Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин. Целью изобретения является снижение трудоемкости, достигаемое путем использования пускового устройства машины без ее разборки в процессе эксплуатации. Способ состоит в том, что вывешивают ведущий мост машины, включают передачу, прикладьшают к входному валу переменный вращакяций момент с помощью пускового устройства, измеряют частоту вращения входного вала, определяют зависимость частоты вращения, или величины тока, или напряжения стартера машины от угла поворота входного вала , а о величине износа каждой ступени судят по угловой протяженности (Л отрезков, характеризующих установившееся значение частоты вращения, или величины тока, или напряжения стартера . 1 ил. to м о Од 4 СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1270645 (50 4 G 01 N 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3Я 3

C)

Ch

С

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTI44 (21) 3895165/25-28 (22) 15.05.85 (46) 15.11.86. Бюл. В 42 (7 1) Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) В.В.Подкопаев и С.В.Подкопаев (53) 678.6:620.178.163 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 903747, кл. G 01 N 3/56, 1979.

Авторское свидетельство СССР

Ф 324549, кл. G 01 N 3/56, 1970. (54), СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСМИССИИ МАШИН (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин. Целью изобретения является снижение трудоемкости, достигаемое путем использования пускового устройства машины без ее разборки в процессе эксплуатации..Способ состоит в том, что вывешивают ведущий мост машины, включают передачу, прикладывают к входному валу переменный вращающий момент с помощью пускового устройства, измеряют частоту вращения входного вала, определяют зависимость частоты вращения, или величины тока, или напряжения стартера машины от угла поворота входного вала, а о величине износа каждой ступени судят по угловой протяженности отрезков, характеризующих установившееся значение частоты вращения, или величины тока, или напряжения стартера. 1 ил.

1 12 70645 2 разом.

Вывешивают ведущий мост машины, например автомобиля, включают передачу в коробе перемены передач и прикладывают к входному валу переменный вращающий момент с помощью пускового устройства двигателя. При этом трансмиссия прокручивается с переменной частотой вращения вследствие влияния изменения момента сопротивления двигателя по углу поворота ко ленчатого вала на тактах сжатия в цилиндрах. Измеряют частоту вращения входного вала.

Изменение частоты вращения зависит от следующих параметров

"4ь — Mc

< Ф Ттр где М вЂ” движущий момент, развиваемый пусковым устройством;

М, — момент сил сопротивления;

I — суммарный момент инерции двигателя и трансмиссии.

Момент сопротивления М увеличивается на тактах сжатия двигателя вследствие влияния газовых сил. В соответствии с изменением момента сопротивления периодически уменьшается и возрастает частота вращения коленчатого вала двигателя и трансмиссии.

Наибольшим моментом инерции в трансмиссии отпадают колеса и ведущий мост и, соответственно, они имеют наибольшую кинетическую энергию

S. = — 360"

У, т

N Формула изобретения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин. .Цель изобретения — снижение трудоемкости путем использования пускового устройства машины без ее разборки в процессе эксплуатации.

На чертеже показаны осциллограммы, иллюстрирующие зависимость момента сопротивления двигателя и частоты вращения вала от времени и тока, потребляемого стартером, от угла поворота вала 4-х цилиндрового двигателя автомобиля.

Способ осуществляют следующим обЗатем определяют зависимость частоты вращения или величины тока или напряжения стартера машины от угла поворота вала. Причем, во время увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя зазоры в трансмиссии

5 выбираются по направлению вращения под воздействием вращающего момента пускового устройства. В начале такта сжатия в очередном цилиндре частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается и становится меньше скорости вращения колес. При этом зазоры в трансмиссии выбираются в сторону, обратную вращению пускового устройства под воздействием махового момента колес автомобиля, Причем выборка зазоров происходит последовательно: главная передача, карданный вал, коробка перемены передач. Зто сказывается на ступенчатом изменении нагрузки на пусковое устройство,формируемое в виде участков 1; на осциллограммах, в течение которых частота вращения вала или потребляемый стартером ток остаются неизменными.

Продолжительность этих отрезков 2; в градусах угла поворота коленчатого вала пропорциональна зазорам в соответствующих сопряжениях трансмиссии

По осциллограммам рассчитывают веЗ0 личины зазоров с помощью формулы

72О ., I i. Ь где I< — участки на осциллограммах неизменной частоты или тока

35 стартера;

L — участок на ссциллограммах, соответствующий двум оборотам вала.

Так как частота вращения все время колеблется, целесообразно моменты начала и окончания участков 3 фиксировать в виде, например, магнитных меток, выполненных на шкиве коленчатого вала. После запуска двигателя эти метки считываются в виде электрических импульсов и зазоры могут бьггь определены в градусах угла поворота коленчатого вала по формуле где % — расстояние между метками;

Т вЂ” период следования меток.

Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач транс12

70645

Составитель В.ХаритоновТехред Л.Олейник

Редактор И.Касарда

Корректор С.Черни

Заказ 6235/45 Тираж 778

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул. Проектная, 4 миссии машин, заключающийся в том, что прикладывают к входному валу переменный вращающий момент, измеряют параметр сопротивления вращению зубчатой передачи, определяют зависимость параметра сопротивления вращению от угла поворота входного вала, а о величине износа каждой ступени судят по угловой протяженности отрезков, характеризующих установившееся значение параметра сопротивле4 ния вращению зубчатой передачи при входе в зацепление каждой последующей ступени, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоем5 кости путем использования пускового устройства машины без ее разборки, измеряют частоту вращения входного вала, или величину тока, или напряжения стартера машины и используют

10 одну из них в качестве параметра соп" ротивления вращению зубчатой передачи..

Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для исследования трибологических свойств сыпучих материалов, например , семян сельскохозяйственных растений при разделении их на фракции с помощью вибрационного метода, состоящего в том, что семена подают на наклонную вибрирующую плиту и собирают их в емкости, расположенные в нижней и верхней частях плиты

Изобретение относится к устройствам для исследования трибологических свойств сьтучих материалов

Изобретение относится к испытанию смазочных материалов и оцёйке вида изнашивания поверхностей трения, Целью изобретения является повышение достоверности результатов за счет учета действия нерастворимых примесей в масле

Изобретение относится к испытаниям материалов на трение и износ для различного вида сопряжений трущихся деталей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения износа шин

Изобретение относится к оценке работоспособности узлов трения

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для измерения 1«1алых механических перемещений, связанных с изнашиванием в процессе трения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам определения характеристик контактного взаимодействия твердых телд в том числе при трении, при обработке металлов давлением и др

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и износ

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для гомогенизации пластичных смазок

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх