Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства

 

Изобретение относится к приборос роеншо и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на его ресурс, а также для регистрации эквивалентного пробега механических . узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима работы . Устройство обеспечивает высокую точность определения ресурса . Устройство содержит датчик температуры, датчик наработки, компаратор, управляемый источник опорного напряжения, блок управления, делитель частоты, регистры, задатчики кода, преобразователь параллельного кода в число-им-. пульсный и счетчик. Блок управления содержит генератор импульсов, элементы И-НЕ, ШШ-НЕ и НЕ, делитель частоты , триггер и датчик включения, питания . 1 з.п. ф-лы 3 ил. с &г (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 4 G 07 С 3 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н Д ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3925886/24-24 (22) 10.07.85 (46) 07.01.87. Бюл. У 1 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) В.К.Шакурский, Ю.С.Бугаков и A.À.Ïÿòàåâ (53) 681.178(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1034056, кл. G 07 С 3/00, 1982.

Авторское свидетельство СССР

Н 773657, кл. G 07 С 3/00, 1/79. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕСУРСА

МЕХАНИЧЕСКИХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к приборос Рроению и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на его ресурс, а также для регистрации эквивалентного пробега механических узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима работы, Устройство обеспечивает высокую точность определения ресурса . Устройство содержит датчик температуры, датчик наработки, компаратор, управ- ° ляемый источник опорного напряжения, блок управления, делитель частоты, регистры, задатчики кода, преобразователь параллельного кода в число-им-. пульсный и счетчик. Блок управления содержит генератор импульсов, элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ и НЕ, делитель часто- 3 ты, триггер и датчик включения. питания. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1282174

График 1 (фиг. 1);показывает, реальную зависимость коэффициента пересчета tt. для переработки узла в зависимости от температуры масла. 25

Устройство содержит компаратор 2, к входам которого подключен датчик 3 температуры и управляемый источник 4 опорного напряжения, блок 5 управления, к первому входу которого подклю- З0 о .чен выход компаратора 2, а первый выход подключен к тактовым n+1 входам, соединенным в каскад К-разрядных регистров 6, датчик 7 наработки, выход которого подключен к установочным входам и регистров 6, к установочному входу источника 4 и к второму блоку

5, делитель 8 частоты с коэффициентом деления К, к входу которого подключен первый выход блока 5, а выход подклю- щ чен к входу источника 4, блок из Нперенастраиваемых задатчиков 9 кода, выходы которых подключены к соответствующим информационным входам параллельной записи п регистров 6, преобразователь 10 параллельного кода в число-импульсный, к информационным входам которого подключены выходы .параллельного считывания и+1 регистра

6, к управляющему входу подключен вы- 50 ход компаратора 2, к счетному входу подключен второй выход блока 5, а к выходу подключен счетчик 11.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для экспериментального определения влияния рабочей температуры узла на

Ф его ресурс, а также для регистрации 5 эквивалентного пробега механических узлов транспортных средств в зависимости от их температурного режима ра-. боты.

Цель изобретения — повьппение точности устройства для контроля ресурса механических узлов транспортного средства.

На фиг.1 изображен график зависимости коэффициента пересчета для наработки узла в зависимости от его температуры; на фиг.2 — структурная схема устройства; на фиг.3 — функциональная схема блока управления. 20

Блок 5 управления содержит генератор 12 импульсов, делитель 13 частоты, триггер 14, элемент И-НЕ 15, элемент НЕ 16, элемент ИЛИ-НЕ 17 и датчик

18 включения питания.

Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного: средства. работает следующим образом.

Рабочий температурный диапазон механического узла разбивается на и интервалов, и для каждого интервала в соответствии с заданной зависимостью коэффициента пересчета от температуры (фиг.1) выбираются средние коэффициенты и набираются на соответствующих задатчиках 9, причем на первом задатчике 9 набирается коэффициент, соответствующий максимальной температуре, а на и-м задатчике 9— соответствующий минимальной температуре (фиг.2). В примере конкретной реализации п10. При включении питания блок 5 и преобразователь 10 параллельного кода в число-импульсный блокируются.

По приходу импульсного сигнала с датчика 7 наработки, который соответствует заданной единичной наработке (для транспортного средства удобнее использОвать единичный пробег в 1 км, так как ресурс определяется пройденным расстоянием), в регистры 6 запи сываются коэффициенты пересчета, источник 4 устанавливается в состояние, соответствующее минимальной температуре рабочего диапазона, и начинается формирование тактовых импульсов на первом выходе блока 5, на втором выходе которого тактовые импульсы формируются непрерывно.

Так как регистры 6 К-разрядные, а делитель 8 имеет коэффициент деления

К, то после первых К тактовых импульсов в (n+1)-м регистре 6 записан первый коэффициент пересчета, установленный задатчиком 9п записанный предварительно в регистр бп и соответствующий первому температурному интервалу, начиная с минимальной температуры, Одновременно на выходе делителя 8 появляется импульс, по которому источником 4 сформирован уровень напряжения, соответствующий верхней границе первого температурного интервала. После формирования вторых п+1 тактовых импульсов в (п+1)-м регистре

6 записач второй коэффициент пересчета, а на выходе источника 4 сформирован уровень напряжения, собтветствующий верхней границе второго температурного интервала. После формирования nik тактовых импульсов в (и+1)-м регистре 6 записан и-й коэффициент

1282174 пересчета, а на выходе источника 4— напряжение, соответствующее верхней границе температурного интервала.

Если напряжение датчика 3 температуры оказывается меньше напряжения, 5 соответствующего верхней границе определенного температурного интервала, то на выходе компаратора 2 появляется сигнал, по которому формирование тактовых импульсов.на первом выходе блока 5 прекращается. При этом в п+1 регистре 6 записан коэффициент пересчета, соответствующий данному температурному интервалу. Одновременно по сигналу компаратора 2 начинает- 5 ся преобразование с помощью преобразователя 10 параллельного кода, который соответствует коэффициенту пересчета в (п+1)-м регистре 6 в число им пульсов. Сформированные импульсы пос- >о тупают в счетчик 11. Таким образом, например, при температуре узла 10 С ко-. эффициент пересчета равен 1, 7 и при пробеге транспортного средства в 1 км в счетчик записывается 17 импульсов, а показания его увеличатся на 1,7 км.

Ф

В конкретном выполнении устройство может быть использовано при стендовых .испытаниях для определения зависимости коэффициента пересчета от рабо-ЗО чей температуры исследуемого узла и при эксплуатации данного узла для определения эквивалентной наработки.

Вначале задается примерный вид зави-. симости коэффициента пересчета от 3S .температуры. После испытаний на стенде определяется износ и соответству\ ющий пробег, по величине которого уточняется вид кривой. В этом случае применение устройства позволяет сок- 40 ратить время испытаний. Полученная в результате испытаний зависимость считается постоянной для данного узла транспортного средства.

На заводе-изготовителе кривая за- 45 дается соответствующей распайкой выводов регистров 6 устройства, которое устанавливается на транспортное сред-. ство. Показания счетчика 11 устройства соответствуют эквивалентному про- N бегу узла.

Блок 5 управления работает следующим образом.

Импульс датчика 7 наработки посту-" пает на второй вход блока 5 и опроки-М дывает триггер 14, Элемент И-НЕ 15 ,открывается, и импульсы генератора

12 проходят на первый выход, а каждый восьмой импульс с выхода делителя 8 поступает на тактовый вход источника

4. С выхода делителя 13 с коэффициентом деления 100 импульсы .поступают на преобразователь tO параллельного кода в число-импульсный. Коэффициент деления делителя 13 определяется быстродействием счетчика 11 и частотой опорного генератора 12. При включении питания устройства с датчика 18 снимается импульс, который с помощью триггера 14 блокирует элемент И-HE

15. Сигнал компаратора 2, который поступает на первый вход блока 5, также блокирует элемент И-HE 15 через элемент ИЛИ-НЕ 17, элемент НЕ 16 и триггер 14.

Формула изобретения

1. Устройство для. контроля ресурса механических узлов транспортного средства, содержащее датчик температуры, выход которого соединен с первым входом компаратора, управляемый источник опорного напряжения, выход которого подключен к второму входу компаратора, блок управления и счетчик, о т л и ч а ю щ е е с я .тем, что, с целью повышения точности устройства,-в него введены делитель частоты, датчик наработки, и задатчиков кода, и+1 регистров и преобразователь параллельного кода в числоимпульсный, выход компаратора- соединен с управляющим входом преобразователя параллельного кода в число-импульсный и с первым входом блока управления, первый выход которого через делитель частоты подключен к управляющему входу управляемого источника опорного напряжения и непос.;редственно к тактовым входам и+1 ре1гистров, которые соединены последовательно, выход датчика наработки подключен к установочному входу управляемого источника опорного напряжения, к установочным входам .и регистров и к второму входу блока управления, второй выход которого соединен со счетным входом преобразователя параллельного кода в число-импульсный, выход которого .подключен к входу счетчика, выходы и задатчиков кода соединены соответственно с входами записи информации и регистров, выход п+1 ре-. гистра подключен к информационному входу преобразователя параллельного кода в число-импульсный.

128217

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок управления содержит генератор импульсов, делитель, частоты, триггер, элемент

И-НЕ, датчик включения питания, элемент НЕ и элемент ИЛИ-НЕ, первый вход которого является первым входом блока управления, выход датчика включения питания соединен с вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, выход которого через 10

4 6 элемент HE подключен к первому входу триггера, выход которого соединен с . первым входом элемента И-НЕ, выход которого является первым выходом блока унравления, вторым входом которого является второй вход триггера, выход генератора импульсов соединен с вторым входом элемента И-НЕ и с входом делителя частоты, выход которого является вторым выходом блока управления.

Фиг. 2

1282174

Редактор Н.Бобкова

Заказ 7271/50 Тираж 467 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

С3 м

ФЮ с

Ф а фц Î С) ъ- М

Составитель Г.Усачев

Техред:Л.Олейник Корректор А.Обручар

Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства Устройство для контроля ресурса механических узлов транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике , в частности к устройствам для контроля технологических процессов

Изобретение относится к области вычислительной и информационной техники и предназначено для автоматического счета в АСУТП дискретного производства

Изобретение относится к технике регулирования технологических процессов , характеризующихся интенсивностью поступл.ения дискретной информации

Изобретение относится к средствам управления производством и предназначено для контроля состояния технологического оборудования в обрабатьшающих цехах

Изобретение относится к области учета мащинного времени и может найти применение при автоматизации различных процессов

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для проверки правильности монтажных соединений -электрорадиоцепей

Изобретение относится к средствам автоматики и вычислительной техники и предназначено для прогнозирования времени функционирования изделий и определения их ресурса

Изобретение относится к приборостроению и измерительной технике и может быть использовано при испытаниях машин в аксплуатационных условиях

Изобретение относится к области автоматизации производства и предназначено для подсчета отрезанных на гильотинных ножницах металлических изделий

Изобретение относится к производственным машинам и к методам исправления их неполадок

Изобретение относится к системам контроля за процессами, связанными с использованием различного рода ресурсов (финансовых, энергетических, товарных), система предназначена учитывать ресурсы, имеющиеся в ней и поступающие извне, планировать и контролировать их использование и возврат при передаче ресурсов для использования внешним агентом

Изобретение относится к средствам сбора и анализа информации, в частности к способам сбора и анализа информации о параметрах работы техники массового использования

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в вычислительных системах различного назначения для отображения времени потребления подсветки на дисплее

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам текущего контроля состояния силовой установки

Изобретение относится к импульсной технике

Изобретение относится к способу и устройству для контроля системы с несколькими функциональными блоками, такой как производственная система

Изобретение относится к приборостроительной промышленности и может быть использовано в системах визуального контроля времени работы объектов различного назначения в масштабах относительного времени

Изобретение относится к области автоматического контроля, в частности к устройствам определения времени работы объекта под нагрузкой, интенсивности его загрузки и степени его использования во времени, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в частности, в экономических обоснованиях при начислении заработной платы обслуживающему персоналу
Наверх