Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных автоматизированных электроприводах . Цель изобретения - повышение быстродействия . Для этого определяют фазовое рассогласование, снижают его до заданной величины и затем переводят двигатель в тормозной режим. В этом режиме прекращают в зависимости от знака фазового рассогласования последовательность импульсов от генератора опорной частоты или от датчика положения ротора. При достижении заданной точности ошибки по фазе возобновляют подачу прерванной последовательности импульсов. Далее указанные операции повторяют до достижения заданной точности фазового рассогласования. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (58 4 Н 02 Р 5 06

":г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3795383/24-07 (22) 26.09.84 (46) 23.11.86. Бюл. № 43 (72) А. М. Сутормин (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) А втор с кое св идет ел ьств о ССС P № 921012, кл. Н 02 P 5/06, 1982.

Авторское свидетельство СССР № 1106000, кл. Н 02 P 5/06, 1982. (54) СПОСОБ ФАЗИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных автоматизированных электропри„„SU„„1272444 водах. Цель изобретения — повышение быстродействия. Для этого определяют фазовое рассогласование, снижают его до заданной величины и затем переводят двигатель в тормозной режим. В этом режиме прекращают в зависимости от знака фазового рассогласования последовательность импульсов от генератора опорной частоты или от датчика положения ротора. При достижении заданной точности ошибки по фазе возобновляют подачу прерванной последовательности импульсов. Далее указанные операции повторяют до достижения заданной точности фазового рассогласования. 4 ил.

1272444

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных автоматизированных электроприводах.

Цель изобретения — повышение быстродействия электропривода.

На фиг. 1 представлена структурная схема электропривода, реализующего предлагаемый -способ; на фиг. 2 — структурная схема блока определения фазоого рассогr асования; на фиг. 3 — фазовые тра, кго, ии движения привода для извести::fx и предлагаемых способов; на фиг. 4 — зависимость относительного времени фазирования от относительного момента нагрузки двигателя.

Злектропривод содержит (фиг. 1) опорный генератор 1, подключенный к одному входу первого логического элемента 2 совпа,дения, выход которого соединен с одним входом импульсного частотно-фазового дискриминатора 3, другой вход которого подключен к выходу второго логического элемента 4 совпадения. К первому входу второго логического элемента 4 подключен выход импульсного датчика 5 частоты, который вместе с датчиком 6 положения установлен на валу двигателя 7. Последовательно соединенные импульсный частотно-фазовый дискриминатор 3, усилительно-корректирующее устройство 8, двигатель 7 и датчик

5 образуют контур 9 фазовой автоподстройки частоты вращения двигателя 7, который замыкается или размыкается блоком

10 определения фазового рассогласования по сигналам с дополнительного выхода опорного генератора 1 Fo, датчика Fa и с выхода дискриминатора 3 у через элементы

2 и 4 путем их блокировки. Первый вход блока 10 определения фазового рассогласования подключен к выходу датчика 6 положения, второй — к другому выходу опорного генератора 1, третий — к выходу дискриминатора 3, а два выхода блока 10 подключены к другим входам логических элементов 2 и 4.

Блок 10 (фиг. 2) определения фазового рассогласования содержит логический блок

11, элемент 12 сравнения, управляемый ключ 13, вычислительный блок 14, блок 15 индикации синхронизации, запоминающий элемент !6, логический элемент НЕ 17. Два входа логического блока 11 образуют первый и второй входы блока 10 определения фазового рассогласования. Первый вход управляемого ключа 13, вход логического элемента НЕ 17 и блока 15 индикации синхронизации образуют третий вход блока 10 определения фазового рассогласования. Выход логического элемента НЕ 17 подключен к второму входу управляемого ключа 13, выход которого подключен к управляющему входу вычислительного блока 14, а вход последнего подключен к первому выходу логического блока 1! (первому входу элемента 12 сравнения, два выхода которого образуют выходы блока 10 определения фа5

55 зового рассогласования). Второй выход логического блока 11 подключен к второму входу элемента 12 сравнения, третий выход логического блока 11 подключен к третьему входу управляемого ключа 13.

Выход вычислительного блока 14 через запоминающий элемент 16 подключен к третьему входу элемента 12 сравнения, управляющий вход запоминающего элемента 16 подключен к выходу блока 15 индикации синхронизации.

Кривые 18 и 19 иллюстрируют движение привода по известным способам, кривая 20— по предлагаемому способу.

Злектропривод работает следующим образом.

Опорный генератор 1 подает синхроимпульсы частоты 4 через открытый элемент

2 на первый вход дискриминатора 3 и опорные импульсы фазирования частоты F<, равной заданной частоте вращения электродвигателя 7, на первый вход блока 10 определения фазового рассогласования. До начала фазирования сигналы на обоих выходах блока 10 открывают логические элементы

2 и 4, через которые замыкается контур 9 фазовой автоподстройки частоты вращения двигателя 7. Логический блок 11 (фиг. 2) определяет текущее фазовое рассогласование y(t) опорных импульсов частоты Fo u выходных импульсов датчика 6 положения частоты Fa, поступающих на его второй вход, а запоминающий элеменг 16 в момент выдачи команды блоком 15 индикации синхронизации запоминает его с коэффициентом, определяемым вычислительным блоком

14 по сигналу с дискриминатора 3 (у или у).

