первый и второй регистры, последовательно соединенные элемент записи и третий регистр, последовательно соединенные триггер, первый элемент И, первый элемент ИЛИ и дешифратор и последовательно соедиHeííûå второй элемент ИЛИ, элемент

НЕ и второй элемент И, при этом выход элемента записи подключен к первым входам первого и второго регистров, выход- дешифратора — к вторым входам первого, второго и третьего регистров, второй вход второго элемента И является первым входом блока, первый вход второго элемента ИЛИ,— вторым входом блока, второй вход второго элемента ИЛИ вЂ” третьим входом блока, входы элемента записи первого элемента ИЛИ и триггера — соответственно четвертым, пятым и шестым входами блока, второй вход первого элемента И вЂ” седьмым входом блока, выход второго элемента И вЂ” первым выходом блока, выход третьего. регистра — вторым выходом блока, выход второго регистра — третьим выходом блока, выход первого регистра — четвертым выходом блока, выход первого элемента ИЛИ вЂ” пятым выходом блока.

3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что преобразователь кодов содержит распределитель импульсов и последовательно соединенные дешифраторы, элемент памяти и. элемент И, второй вход которого пбд- ключен к выходу распределителя импульсов, при этом вход дешифратора и первый вход распределителя импульсов являются первым входом блока, второй вход распределителя импульсов — вторым входом блока, выход дешифратора и выход элемента И вЂ” выходом блока.

4. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок вычисления среднего времени обучения содержит счетчик и последовательно соединенные сумматор и делитель, второй вход которого подключен к выходу счетчика, вход которого является первым входом блока, выход делителя— первым выходом блока, выход счетчика вторым выходом блока, а вход сумматора является вторым входом блока.

9

5. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок вычисления средиеквадратического отклонения времени обучения содержит последовательно соединенные первый элемент памяти, первый элемент сравнения, генератор, счетчик и второй элемент сравнения, последовательно соединенные второй элемент памяти, | первый сумматор, умножитель, второй сумматор, первый делитель и элемент извлечения квадратного корня, при этом выход второго элемента сравнения подключен к второму входу генератора, выход счетчика подключен к первому входу второго элемента памяЪ ти, второй вход которого является первым входом блока, третий вход второго элемента памяти, вторые входы первого и второго элементов сравнения и первый вход генератора явля2б 7 i62

lO ются вторым входом блока, второй вход первого сумматора является третьим входом блока, а выход элемента извлечения квадратного корня — выходом блока.

6. Устройство по п. 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок контроля уровня обучения содержит цифроаналоговый преобразователь и последовательно соединенные элемент извлечения квадратного корня, второй делитель, умножитель и сумматор, при этом выход цифроаналогового преобразователя подключен к второму входу умножителя, второй вход сумматора является первым входом блока, второй вход второго делителя — вторым входом блока, первый вход цифроаналогового преобразователя.и вход первого дели 0 теля — третьим входом блока, а выход сумматора — выходом блока.

1267462

Составитель Т. Панина

Редактор И. Касарда Техред JI.Сердюкова Корректор M. Максимишинец

Заказ 5783/50 . Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Произодственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано, например, при подготовке и профотборе водителей транспортных средств

Изобретение относится к обучающей технике и может быть использовано для подготовки операторов различных систем управления

Изобретение относится к области эргономики , в частности, к устройствам обучения операторов, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, разрабатывающих и эксплуатирующих системы человек-машина , а также в процессе проведения инженерно-психологических исследований и как составная часть тренажерной техники

Изобретение относится к тренажерной технике

Изобретение относится к тренажерам для профессиональной подготовки машинистов одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудованием типа «прямая лопата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к имитаторам бортового кислородного оборудования для авиационных тренажеров, и предназначено для повышения эффективности обучения летного состава на тренажере при соблюдении динамического информационного подобия

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в приборах профессионального отбора, а также в ейетемах контроля функдаонального состояния оператора

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения операторов АСУ

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх