Устройство для контроля генераторов

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Цель изобре-- тения - расширение функциональных возможностей устройства. Устройство содержит датчики 1 и .2 тока возбуждения , датчик 3 текущего напряжения, датчик 4 опорного напряжения, компараторы 6-И, элементы И 12-17, эле менты ИЛИ 18 и 19 и реле 20-22 времени . Введение реле 23 времени, индикатора 24 и образование новых функциональных связей обеспечивает возможность распознавания вида дефекта парсшлельно работающих генераторов из строя самого генератора или регулятора напряжения. 1 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

{5!> 1 G 01 R 31/28

) Д !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3630764/24-21 (22) 28,07.83 (46) 23.01,87, Бюл, Р 3 (71) Рижский Краснознаменный инсти" тут инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) Н.Н.Левин, А.Л.Серебряков и А.В.Булеков (53) 62-1.317,799 (088.8) (56) Основы электрооборудования летательных аппаратов./Под ред. Д,E,Áðóñнина. — И.: Высшая школа, 1978, с. 274-281, рис.8.10.

Патент ФРГ Ô 2358676, кл. Н 02 Н 7/06, 1976.

"SU j 285411 А 1 (54) УСТРОЙСТВО Д11Я КОНТРОЛЯ ГЕНЕРАТОРОВВ (57) Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Цель изобре-. тения — расширение функциональных воэможностей устройства. Устройство содержит датчики 1 и 2 тока возбужpåíHÿ, датчик 3 текущего напряжения, датчик 4 опорного напряжения, компа-. раторы 6-!1, элементы И !2-17, элементы ИЛИ 18 и 19 и реле 20-22 времени. Введение реле 23 времени, индикатора 24 и образование новых функциональных связей обеспечивает возможность распознавания вида дефекта параллельно работающих генераторов из строя самого генератора или регулятора напряжения, 1 ил.

12854

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля и диагностики неисправностей параллельно работающих генераторов, 5

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства, заключающихся в возможности распознавания вида дефекта параллель-!0 но работающих генераторов: выход из строя самого генератора или регулятора напряжения.

На чертеже представлена структурная схема устройства. !5

Устройство содержит первый 1 и второй 2 датчики тока возбуждения, датчик 3 текущего напряжения, датчик 4 опорного напряжения, датчик

5 иебаланса реактивного тока, с первого по шестой компараторы б — ll, с первого по шестой элементы И

12-17, первый и второй элементы

ИЛИ 18 и 19, с первого по четвертое реле 20-23 времени и индикатор 24. 25

Выход первого датчика 1 тока возбуждения соединен соответственно с первыми входами первого и второго компараторов 6 и 7, выход второго датчика 2 тока возбуждения соединен 30 соответственно с вторыми входами первого и второго компараторов 6 и

7. Выход датчика 3 текущего напряжения соединен с первыми входами пятого и шестого компараторов 10 и Il. Вторые входы пятого и шестого компараторов 10 и l! соединены с вторым выходом датчика 4 опорного напряжения. Первый выход датчика 4 опорного напряжения соединен с пер- щ выми входами третьего и четвертого компараторов 8 и 9, а вторые входы третьего и четвертого компараторов

8 и 9 соединены с выходом датчика 5 небаланса реактивного тока, 45

Выход первого компаратора 6 соединен с первым входом первого элемета

И 12, вторым входом четвертого элемента И 15, первым входом пятого элемента И 16, Выход второго компара-5О тора 7 соединен с первым .входом второго элемента И 13, вторым входом третьего элемента И 14, первым входом шестого элемента И 17, Выход пятого компаратора 10 соединен с пер-55 вым входом третьего элемента И 14 и третьим входом пятого элемента И !6, Выход шестого ко4паратора 11 соединен с первым входом четвертого элемента

11 2

И 15 и третьим входом шестого элемента И 17, Выход третьего компаратора

8 соединен с вторым входом первого элемента И 12, третьим входом третьего элемента И 14, вторым входом шестого элемента И 17. Выход четвертого компаратора 9 соединен с вторым входом второго элемента И 13, третьим входом четвертого элемента И 15 и вторым входом пятого элемента И 16, Выход первого элемента И 12 через третье реле 22 времени соединен с первым входом индикатора 24. Выход второго элемента И 13 соединен через четвертое реле 23 временм с вторым входом индикатора 24. Выходы третьего и четвертого элементов

И 14 и 15 соединены с соответствующими входами первого элемента ИЛИ 18, выход которого через первое реле 20 времени соединен с третьим входом индикатора 24. Выходы пятого,, mecтого элементов И 16 и 17 соединены с соответствующими входами второго элемента ИЛИ 19, выход которого через второе реле 21 времени соединен с четвертым входом индикатора 24, Устройство работает следующим образом, Принцип действия устройства основан на сравнении токов возбуждения и реактивных токов, а также текущего напряжения шин с номинальным напряжением датчика опорного напряжения и использования полученных сигналов для определения неисправного блока генераторов.

Устройство позволяет выявить четыре различных состояния двух параллельно работающих генераторов: неисправность первого генератора, неисправность второго генератора, неисправность первого регулятора напряжения, неисправность второго регулятора напряжения °

Неисправность генератора, работающего на общую сеть с другим генератором, характеризуется увеличенным током возбуждения и уменьшенным значением реактивного тока по сравнению с током возбуждения и реактивным током исправного генератора, Если ток.возбуждения первого генератора (датчик 1 тока возбуждения) больше тока возбуждения второго генератора, то с первого компаратора 6, на первый вход которого поступает сигнал с датчика 1 тока

l2854II

55 возбуждения, а на второй вход — с датчика 2 тока возбуждения, на первый вход первого элемента И !2 поступает сигнал логической единицы.

Если реактивный ток первого генератора меньше реактивного тока второго генератора, то с третьего компаратора 8 на второй вход первого элемента И 12 также поступает сигнал логической единицы. При этом с вы- !О хода этого элемента сигнал логической единицы через реле 22 времени поступает на первый вход индикатора

24 и через время задержки реле 22 индицируется сигнал неисправности 15 первого генератора, Для неисправного второго генератора аналогичный сигнал образуется на выходе элемента И 13 и поступает через реле 23 времени на второй вход 20 индикатора 24 для индикации неисправности второго генератора, Неисправность регулятора напряжения одного из параллельно работающих генераторов характеризуется либо уменьшенным значением тока возбуждения и, как следствие,.уменьшенным значением реактивного тока по сравнению с исправным генератором, либо увеличенньпчи значениями тока возбуди- 30 дения и реактивного тока. Для двух параллельно работающих генераторов в этом случае характерно уменьшение (увеличение) тока возбуждения и реактивного тока одного генератора и одновременное увеличение (умень- . шение) тока возбуждения и реактивного тока второго генератора. Поэтому для различения неисправности регулятора напряжения каждого из па- 40 раллельно работающих генераторов дополнительно анализируется сигнал напряжения шин генераторов с датчика 3 текущего напряжения, Так, если неисправность первого регулятора напряжения приводит к увеличению тока возбуждения и, следовательно, положительному небалансу реактивного тока первого генератора, с выходов компараторов 6 и 9 на второй и третий входы элемента

И 15 поступят сигналы логических "1", Перегрузка генератора с неисправным регулятором напряжения, приведет к увеличению напряжения на шинах параллельно работающих генераторов, а это соответствует выходному сигналу логической "1" компаратора II, который поступает на первый вход элемента И 15. При этом на выходе элемен" та ИЛИ 18 формируется сигнал логической "1", который через реле 21 времени, обеспечивающее исключение ложных сигналов о неисправности, например, из-за переходных процессов в системе, поступает на третий вход индикатора 24, При уменьшении тока возбуждения и, следовательно, отрицательном значении небаланса реактивного тоха первого генератора из-за неисправности перв6го регулятора напряжения сигналы логических "1" сформируются на выходах компараторов 7 и 8 и поступят на второй и третий входы элемета И !4. Разгрузка генератора с неисправным регулятором напряжения приведет к уменьшению напряжения на шинах параллельно работающих генераторов, а это соответствует выходному сигналу логической "1 на выходе компаратора 10, который поступает на второй вход элемента И 14.

При этом на выходе элемента ИЛИ !8 формируется сигнал логической "1", поступающий через реле 20 времени на третий вход индикатора 24.

При увеличении тока возбуждения и, следовательно, положительном значении небаланса реактивного тока второго генератора из-за неисправного регулятора напряжения (это соответствует уменьшению тока возбуждения и отрицательному значению небаланса реактивного тока первого генератора) сформированные логические "1" на выходе компараторов 7 и 8 одновременно поступают на первый и второй входы элемента И 17, на третий вход этого элемента поступает сигнал логической "1" о повьппенном значении напряжения с выхода компаратора 11, так как перегрузка генератора с неисправным регулятором напряжения приводит к увеличению напряжения на его шинах. При этом на выходе элемента ИЛИ 19 формируется сигнал логической "1", При неисправности второго регулятора напряжения, приводящей к уменьшению тока возбуждения и отри- . цательному значению небаланса реактивного тока второго генератора (что соответствует увеличению тока возбуждения и положительному .значению небаланса реактивного тока первого

1 28541 i

Составитель В.Гусев

Редактор С,Пекарь - Техред N.Ходанич

Корректор Г,Решетник

Тираж 730 Подписное

В!!ИП!1И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Заказ 7б40/48

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Уж1ород, ул.Проектная,4 генератора), сформированные логические "1" HB выходах компарато!ьов

6 и 9 одновременно поступают на первый и второй входы пятого элемента

И 16, На третий вход этого элемента поступает сигнал логической "!" о пониженном значении напряжения с выхода компаратора 10, так как разгрузка генератора с неисправным регулятором напряжения приводит к умень-шению напряжения на шинах, 1!ри этом на выходе элемента ИЛИ 19 формируется сигнал логической "1", которыи через реле 21 времени, обеспечивающее исключение ложных сигналов о неисправностях, поступает на четвертый вход индикатора 24, В качестве индикатора может быть использовано, например, световое табло, состоящее из набора реле, контакты которых при наличии сигнала на реле замыкают цепи питания сигнальных ламп, высвечивающих на табло указательные надписи о неиаправностях, например "Неисправен генератор к=.!", "Неисправен регулятор напряжения !! - 1" и т.д.

Формул а изобретения

Устройство для контроля генераторов, содержащее первый датчик тока возбуждения, выход которого соеди° нен с первыми входами первого и второго компараторов, выходы которых соединены с первыми входами первого и второго элементов И соответственно, вторые входы которых соеди.нены с выходами третьего и четвер- того компараторов соответственно, первые входы которых соединены с первым выходом датчика опорного напряжения, третий, четвертый элементы И, выходы которых соединены с входами первого элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым реле времени, пятый и шестой элементы И, выходы коTApblx < oE .jI lf«(. ны с вх< д;I ми « ) p() I î элемента !12!11, . ьч хоп кот<. гого соедицсн с «ходом B Top()l о реле «ремени, B To рой датчик тока возбуждения, датчик текущего напряжения, третье реле времени, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, заключающихся в возможности распознавания

10 вида дефекта генераторов, в него введены датчик небалапса реактивного тока, четвертое реле времени и индикатор, причем выход второго датчика тока возбуждения соединен с вто-!

5 рыми входами первого и второго компараторов, выход датчика текущего напряжения соединен с первыми входами пятого и шестого компараторов, вторые входы которых соединены с вторым вы20 ходом датчика опорного напряжения, а выходы соединены соответственно с первым входом третьего элемента И и первым входом четвертого элемента

И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами второго и первого компараторов, третьи входы третьего и четвертого элементов И соединены соответственно с выходами третьего и четвертого компараторов, 30 первые входы пятого и шестого элементов И соединены соответственно с выходами первого и второго компараторов, вторые входы соединены соответственно с выходами четвертого и третьего компараторов, а третьи выходы соединены с выходами пятого и шестого компараторов соответственно, выходы первого и второго элементов И соединены соответственно че40 рез третье и четвертое реле времени с первым и вторым входами индикатора, выходы первого и второго реле времени соединены соответственно с третьим и четвертым входами индикато45 ра, ныход датчика небаланса реактивных токов соединен с вторыми входами третьего и четвертого компараторов,

Устройство для контроля генераторов Устройство для контроля генераторов Устройство для контроля генераторов Устройство для контроля генераторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к устройствам измерения мертвых ходов механизмов электроприводов

Изобретение относится к области электротехники, преимущественно к устройствам контроля параметров электрических машин, и может быть использовано для контроля неравномерности воздущного зазора синхронного двигателя

Изобретение относится к злектромаипшостроению и может быть использовано в устройствах для контроля электромагнитных параметров магнитопроводов электрических машин.Цель изобретения - повышение производительности труда при контроле

Изобретение относится к электротехнике , преимущественно к электрическим вращаншцшся машинам, и может быть использовано для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных электродвигателей с зубчатым ротором и свобтэдным доступом к общей точке звезды трехфазной обмотки на статоре во всех областях народного хозяйства, производящих или эксплуатирукнцих электрические машины

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно, к способам контроля в процессе эксплуатации безщеточных синхронных машин с обращенными синхронными возбудителями (ОСВ) с однополупериодными т;фазными вращающимися выпрямителями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при тепловых испытаниях электродвигателей

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовачо при исследовании электрических машин, когда по времени выбега косвенно оценивают момент сопротивления ротора, а следовательно, состояние подшипниковых опор

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх