Шпоночное соединение

 

Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения - расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции. Указанная цель достигается за счет выполнения 3 шпонки (Ш) 1 в виде спиральной пруг жины призматической формы. Для этого Ш 1 размещена в пазах призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5. В полости Ш 1 установлен вкладыш 6 (войлочный, поролоновый и т.п.), пропитанный смазкой до насыщения , а на ее боковой поверхности выполнены каналы (К) 7 для подвода смазки. К 7 пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки. При смещении в окружном направлении вала 4 относительно втулки Ъ (под нагрузкой) Ш I деформируется и сжимает вкладьш 6. Смазка по К 7 поступает в зону трения. Это позволяет ускорить подвод смазки в зону трения за счет упрощения конструкции системы смазки. 3 ил. с б (Л ff tc 00 О5 00 00 4j

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ИО4 F 16 В 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3911367/25-27 (22) 1 1 . 06. 85, (46) 30.01.87. Бюл. Ф 4 (71) Государственный институт по про-. ектированию метизных зачодов (72) С.А.Кручинин, Р,И.Сопов и H.Е.Вакатов (53) 621.28.886(088.8) (56) Патент США У 4358215, кл. F 16 В 3/00, 1978.

Патент США Ф 3421783, кл. 287.52.05, 1969. (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения— расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции. Указанная цель достигается за счет выполнения

„„Я0„„1286837 а1 шпонки (Ш) 1 в виде спиральной пру;. жины призматической формы. Для этого

Ш 1 размещена в пазах призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5. В полости Ш 1 установлен вкладыш 6 (войлочный, поролоновый и т.п.), пропитанный смазкой до насыщения, а на ее боковой поверхности выполнены каналы (К) 7 дпя подвода смазки. К 7 пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки.

При смещении в окружном направлении вала 4 относительно втулки 5 (под нагрузкой) Ш 1 деформируется и сжимает вкладьпп 6. Смазка по К 7 поступает в зону трения. Это позволяет ускорить подвод смазки в зону трения за счет упрощения конструкции системы смазки. 3 ил.

1286837

Изобретение относится к машиностроению.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных функций при упрощении конструкции.

На фиг,1 изображено соединение, разрез; на фиг.2 — расположение шпанки в пазу вала, вид сверху, на фиг.Эрасположение элементов соединения под нагрузкой.

10 0понка 1 выполнена в виде полой спиральной пружины 2 и размещена в пазах 3 призматической формы вала 4 и сопряженной с ним втулки 5.

Внутри шпонки 1 имеется пористый

f5 вкладыш 6, пропитанный смазкой до насыщения. Вкладьпп 6 может быть выполнен иэ войлока, поролона и т.п.

В шпонке 1 имеются каналы 7 для подвода смазки, которые пересекаются с поверхностью 8 сопряжения вала и втулки. Это сокращает объем полости масляной магистрали.

Если при работе соединения, состоя", 5 щего иэ вала 4 и втулки 5, нагрузка на вал (или ступицу) резко изменяется, то влияние изменения нагрузки на втулку (или вал) уменьшается за счет деформации упругой шпонки 1.

При смещении вала 4 относительно втулки 5 шпонка 1 деформируется. При этом вкладыш 6 сжимается и смазка по каналу 7 поступает в зону трения.

За счет наличия каналов для подвода смазки на боковой поверхности

35 призмы, пересекающихся с поверхностью сопряжения вала и втулки, и размещения вкладыша внутри призмы обеспечи- . вается ускоренный подвод смазки в зо- 40 ну трения благодаря сокращению до минимума объемов полостеи масляной магистрали.

Такое выполнение позволяет отказаться от специальных устройств, обеспечивающих подвод смазки к каналу (насоса, подпиточного бачка и т.п.).

Использование предложенного шпоночного соединения позволит расширить функциональные возможности при упрощении конструкции за счет исключения необходимости в совместной обработке паза вала и втулки, исключения необходимости изготовления нала и втулки иэ материалов, близких о твердости, обеспечения возможности крепления втулки в любой части вала при любой его длине, ускорения подвода смазки в зону трения, упрощения конструкции системы смазки.

Формула изобретения

Шпоночное соединение, содержащее вал, втулку, установленную в совмещенных пазах, шпонку, выполненную в. виде упругой полой спиральной пружины и средства для подвода смазки к сопряженным поверхностям соединения, о т л и ч а ю щ.е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных функций при упрощении конструкции, шпонка выполнена в виде призмы, а средства для подвода смазки - в виде пересекающихся с поверхностью сопряжения вала и втулки каналов, расположенных на боковой поверхности призмы, и размещенного в полости призмы упругопористого вкладыша, пропитанного смазочным веществом до насыщения.

1286837

Фиг. 2

Вклады/

Шибнка

Составитель В.Иванов

Редактор И.Рыбченко Техред М.Ходанич

Корректор М.Демчик °!

Заказ 7699/36 Тираж 758 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская на6., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ysi.Ïðîeêòíàÿ,$

Шпоночное соединение Шпоночное соединение Шпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области -машиностроения и может быть использовано во всех -отраслях народного хозяйства для соединения элементов конструкций машин и механизмов, работающих в условиях повышенньк температур и вибраций, в частности в двигателях летательных аппаратов

Изобретение относится к устройствам -для крепления оборудования к фундаментам.

Изобретение относится к машино- .строению, в частности к самостопорящимся резьбовым соединениям

Изобретение относится к области машиностроения, к механизмам регулировочных винтов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для стопорения шпилек при соединении деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для закрепления грузов на транспортных средствах

Изобретение относится к области общего машиностроения и приборостроения и может быть использовано в устройствах, где необходимо производить стопорение охватываемой детали в любом месте но длине охватываюн1ей детали

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх