Шпоночное соединение
Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения - расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции. Указанная цель достигается за счет выполнения 3 шпонки (Ш) 1 в виде спиральной пруг жины призматической формы. Для этого Ш 1 размещена в пазах призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5. В полости Ш 1 установлен вкладыш 6 (войлочный, поролоновый и т.п.), пропитанный смазкой до насыщения , а на ее боковой поверхности выполнены каналы (К) 7 для подвода смазки. К 7 пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки. При смещении в окружном направлении вала 4 относительно втулки Ъ (под нагрузкой) Ш I деформируется и сжимает вкладьш 6. Смазка по К 7 поступает в зону трения. Это позволяет ускорить подвод смазки в зону трения за счет упрощения конструкции системы смазки. 3 ил. с б (Л ff tc 00 О5 00 00 4j
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ИО4 F 16 В 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3911367/25-27 (22) 1 1 . 06. 85, (46) 30.01.87. Бюл. Ф 4 (71) Государственный институт по про-. ектированию метизных зачодов (72) С.А.Кручинин, Р,И.Сопов и H.Е.Вакатов (53) 621.28.886(088.8) (56) Патент США У 4358215, кл. F 16 В 3/00, 1978.
Патент США Ф 3421783, кл. 287.52.05, 1969. (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения— расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции. Указанная цель достигается за счет выполнения
„„Я0„„1286837 а1 шпонки (Ш) 1 в виде спиральной пру;. жины призматической формы. Для этого
Ш 1 размещена в пазах призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5. В полости Ш 1 установлен вкладыш 6 (войлочный, поролоновый и т.п.), пропитанный смазкой до насыщения, а на ее боковой поверхности выполнены каналы (К) 7 дпя подвода смазки. К 7 пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки.
При смещении в окружном направлении вала 4 относительно втулки 5 (под нагрузкой) Ш 1 деформируется и сжимает вкладьпп 6. Смазка по К 7 поступает в зону трения. Это позволяет ускорить подвод смазки в зону трения за счет упрощения конструкции системы смазки. 3 ил.
1286837
Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции.
На фиг,1 изображено соединение, разрез; на фиг.2 — расположение шпанки в пазу вала, вид сверху, на фиг.Эрасположение элементов соединения под нагрузкой.
10 0понка 1 выполнена в виде полой спиральной пружины 2 и размещена в пазах 3 призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5.
Внутри шпонки 1 имеется пористый
f5 вкладыш 6, пропитанный смазкой до насыщения. Вкладьпп 6 может быть выполнен иэ войлока, поролона и т.п.
В шпонке 1 имеются каналы 7 для подвода смазки, которые пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки. Это сокращает объем полости масляной магистрали.
Если при работе соединения, состоя", 5 щего иэ вала 4 и втулки 5, нагрузка на вал (или ступицу) резко изменяется, то влияние изменения нагрузки на втулку (или вал) уменьшается за счет деформации упругой шпонки 1.
При смещении вала 4 относительно втулки 5 шпонка 1 деформируется. При этом вкладыш 6 сжимается и смазка по каналу 7 поступает в зону трения.
За счет наличия каналов для подвода смазки на боковой поверхности
35 призмы, пересекающихся с поверхностью сопряжения вала и втулки, и размещения вкладыша внутри призмы обеспечи- . вается ускоренный подвод смазки в зо- 40 ну трения благодаря сокращению до минимума объемов полостеи масляной магистрали.
Такое выполнение позволяет отказаться от специальных устройств, обеспечивающих подвод смазки к каналу (насоса, подпиточного бачка и т.п.).
Использование предложенного шпоночного соединения позволит расширить функциональные возможности при упрощении конструкции за счет исключения необходимости в совместной обработке паза вала и втулки, исключения необходимости изготовления нала и втулки иэ материалов, близких о твердости, обеспечения возможности крепления втулки в любой части вала при любой его длине, ускорения подвода смазки в зону трения, упрощения конструкции системы смазки.
Формула изобретения
Шпоночное соединение, содержащее вал, втулку, установленную в совмещенных пазах, шпонку, выполненную в. виде упругой полой спиральной пружины и средства для подвода смазки к сопряженным поверхностям соединения, о т л и ч а ю щ.е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных функций при упрощении конструкции, шпонка выполнена в виде призмы, а средства для подвода смазки - в виде пересекающихся с поверхностью сопряжения вала и втулки каналов, расположенных на боковой поверхности призмы, и размещенного в полости призмы упругопористого вкладыша, пропитанного смазочным веществом до насыщения.
1286837
Фиг. 2
Вклады/
Шибнка
Составитель В.Иванов
Редактор И.Рыбченко Техред М.Ходанич
Корректор М.Демчик °!
Заказ 7699/36 Тираж 758 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская на6., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ysi.Ïðîeêòíàÿ,$