Распределительное устройство сверхвысокого напряжения
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
09) (И) ГОСУД/РСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51)5 Н 02 3 3 00 (46) 15.10.90. Бюл. Р 38 (21) 3752465/24-07 (22) 12.06.84 (71) Киевское отделение Всесоюзного государственного научно-исследова. тельского.и проектно-изыскательского института по проектированию атомных
:электростанций и крупных топливноэнергетических комплексов "Атомтепло,электропроект" (72) И.А. Сафьян (53) 621 ° 316. 37 (088. 8) (56) Фельдман И.И. Черновец А.К.
Особенности электрической части атомных электростанций. Л.: Энергоатомиздат, 1983, с. 67-87.
Лисовский Г.С., Хейфиц М.Э. Глав-.ные схемы и электротехническое оборудование подстанций 35-500 кВ. И.:.
Энергия, 1977, с. 333.
{54)(57) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СВЕРХВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, содержащее две рабочие системы шин с включенньии между ними цепочками из последовательно включенных не менее трех выключателей, снабженных разъединителями, между которыми подключены присоединения, о т л и ч а ю— щ е е .с я тем, что, с целью повышения надежности путем замены каждого выключателя, выводимого в ремонт, другим выключателем без изменения электрических соединений в схеме, а также упрощения конструкции и повышения надежности генерации и электроснабжения, оно содержит обходные и подменные разъединители, а также обходную систему шин, к которой подключен обходной выключатель, соединенный через развилку из разъединителей с,рабочими системами, причем обходные разъединители подключены к присоединениям, соединенным с рабочими системами шин через один выключатель, и к обходной системе шин, а подменные разъединители включены между. остальными присоединениями и точкой соединения шинных разъединителей цепочек с их выключателями.
128111
Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для распределения энергии, и может быть использовано на электростанциях и подстанциях сверхвысокого напряжения.
Целью изобретения является повы-. шение надежности путем замены каждо,го выключателя, выводимого в ремонт, другими выключателями без удлинения 10 электрических соединений в схеме, а также упрощение конструкции и повышение надежности генерации и электроснабжения.
На фиг. 1 и 2 показаны схемы рас: пределительного устройства с 4/3 и 3/2 выключателями на присоединение соответственно; на фиг. 3 — схема устройства по схеме шестиугольника, на фиг. 4-8 - конструктивное выпол- 20 нение распределительного устройства.
Распределительное, устройство со. держит. две рабочие системы шин 1 и 2, выключатели 3 и 4, средние выключатели 5 и 6, присоединения 7, 8 и 9 и обходную систему шин 10. Между шинами и 2 включена развилка из разъединителей 11, 12 к которой подключены обходной выключатель 13.
Разъединитель 14 включен между об ходным выключателем и обходной системой шин 10. Выключатели 3-6 снабжены разъединителямй 15-22, обходными разъединителями 23, 24, подменными разъединителями 25, 26. Присое- 35 динения 7 и 9 имеют разъединители
27-30. Распределительное устройство содержит также трансфорйаторы тока
31-35.
В рабочем режиме устройства ток 10 через две системы шнн 1 и 2 шинные и средние выключатели 3-6, разъединители выключателей и линейные разъединители 15-22 и 27-29, трансформаторы. тока 31-34 распределяется по присоединениям 7, 8 и 9.
Для вывода в ремочт шинного выключателя 3 (или 4) обходной выключатель 13 с помощью разъединителя 11 (или 12) подключается к рабочей сис- 50 теме шин t (или 2) и с помощью разъединителя 14 — к обходной системе шин 10.
К последней также подкхпочаются с помощью обходного разъединителя 23, 55 (или 24) присоединение 7 (или 9).
При этом обходной выключатель 13 оказывается присоединенным параллель7 2 но шинному выключателю 3 (нли 4), который после включения обходного выключателя 13 отключается и. с помощью разъединителей 15, 16 (или 21 и 22) исключается из схемы для ремонта.
Все коммутационные функции в период ремонта шинного включателя 3 (или 4) выполняются обходным выключателем 13, При ремонте среднего выключателя (илн 6) в указанной выше последовательности собирается схема для замены соседнего с ним шинного выключателя 3 (или 4) обходным выключателем 13, который включается в работу вместо шинного.
Освободивщийся шинный выключатель
3 (или 4) отсоединяется от системы шин t (или 2) разъединителем 15 (или
21) и с помощью подменного разъединителя 15 (или 16) присоединяется параллельно среднему выключателя 5 (или 6).
Затем средний выключатель 5 (или 6) откхжчается и исключается из схемы с помощью разъединителей
17 и 18 иги 19, 20 для ремонта.
Все ксммутационные функции в период ремонта среднего выключателя
5 (или 6) выполняются соседним с ним шинным выключателем 3 (или 4) который в свою очередь заменен обходным 13.
Подключение к схеме распределительного устройства отремонтированного шинного илн среднего вьпапочателя осуществляется в-обратной последовательности.
На фиг. 2 показано использование предлагаемого решения для цепочек схемы 3/2 и в случае подключения к. двум системам шин одного присоединения.
В обоих модификациях цепочек при ремонте шинных выключателей последние заменяются обходным выключателем непосредственно, а при ремонте среднего включателя в схеме 3/2 для его замены используется один из шинных выключателей, подключаемый параллельно среднему с помощью подменного разъединителя.
Таким образом, при ремонте любого вьпапочателя не происходит pasрыв цепочек схемы, что увеличивает надежность работы устройства в усло12S1117 виях нормальной эксплуатации и при авариях.
При этом в качестве расчетного режима при оценке надежности схемы может рассматриваться только случай отказа.одного из выключателей.
Присоединение двух и более цепей, одновременное отключение которых недопустимо, может чередоваться че- 1О рез два выключателя с вероятной по" терей лишь одной, оговоренной выше цепи.
Это реализуется включением одноименных элементов в одну цепочку схемы 4/3 (нап1.имер, двух энергоблоков, двух автотрансформаторов связи, двух пиний), либо в разные цепочки — эа шинными выключателями одной системы сборных шин.
1 1
12811 7
128!!17 4 ъ 1 с ф
<9y+> С
Составитель Н.Иихайлов
Техред A.Êpaâ÷óê. Корректор И.Демчик .
Ф»
Тираж 415 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушскац наб., д. 4/5 Заказ 4361
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4