В момент начала фазирования to, определяемый блоком 15, логический блок 11 формирует сигнал, определяющий направление отработки приводом начального фазового рассогласования и подает его на элемент 12 сравнения и управляемый ключ 13, который пропускает сигнал у или у на один вход вычислительного блока 14. При фазовом рассогласовании импульсов частот Fp и F, не превышающем л, сигнал на выходе логического блока 11 обеспечивает в первую очередь блокировку прохождения на дискриминатор 3 частотного сигнала foe, а затем

4 и выдачу в вычислительный блок 14 сигнала у, что соответствует сначала разгону, а затем торможению привода. В противном случае (ср )л) сперва блокируется сигнал

4, затем foe и в вычислительный блок 14 выдается сигнал у, что соответствует последовательным во времени режимам торможения и разгона в процессе фазирования электропривода. Инвертирование сигнала дискриминатора Зу обеспечивает логический элемент 17. Далее элемент 12 сравнения сравнивает текущее значение фазовой ошибки (1) со значением, находящимся в запоминающем элементе 16 (у или y y) и в момент их равенства инвертирует сигналы

1272444

1ф где 1ф 2

Н тел ьн ость процесса фазирования по известному способу.

Фиг. 4 наглядно показывает преимущества предлагаемого способа. Действительно, при изменении момента нагрузки от О до М . длительность процесса фазирования сокращается на ЗОЯ по сравнению с из- 40 вестным способом.

Таким образом, благодаря формированию двигательного и тормозного режимов электропривода с разными ускорениями при ограничении тока потребления повышается быстродействие электропривода. 45 на своих выходах е и d, тем самым обеспечивая переключение привода с одного режима на другой.

Скважность сигнала на выходе дискриминатора 3 электропривода в установившемся режиме g = (1 — Мн/Млв), а скваж1 5

3 ность проинвертированного сигнала у =

= (1+М /М .). Очевидно, что разгон и торможение привода при фазировании происходят с различными ускорениями (при ограничении потребляемого тока) 10 ат = ар(1 + 2Мн )

Мэь- Мн где а — ускорение привода на этапе торможения;

ap — ускорение привода на этапе разгона;

М вЂ” момент нагрузки;

М,. — м о мент дв и r ател я.

Поскольку смена режимов (точка переключения) определяется по фазовой координате согласно (pnep = — (1 Мн/Мд ), то движе fp ние привода из любой точки оси абсцисс 20 соответствует оптимальному по быстродействию процессу с учетом момента нагрузки, так как регулируемая координата (фазовое рассогласование) и координата управления (ускорение привода) связаны операцией

25 двоиного интегрирования, Время фазирования по предлагаемому способу равно

< = = + = н" — I — д — Р М дь-он где 1т — длительность этапа торможения;

tp — длительность этапа разгона.

Из этого уравнения можно записать

Формула изобретения

Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя, при котором формируют последовательности импульсов опорной частоты и импульсов, поступающих с датчика положения ротора электродвигателя, сравнивают их, определяют величину и знак фазового рассогласования между указанными импульсами, формируют напряжение, пропорциональное заданному значению тока потребления двигателя, определяют время, соответствующее достижению фазовой координаты Величин (пер = z (1 — Мн/М"), где

MH — м омент н агрузки; M . — момент двигателя, or величины рп первоначального фазового рассогласования, и затем в соответствии со знаком первоначального фазового рассогласования переводят электродвигатель из двигательного в тормозной режим или наоборот, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия, при положительном фазовом рассогласовании +(pg указанных последовательностей импул Ьсов прекращают подачу последовательности импульсов опорной частоты в момент, соответствующий достижению фазовой координатой величины fp = — (1 — М„/М„,), возобновляют подачу последовательности импульсов опорной частоты и прекращают (Ioдачу импульсов, поступающих с датчика положения ротора электродвигателя, возобновляют подачу последней последовательности импульсов в момент, соответствующий отработке валом электродвигателя фазового рассогласования с заданной точностью, при отрицательном фазовом рассогласовании — y, указанных последовательностей импульсов прекращают подачу последовательности импульсов с датчика положения ротора электродвигателя в момент, соответствующий достижению фазовой координатной величины (1)пер = - (1+Ми/Млв), возобновляют по2 дачу последовательности импульсов с датчика положения ротора электродвигателя и прекращают подачу последовательности импульсов опорной частоты, возобновляют подачу последней последовательности импульсов в момент, соответствующий отработке валом электродвигателя фазового рассогласования с заданной точностью.

1272444

Риг. 1 (Риг. 2

1272444

С оста в и тел ь А ..Алешей к и н

Редактор A. Шишкина Текред И. Версс Коррскгор М. Самборская

Заказ 6346/53 Тираж 631 Позйисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверТ f -Т сивных быстродействующих электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к злектротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих или позиционных электроприводах с точной остановкой меха .низма

Изобретение относится к электттотехнике и может быть использовано в судовых лебедках

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе электромашинных преобразователей постоянного тока в однофазный переменный ток

Изобретение относится к элект ротехнике и может быть использовано в системах автоматического регулиро™ вания положения и скорости различных исполнительных механизмов, например, при производстве интегральных Ш1кросхем, волоконно-оптических изделий и т.По Расширение полосы пропускания в режиме гармонической заводки достигается за счет компенсации реакщш на платформу со стороны пьезоэлемента 8 и исполнительного органа 9 путем введения дополнительного конструктивно идентичного второго пьезозлемента 13 .с инерционной нагрузкой 14, равной инерционной нагрузке исполнительного органа, причем второй пьезозлемент подключен на выход преобразователя 7 противофазно первому пьезоэлементуо 8 S Изобретение дополнительное к авТо св

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока с широким диапазоном регулирования

Изобретение относится к электро™ технике и может найти применение в импульсных устройствах регулирования скорости

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх